Учебник для 9 класса

История России

       

§ 54. Строительство обновлённой Федерации

Народы и регионы России накануне и после распада СССР. Перестройка со всей очевидностью выявила необходимость решительного обновления федеративного устройства России. Строительство обновлённой Федерации было одной из самых неотложных и очень трудных задач, стоявших перед нашей страной в начале 90-х гг.

В канун президентских выборов 1991 г. Б. Н. Ельцин призвал региональных руководителей брать как можно больше самостоятельности и заключить Федеративный договор с Центром. Это заявление дало ему поддержку на выборах, но вместе с тем усилило национальные движения.

Национальные движения Татарии, Башкирии, Якутии, Бурятии, Тувы, Чечни и др. на своих съездах поставили вопрос о выходе из состава РСФСР или о заключении с Центром договоров об особом статусе их республик. В ноябре 1992 г. Общенациональный конгресс чеченского народа заявил о разделении Чечено-Ингушетии на Чечню и Ингушетию и о выходе Чечни из состава России. В Чечне началось формирование собственных воинских частей и отрядов народного ополчения, были захвачены армейские склады и военные базы. Перестали действовать конституционные органы власти, а Верховный Совет был распущен. В Татарии в противовес Верховному Совету был созван курултай татарского народа. В начале февраля 1992 г. он провозгласил государственную независимость Татарии от России.

Всё это заставляло центральную власть ускорить заключение Федеративного договора.

Федеративный договор. В чём состоял смысл Федеративного договора? Речь шла о том, чтобы предоставить национальным районам страны более широкие полномочия и соответственно перераспределить государственную собственность и власть. Проект договора содержал положение о том, что Россия становится федерацией независимых национальных государств, в которых преимущественными правами на землю, недра, производственные мощности пользуется народ данного государства. Родному языку предоставлялся статус государственного.

Федеративный договор был подписан 31 марта 1992 г. представителями всех республик, краёв и областей в составе РСФСР, кроме Татарстана и Чечни.

Конституция 1993 г. о принципах федеративного устройства России. Конституция 1993 г. провозгласила Россию федеративным государством. Она закрепила основные принципы федеративного устройства страны: государственную целостность России, единство системы государственной власти, разграничение полномочий между федеральными органами власти и органами субъектов Федерации, равноправие и право на самоопределение проживающих в ней народов.

Государственную власть в субъектах Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Государственным языком Российской Федерации на всей её территории является русский язык. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. Законы субъектов Федерации не могут противоречить федеральным законам. Если такое противоречие выявляется, действует федеральный закон. Не допускается установление каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, финансовых средств, услуг. Денежной единицей в Российской Федерации является рубль, введение иных денег не допускается.

Нарастание противоречий между Центром и регионами. Федеративный договор и Конституция не устранили всех противоречий в государственном устройстве России. Назовём некоторые из них.

Неравенство субъектов Федерации сохранялось. Что это значит? По Конституции Российская Федерация состоит из республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Они равноправны. Но это равенство оставалось во многом не реальным, а формальным. Полномочия, ответственность, возможности одних регионов России существенно отличались от полномочий и возможностей других регионов.

Принятые в некоторых республиках государственные акты не только противоречили Конституции и федеральным законам, но и нарушали принципы федеративного устройства России. В Башкортостане, например, вопросы владения, пользования и распоряжения собственностью республики регулировались только республиканским законодательством. Республика объявила себя самостоятельным участником международных и внешнеэкономических связей, ввела собственные налоги и прекратила их перечисление в федеральный бюджет. Были созданы самостоятельные от федеральных органов судебная система, прокуратура, адвокатура и нотариат. Подобного рода решения принимались в Татарстане и Чечне, Якутии и Туве. О готовности следовать их примеру заявляли другие республики и области.

Реакция последовала незамедлительно. Края и области, обладавшие мощным экономическим потенциалом и многочисленным населением, энергично протестовали против неравенства субъектов Федерации. Встал вопрос и о гарантиях прав русских, составляющих 85% населения России.

О разработке собственной конституции объявили в Туле и Кирове. Свердловская область изъявила желание провозгласить Уральскую республику. На Дальнем Востоке предлагали воссоздать Дальневосточную республику, в Сибири — Енисейскую. Эти процессы образно называют суверенизацией краёв и областей.

Наибольшее беспокойство вызывало развитие ситуации в Татарстане и Чечне.

Президенту Татарстана М. Ш. Шаймиеву удалось взять ситуацию под контроль. Он оговорил особый статус Татарстана в составе Российской Федерации. В феврале 1994 г. Татарстан подписал на этих условиях с федеральными властями договор о разграничении полномочий.

Из выступления президента республики Татарстан М. Ш. Шаймиева в связи с шестой годовщиной провозглашения государственного суверенитета республики Татарстан. 1996 г.

После принятия Декларации о государственном суверенитете... мы ставили вопрос не об отделении от России, а о построении подлинной федерации на договорной основе... Договор снял конфликтную ситуацию и внёс стабильность в общество. Он позволил расширить базу развития подлинной государственности Татарстана. Договор России с Татарстаном — благо не только для Татарстана. Это благо и для самой Российской Федерации.

Почему договор России с Татарстаном является, по словам М. Ш. Шаймиева, благом и для республики, и для Федерации в целом?

Иной курс выбрало руководство Чечни. Оно отказалось от заключения любых договорённостей с Центром. Отношения с ней приобрели крайне напряжённый, драматический характер. Центральная власть постепенно склонялась к силовому решению «чеченской проблемы».

Военно-политический кризис в Чеченской республике. До лета 1994 г. российское правительство через посредников вело переговоры о присоединении Чечни к Федеративному договору и разоружении незаконных вооружённых формирований. Успеха добиться не удалось. Давление на Чечню усилилось. В ответ 10 августа 1994 г. съезд чеченского народа в Грозном поддержал решение президента самопровозглашённой Чеченской Республики Ичкерия Д. Дудаева об объявлении всеобщей мобилизации и о начале «священной войны с Россией за независимость».

1 декабря 1994 г. Президент Ельцин предъявил Дудаеву ультиматум. Он потребовал немедленно сдать оружие. Одновременно российские армейские подразделения начали сосредоточиваться на границе с Чечнёй. Чеченские власти выполнить требования Президента отказались. 10 декабря 1994 г. федеральные силы вошли в Чечню.

К лету 1995 г. отряды сепаратистов были блокированы в горных районах республики. Боевики ответили террором: захватили почти 3 тыс. заложников в городской больнице города Будённовска (Ставропольский край). Федеральные власти были вынуждены выполнить условия террористов и начать переговоры. События показали, что переговоры нужны были чеченской стороне не для достижения мира, а для перегруппировки сил.

Начался новый этап вооружённого противостояния. В январе 1996 г. в момент обострения военных действий се-паратисты вновь захватили заложников, на этот раз в Дагестане. Вскоре дудаевцы были вытеснены в горные районы, мятежный генерал был убит. Террористические акты, похищения людей, захват заложников боевики использовали как средства достижения своих целей.

Потери среди войск и мирного населения вынудили руководство России пойти на переговоры. Результатов они не принесли.

В августе 1996 г. в канун торжественного вступления Ельцина в должность Президента вооружённые формирования чеченцев атаковали Грозный. Федеральные войска, понеся большие потери, оставили город. По поручению Президента начался новый этап переговоров. В сентябре 1996 г. в Хасавюрте были подписаны соглашения о выводе российских войск из Чечни и проведении свободных выборов. Решение вопроса о будущем Чечни откладывалось на 5 лет.

Война в Чечне стала крупнейшим военным столкновением на территории нашей страны со времён Великой Отечественной войны.

Результаты федеративного строительства в 1990-е гг. В 1990-е гг. удалось воссоздать Российскую Федерацию, сохранить её целостность, утвердить новые принципы федеративного устройства страны. Отношения Центра и регионов приобрели более равноправный характер. Эти отношения учитывали тенденции современного развития многонациональных государств. Это был главный итог федеративного строительства.

Преодолеть все противоречия и решить все проблемы не удалось. Роль федерального Центра в отношении с регионами была ослаблена. Между тем национальный вопрос приобретал всё большее значение. Оживилось русское национальное движение, лидеры которого выражали недовольство невниманием власти к проблемам русских.

Задача сохранения территориальной целостности России по-прежнему являлась одной из самых острых. Россия, казалось, повторяла путь к распаду, который прошёл СССР. Снижение экономического и политического значения Центра ослабляло связи между регионами, создавало ощущение, что все вопросы можно решить и без участия федеральной власти. Неудачи в Чечне вдохновляли сепаратистов в других регионах страны. Возникла острая необходимость изменения национальной политики.

Даты

1992, 31 марта — заключение Федеративного договора.

1994, 10 декабря — ввод федеральных войск в Чечню.

Проверяем свои знания

  1. Почему к началу 1990-х гг. возникла необходимость выработать новые принципы федеративного строительства в нашей стране?
  2. В чём причины оживления массовых национальных движений в России в начале 1990-х гг.?
  3. Какие варианты решения национального вопроса существовали в начале 1990-х гг.?
  4. Чем вы можете объяснить причины, побудившие Президента страны к силовому решению чеченской проблемы?
  5. В чём состояли, по вашему мнению, главные результаты национальной политики страны в 1990-е гг.?

Учимся быть историками

  1. Итоги Всероссийской переписи населения в октябре 2002 г. помогли создать более точный портрет российского общества начала XXI в. Используя материалы этой переписи, выясните, люди каких национальностей живут в вашем регионе. На каких языках они говорят? Какой язык считают родным?
  2. Сформулируйте не менее 10 противоречий между Центром и субъектами Федерации в 1990-е гг. Каковы причины этих противоречий? Предложите в виде рекомендаций варианты устранения этих противоречий.
  3. В средствах массовой информации, научно-популярных книгах, произведениях художественной литературы найдите материалы к историческому эссе на тему «Русский язык как государственный язык Российского государства».

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru