Учебник для 9 класса

История России

       

§ 50. Внешняя политика СССР в 1985—1991 гг.

Новое политическое мышление. В марте 1985 г. М. С. Горбачёв, отдавая дань традиции, подтвердил прежние подходы СССР во внешней политике. Однако вскоре оформилась новая философско-политическая концепция, получившая название «новое политическое мышление». О чём шла речь?

Горбачёв призывал отказаться от представлений о расколе современного мира на две противоположные общественные системы и признать мир целостным и неделимым. Он говорил о невозможности решения международных проблем силовыми методами и считал, что их нужно решать на основе баланса интересов сторон. Наконец, Горбачёв заявил о приоритете общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными, идеологическими, религиозными и иными.

Смена внешнеполитического курса советского руководства началась со смены главы внешнеполитического ведомства. Вместо А. А. Громыко, возглавлявшего МИД в течение 30 лет, министром был назначен бывший первый секретарь ЦК Компартии Грузии Э. А. Шеварднадзе. Были определены три основных направления внешней политики: нормализация отношений Восток — Запад через разоружение, разблокирование региональных конфликтов, установление тесных экономических и взаимовыгодных политических контактов с различными странами без предпочтения странам социалистического лагеря. Реализация этого курса имела как беспрецедентные успехи, так и крупнейшие провалы.

Начало разоружения. Ежегодными стали встречи руководства СССР и США, в ходе которых был налажен личный контакт между М. Горбачёвым и Р. Рейганом, а затем Дж. Бушем-старшим (ноябрь 1985 г. — Женева, октябрь 1986 г. — Рейкьявик, декабрь 1987 г. — Вашингтон, июль 1988 г. — Москва). Результатом переговоров стало подписание 8 декабря 1987 г. соглашения об уничтожении целого класса ядерных вооружений — ракет среднего и ближнего радиуса действия. Впервые от переговоров об ограничении вооружений две сверхдержавы перешли к ликвидации этого оружия. Вслед за этим были достигнуты соглашения о развитии сотрудничества, экономических отношений СССР с США.

Конечно, внешнеполитические акции СССР преследовали и определённые пропагандистские цели. Таково, например, было предложение о ликвидации ядерного оружия к 2000 г. И всё-таки в целом это была новая политика.

М. С. Горбачёв и президент США Р. Рейган на Красной площади в Москве

С 1988—1989 гг. идеологические принципы стали оказывать всё меньшее влияние на внешнюю политику СССР. Ухудшение внутриэкономического положения СССР заставило его руководство идти на всё более серьёзные и нередко односторонние уступки Западу в надежде добиться экономической помощи и политической поддержки.

В мае 1987 г. страны Варшавского договора внесли предложение об одновременном роспуске ОВД и НАТО (в первую очередь их военных организаций).

В июле 1991 г. в Москве был подписан советско-американский договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1), предусматривавший сокращение самых мощных видов наступательного оружия.

Эти шаги способствовали значительному ослаблению международной напряжённости.

Разблокирование региональных конфликтов. Предпринимались усилия и по ослаблению региональных противостояний СССР и США. В 1987 г. в ходе переговоров Горбачёва и Рейгана была достигнута договорённость о прекращении американской военной помощи противникам режима в Афганистане и о выводе оттуда советских войск. 15 февраля 1989 г. произошло событие, которого ждали советские люди и весь мир, — завершился вывод советского воинского контингента из Афганистана. В декабре 1989 г. II Съезд народных депутатов СССР принял решение об осуждении этой войны и признал грубой политической ошибкой участие в ней советских войск.

В том же году СССР начал вывод своих войск из Монголии. Одновременно советское руководство способствовало выводу вьетнамских войск из Кампучии. Всё это устранило препятствия на пути урегулирования советско-китайских отношений.

В мае—июне 1989 г. состоялся визит Горбачёва в Китай. Было официально объявлено о нормализации двухсторонних отношений и налаживании широкого экономического и культурного сотрудничества.

Советские представители сделали ряд шагов по урегулированию ближневосточного кризиса. В декабре 1991 г. в Мадриде было заключено международное соглашение, снявшее многие преграды, мешавшие нормализации отношений Израиля с соседними арабскими странами.

Отказ СССР от прямого вмешательства в гражданские конфликты в Эфиопии, Анголе, Мозамбике, Никарагуа стал началом поисков национального согласия в этих странах. Значительно сократились объёмы безвозмездной помощи союзным режимам и идейным единомышленникам.

СССР отказался также от поддержки дружественных ему правительств в Ливии и Ираке. Во время кризиса в Персидском заливе летом 1990 г. Москва впервые выступила с позиций поддержки Запада.

Все эти шаги, безусловно, оказывали заметное влияние на ослабление международной напряжённости, укрепление отношений СССР с нетрадиционными партнёрами — Израилем, ЮАР, Южной Кореей, Тайванем и др.

Распад социалистической системы. В 1989 г. начался вывод советских войск из стран Восточной и Центральной Европы. Наряду с самим курсом на перестройку ослабление военного присутствия СССР в союзных странах вызвало активизацию антисоциалистических настроений. Начавшиеся в них процессы демократизации привели в конце 1989 — начале 1990 г. к «бархатным» революциям в Польше, ГДР, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Албании. В декабре 1989 г. вооружённым путём был свергнут режим Н. Чаушеску в Румынии. В результате проведённого в 1990 г. референдума ГДР вошла в состав ФРГ. Произошла смена руководства в Монголии.

Пришедшие к власти в этих странах силы выступили за радикальную и быструю смену модели общественного развития. В короткие сроки были осуществлены приватизация и акционирование производства, проведены аграрные реформы. Многолетний советский диктат, военное присутствие в этих странах не могли не вызвать болезненной реакции: бывшие союзники отказались от ориентации на СССР и обратились за поддержкой к Западу. Разрыв традиционных экономических и политических связей с Восточной Европой ударил по советским интересам, осложнил и без того непростую внутреннюю ситуацию в СССР.

Весной 1991 г. состоялся официальный роспуск Совета экономической взаимопомощи и Организации Варшавского договора, завершивший распад социалистической системы. В декабре 1991 г. прекратил существование сам СССР.

Результаты политики «нового мышления». За годы перестройки международная напряжённость ослабла настолько, что в мире заговорили об окончании «холодной войны». В сознании людей как на Западе, так и на Востоке создававшийся десятками лет образ врага потерял былую силу и выразительность.

Впервые в истории началось не просто ограничение ядерных вооружений или их частичное сокращение, а ликвидация целых классов оружия массового поражения и освобождение Европы от обычных вооружений. Ослабло региональное противоборство СССР и США, что дало народам многих стран мир и возможность самоопределения без вмешательства извне.

Наметились реальные перспективы более тесной интеграции СССР и стран Восточной Европы в мировое хозяйство и международные политические структуры.

Наряду с безусловными позитивными переменами, происшедшими в мире, очевидно и другое — с окончанием «холодной войны», распадом СССР и крахом коммунистических режимов в Восточной Европе взорванной оказалась биполярная система международных отношений, на которой базировалась стабильность в мире.

Из «холодной войны» вышла лишь одна сверхдержава — США. Вторая распалась под влиянием внутренних и внешних факторов. Возникла опасность утечки современнейших военных технологий и вооружений в страны, от которых может исходить военная угроза.

Распад единой системы Вооружённых сил СССР не только снизил обороноспособность России, но и во многом способствовал эскалации межнациональных военных конфликтов (прежде всего на Кавказе и в Средней Азии). Рухнули и надежды на значительную западную помощь в решении внутренних проблем.

Наконец, с распадом социалистического лагеря и отказом от поддержки традиционных союзников в «третьем мире» Россия оказалась в сложном положении, не обретя с западными странами тех союзнических отношений, на которые рассчитывала.

Международная ситуация потребовала от российского руководства выработки новых внешнеполитических и оборонных концепций.

Дата

1988 — начало вывода советских войск из Афганистана.

Запоминаем новые слова

Биполярная система международных отношений — система, основанная на противостоянии двух сверхдержав и созданных ими военно-политических блоков — НАТО и ОВД.

Проверяем свои знания

  1. Что представляла собой политика «нового мышления»?
  2. Какие меры были предприняты советским руководством для ядерного разоружения? для ослабления противостояния с Западом?
  3. Что нового появилось в отношениях СССР с социалистическими странами в годы перестройки? В чём вы видите причины распада социалистического содружества?
  4. Какие шаги руководство СССР предприняло для разблокирования региональных конфликтов? Каковы их итоги?
  5. Оцените результаты осуществления политики «нового мышления» в 1985—1991 гг.

Учимся быть историками

  1. Из курсов истории и обществознания вам известно о тесной взаимосвязи внутренней и внешней политики. Покажите на примерах, каким образом внешняя политика СССР в период перестройки отражала особенности внутренней политики.
  2. Составьте хронологическую ленту событий одной из «бархатных революций» в странах Восточной Европы. Представьте её в виде презентации с фотографиями событий.
  3. Биполярный мир сложился по итогам Второй мировой войны и перестал существовать в начале 1990-х гг. Обсудите в классе вопрос об особенностях международных отношений в условиях биполярного мира. Что делало его конфликтным, неспокойным? Что, напротив, придавало известную стабильность? Какие «правила игры» складывались в нём?

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru