Учебник для 8 класса

История России
XIX век

§ 42. Литература, живопись, архитектура, музыка, театр

Литература. Русская литература во второй половине XIX века достигла нового взлета. В этот период раскрылся талант выдающихся русских писателей — И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова. Русская литература получила всемирное признание и стала одной из важнейших составляющих культурного наследия человечества.

Иван Сергеевич Тургенев (1818— 1883) происходил из богатой и старинной дворянской семьи. Окончил филологический факультет Петербургского университета, продолжил образование за границей. Два года (1842—1844) служил чиновником в Министерстве внутренних дел, но интереса к карьере не проявил. Его увлекла литература. В 1840-е годы появились в печати первые драмы и поэмы И. С. Тургенева. Он стал сотрудником общественно-литературного журнала «Современник».

И. С.  Тургенев

И. С. Тургенев

Всероссийская слава пришла к писателю после «Записок охотника» (1847—1852). В них Тургенев раскрыл поэтическую красоту русской природы, показал своеобразный духовный мир русского крестьянина. В последующие годы писатель создал несколько выдающихся по своим художественным достоинствам романов и повестей: «Рудин» (1856), «Дворянское гнездо» (1859), «Накануне» (1860), «Отцы и дети» (1862), «Дым» (1867). В них мастерски изображен уклад жизни дворянства и появление новых общественных деятелей, например народников.

Федор Михайлович Достоевский (1821—1881) родился в небогатой семье военного врача в Москве. Окончил пансион, а в 1843 году — Главное инженерное училище в Петербурге. Некоторое время служил инженером в инженерной команде Петербурга. Вышел в отставку в 1844 году, решив целиком посвятить себя литературе. Его первое большое произведение — роман «Бедные люди» (1846) — имел громадный успех. Весной 1847 года Достоевский стал завсегдатаем собраний тайного кружка М. В. Петрашевского, где обсуждались способы свержения существующего строя. В числе прочих начинающий писатель был арестован и по делу петрашевцев приговорен судом к смертной казни, позже замененной каторгой. Провел на каторге в Сибири около четырех лет (1850-1854). Пребывание там отображено в «Записках из Мертвого дома» (1861-1862).

Ф. М. Достоевский

Ф. М. Достоевский

Мировую славу Достоевскому принесли романы «Униженные и оскорбленные» (1861), «Игрок» (1866), «Преступление и наказание» (1866), «Идиот» (1868), «Бесы» (1872), «Братья Карамазовы» (1879).

Со временем писатель полностью порвал с революционными увлечениями молодости, осознал фальшь и опасность теорий по насильственному переустройству мира. Его произведения пронизаны размышлениями о смысле человеческой жизни. Достоевский видел возможность постижения истины бытия лишь с помощью христианской веры. Нравственному совершенствованию людей он придавал исключительное значение, считая, что общественные проблемы создаются человеческими пороками, нравственным несовершенством людей.

Граф Лев Николаевич Толстой (1828—1910) родился в родовитой дворянской семье. Некоторое время учился на восточном и юридическом факультетах Казанского университета, но курса не кончил, науки его не увлекли. Отправился на Кавказ в действующую армию. Там разворачивалась решающая фаза войны с армией Шамиля. Провел на Кавказе два года (1851—1853).

Л. Н. Толстой

Л. Н. Толстой

Когда началась Крымская война, Толстой добровольцем отправился на фронт и принимал участие в обороне Севастополя. Выйдя в отставку, много путешествовал по Европе, затем служил в управлении Тульской губернии. В 1861 году поселился в имении Ясная Поляна недалеко от Тулы.

Там Толстой написал свои известнейшие романы — «Война и мир» (1863—1869), «Анна Каренина» (1873—1877) и «Воскресение» (1889—1899).

Его перу принадлежит также множество рассказов, повестей, сказок, статей. Писатель создал многообразную панораму русской жизни, изобразил нравы и быт людей разного общественного положения, показал борьбу добра со злом в душе человека. Его роман «Война и мир» до сих пор остается самым выдающимся литературным произведением об Отечественной войне 1812 года.

Многие политические и общественные проблемы привлекали внимание писателя. С годами Толстой превратился в беспощадного критика общественных устоев. Ему представлялось, что в России и власть «не та», и Церковь «не та». И он порвал с Церковью.

В 1901 году писатель был отлучен от Церкви. Но покаяния с его стороны не последовало, и Толстой был погребен без церковного обряда.

Антон Павлович Чехов (1860-1904) родился в городе Таганроге в купеческой семье. Закончил медицинский факультет Московского университета. Работал врачом в Московской губернии. Литературную деятельность начал с фельетонов и коротких юмористических рассказов.

А. П. Чехов

А. П. Чехов

Крупные повести, рассказы и очерки писателя появились в конце 1880-х годов: «Степь», «Огни» (1888), «Скучная история» (1889), «Палата № 6» (1892), «Мужики» (1897), «Три года» (1895), «Из Сибири» (1890), «Остров Сахалин» (1893-1894).

Создав несколько замечательных сценических произведений, Чехов заявил о себе как о большом драматурге. Это пьесы «Иванов» (1887), «Дядя Ваня» (1889), «Чайка» (1896), «Три сестры» (1901), «Вишневый сад» (1904). Мастер тонкого психологического портрета, Чехов размышлял о судьбах людей с добрым чувством и симпатией, относясь снисходительно к их слабостям и недостаткам.

Живопись. В 1870 году в России произошло событие, оказавшее мощное воздействие на развитие изобразительного искусства: возникло Товарищество передвижных художественных выставок. Товарищество организовали молодые художники, большей частью выпускники Петербургской Академии художеств, не разделявшие эстетические принципы руководителей академии. Изображать «вечную красоту», ориентируясь лишь на классические образцы европейского искусства, они не хотели.

Отражая общий общественный подъем 1860-х годов, художники стремились приблизить искусство к жизни, стать выразителями общественных чаяний и настроений. Их привлекала красота родной земли, живые люди, их заботы и устремления. С Товариществом передвижников были связаны почти все выдающиеся художники России той эпохи.

На протяжении нескольких десятилетий Товарищество передвижников (обычно их называли просто передвижниками) организовало множество выставок, которые перевозились (передвигались) по разным городам. Первая такая выставка состоялась в 1872 году.

И. Н. Крамской. Христос в пустыне

И. Н. Крамской. Христос в пустыне

Иван Николаевич Крамской (1837—1887) родился в бедной семье. Студентом Петербургской Академии художеств возглавил группу из 14 выпускников, отказавшихся участвовать в конкурсе, на который требовалось представлять картины только на мифологические темы. Протестующие покинули академию и создали Артель взаимопомощи, ставшую позже основой Товарищества передвижников. Крамской прославился как мастер портрета. Он запечатлел на полотнах многих известных людей России — Л. Н. Толстого, Н. А. Некрасова, П. М. Третьякова, С. П. Боткина и др. Писал он и людей из народа. Крамскому принадлежат большие произведения на евангельские сюжеты, например «Христос в пустыне» (1872), и на бытовые — «Неутешное горе» (1884)и др.

И. И. Левитан. Тихая обитель

И. И. Левитан. Тихая обитель

Исаак Ильич Левитан (I860—1900) — художник-пейзажист, крупный мастер, создавший множество картин, раскрывших красоту русского пейзажа, отображавших ширь и неповторимость родной природы. К числу наиболее известных его работ относятся «Владимирка» (1892), «Над вечным покоем» (1894), «Март» (1895), «Озеро. Русь» (1900).

В. Г. Перов. Проводы покойника

В. Г. Перов. Проводы покойника

Василий Григорьевич Перов (1833—1882) — один из организаторов Товарищества передвижников. Учился живописи в Арзамасской рисовальной школе, затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и в Петербургской Академии художеств. По окончании курса в 1869 году получил стипендию и совершенствовал свое мастерство в Париже.

Перов заявил о себе как о большом художнике-реалисте. Его картины отличались острым общественным содержанием: «Сельский крестный ход на Пасху» (1861), «Проводы покойника» (1865), «Тройка» (1866), «Последний кабак у заставы» (1868).

Перов — мастер лирических жанровых сцен: «Птицелов» (1870), «Охотники на привале» (1871); автор портретов А. Н. Островского (1871), Ф. М. Достоевского (1872). Обращался Перов и к историческим темам. Широко известно его полотно «Суд Пугачева» (1875).

И. Е. Репин. Арест пропагандиста

И. Е. Репин. Арест пропагандиста

Илья Ефимович Репин (1844—1930) — один из самых разносторонних художников, которому с равным блеском удавались портреты, жанровые сцены, пейзажи и большие исторические полотна. Он родился в семье военного поселенца в городе Чугуеве в Харьковской губернии и первые навыки рисования получил у местных украинских иконописцев. В 1863 году переехал в Петербург и поступил в Академию художеств, где его наставником стал И. Н. Крамской. Академию окончил в 1871 году и как способный выпускник получил стипендию для творческой командировки во Францию и Италию.

В 1870-е годы И. Е. Репин оказался в ряду наиболее крупных живописцев, его имя обрело популярность. Каждая новая его картина вызывала живейший интерес и споры. К числу наиболее знаменитых полотен художника относятся «Бурлаки на Волге» (1873), «Крестный ход в Курской губернии» (1883), «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885), «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1891), «Арест пропагандиста» (1892), «Мусоргский» (1881). Это целая панорама жизни страны с яркими народными характерами.

В. И. Суриков. Взятие снежного городка

В. И. Суриков. Взятие снежного городка

Василий Иванович Суриков (1848—1916) — автор нескольких монументальных полотен, которые посвящены переломным моментам, напряженным конфликтам русской истории. Самые знаменитые его работы — «Утро стрелецкой казни» (1881), «Меншиков в Березове» (1883), «Боярыня Морозова» (1887) и «Покорение Сибири Ермаком» (1895).

В. А. Серов. Николай II

В. А. Серов. Николай II

Валентин Александрович Серов (1865—1911) — мастер портрета. Художнику удавалось передать настроение человека, его характер. «Девочка с персиками» (1887) принесла Серову широкую известность. Художник создал целую галерею портретов современников — царя Николая II, актрисы М. Н. Ермоловой, художника К. А. Коровина, певца Ф. И. Шаляпина, актера В. М. Качалова, балерины Т. П. Карсавиной, писателя А. М. Горького, купчихи М. А. Морозовой, князя Ф. Ф. Юсупова. Кисти Серова принадлежат также полотна на бытовые и исторические темы («Петр I», 1907), а также пейзажи — «Октябрь» (1895), «Баба в телеге» (1899), «Стригуны на водопое» (1904).

В. А. Серов. Девочка с персиками

В. А. Серов. Девочка с персиками

Архитектура. С середины XIX века в России наметился явный поворот в развитии архитектуры. Ранее зодчие творили главным образом по заказу вельмож, членов царской фамилии, воздвигали великолепные дворцы, монументальные здания для государственных учреждений, храмы. Теперь все чаще возникала потребность в работе над зданиями другого назначения, требовались деловые конторы (офисы), железнодорожные вокзалы, магазины, большие доходные дома. Только строительство Транссибирской магистрали вызвало к жизни сооружение десятков железнодорожных вокзалов на всем протяжении трассы.

Капитал предъявлял свои требования: здания должны быть удобны, функциональны и одновременно красивы, а строительство — быстрым и экономным.

Верхние торговые ряды

Верхние торговые ряды

Эти новые задачи русские архитекторы решали успешно. В то же время строительство больших, об щественно значимых сооружении продолжалось Исторический музей еще более широко, чем раньше.

В 1893 году в Москве на Красной площади завершилось строительство Верхних торговых рядов (архитектор Александр Никанорович Померанцев, 1848—1918). Это было крупнейшее торговое здание, не имевшее в мире аналогов. Современников поражала огромная стеклянная крыша, спроектированная инженером Владимиром Григорьевичем Шуховым (1853—1939). Здание органично вписалось в ансамбль Красной площади, став неотъемлемой ее частью.

Исторический музей

Исторический музей

В 1881 году было завершено строительство величественного здания Исторического музея (открыт для публики в 1883 году). Он стал самым большим по площади музеем в России и одним из крупнейших в мире. Архитектор музея — Владимир Осипович Шервуд (1833—1897).

В этот же период состоялось открытие двух замечательных музеев мирового уровня — Третьяковской галереи (1892) в Москве и Русского музея (1898) в Петербурге.

Памятник «Тысячелетие России»

Памятник «Тысячелетие России»

Скульптор Михаил Осипович Микешин (1835— 1896) обрел славу сразу после открытия в 1862 году в Новгороде памятника «Тысячелетие России», созданного по его проекту.

Памятник А. С. Пушкину

Памятник А. С. Пушкину

Скульптору Александру Михайловичу Опекушину (1838—1923) принадлежит ряд интересных памятников, отличавшихся исторической конкретностью и поэтичностью. Наиболее известные из них — памятник А. С. Пушкину в Москве (1880) и памятник М. Ю. Лермонтову в Пятигорске (1889).

Музыка. Музыкальная жизнь России второй половины XIX века отличалась широтой и многообразием. В крупнейших городах возникали консерватории и музыкальные училища, открывались концертные залы, создавались музыкальные общества. Именно в этот период раскрылся талант наиболее известных русских композиторов — М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова и Н. А. Римского-Корсакова.

М. П. Мусоргский

М. П. Мусоргский

Модест Петрович Мусоргский (1839—1881) окончил школу гвардейских прапорщиков. С юных лет увлекался музыкой. В конце 1850-х годов вошел в кружок музыкальных деятелей, получивший название «Могучая кучка». Как крупный композитор Мусоргский заявил о себе оперой «Борис Годунов» (1872). Сюжетной основой ее являлась трагедия А. С. Пушкина. Первая сценическая постановка оперы успеха не имела. Отечественная публика, воспитанная на итальянских музыкальных спектаклях, с трудом воспринимала музыкальную драму, пронизанную национальными мотивами. Понадобилось время, чтобы общество осознало, что это монументальное произведение — одно из главных достижений русской музыкальной культуры.

Опера М. П. Мусоргского «Хованщина» (1872—1880, завершена Н. А. Римским-Корсаковым, 1883) построена на народных музыкальных мотивах. В «Сорочинской ярмарке» (1874—1880, окончена Ц. А. Кюи, 1916) использованы украинские народные напевы.

Н. А. Римский-Корсаков

Н. А. Римский-Корсаков

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844—1908) происходил из старинной дворянской семьи. Служил офицером на флоте и с юных лет увлекался сочинением музыки. После выхода в отставку вошел в состав «Могучей кучки» и целиком посвятил себя музыке. С 1871 года — профессор Петербургской консерватории, в 1883— 1894 годах — управляющий Придворной певческой капеллой.

Первая опера Римского-Корсакова «Псковитянка», поставленная в 1873 году, сделала имя композитора широко известным. В основе оперы — сюжет из русской истории. Сказочно-былинные мотивы легли в основу опер «Садко» (1896), «Млада» (1892), «Царская невеста» (1898) и «Кащей Бессмертный» (1902).

П. И. Чайковский

П. И. Чайковский

Петр Ильич Чайковский (1840—1893) — величайший русский композитор.

Он родился в дворянской семье. Окончил Училище правоведения в Петербурге в 1859 году и служил 4 года чиновником в Министерстве юстиции. Но душа его принадлежала музыке. Еще будучи чиновником, он в 1861 году поступил в учебный класс Русского музыкального общества, затем, в 1862— 1865 годах, прошел курс композиции в Петербургской консерватории. В 1866 году его пригласили в Московскую консерваторию, где он в качестве профессора проработал 12 лет. В 1885 году стал директором московского отделения Русского музыкального общества, в 1892 году избран членом-корреспондентом французской Академии изящных искусств, а в 1893 году удостоился звания почетного доктора Кембриджского университета (Великобритания).

Музыкальным сочинительством Чайковский занимался с ранних лет и создал множество ярких произведений различного характера. Музыка композитора завораживает слушателя, она наполнена поразительной силой. В ней тонко передаются душевные порывы человека. Чайковский создал высочайшие образцы опер, балетов, симфонических и камерных произведений. В их числе оперы «Евгений Онегин» (1878), «Мазепа» (1883), «Черевички» (1885), «Чародейка» (1887), «Пиковая дама» (1890) и др.

Крупнейшие произведения мирового балетного искусства — «Лебединое озеро» (1876), «Спящая красавица» (1889) и «Щелкунчик» (1892) получили мировое признание прежде всего благодаря музыке П. И. Чайковского.

С. В. Рахманинов

С. В. Рахманинов

Сергей Васильевич Рахманинов (1873—1943) окончил в 1891 году Московскую консерваторию и получил известность как талантливый дирижер и один из самых ярких представителей мирового исполнительского искусства. С юных лет Рахманинов сочинял музыку. На выпускном акте в Консерватории его опера «Алеко» (1892) удостоилась большой золотой медали. Позже он получил известность как автор произведений для симфонического оркестра и фортепиано.

Театр. Положение русского театра во второй половине XIX века существенно изменилось. Возникло множество частных театральных трупп, гастролировавших по России. Однако в этом многообразии сохранялись театры, считавшиеся первыми в театральном мире. Это прежде всего Мариинский театр в Петербурге и Большой театр в Москве. Они назывались императорскими и содержались на казенные средства. К концу XIX века в их репертуаре преобладали оперы и балеты отечественных композиторов.

Санкт-Петербург. Мариинский театр

Санкт-Петербург. Мариинский театр

На сценах драматических театров шли пьесы как русских, так и зарубежных авторов. До конца XIX века первыми драматическими сценами оставались Малый театр в Москве и Александрийский в Петербурге. В самом конце века в их число вошел и Московский Художественный театр.

К. С. Станиславский

К. С. Станиславский

Он был учрежден актером и режиссером Константином Сергеевичем Станиславским (1863—1938) и режиссером Владимиром Ивановичем Немировичем-Данченко (1858—1943). Первый спектакль — драма А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович» — состоялся в октябре 1898 года. В труппу театра вошли молодые актеры, которые со временем стали украшением русской сцены. Это М. П. Лилина, В. В. Лужский, И. М. Москвин, М. Ф. Андреева, О. Л. Книппер-Чехова, В. Э. Мейерхольд и др. Театр сформировал новый тип актера, тонко передающего особенности психологии героя, а каждый спектакль являлся ярким театральным действием, где не было незначительных ролей. Все актерские работы отличались филигранным мастерством.

В. И. Немирович-Данченко

В. И. Немирович-Данченко

На сцене МХТа ставились русские и иностранные пьесы. Именно здесь ныне всемирно известные чеховские пьесы получили настоящее признание. Здесь же с огромным успехом прошли первые постановки пьес А. М. Горького.

Театральным событием национального масштаба стало возникновение первой в России Частной оперы. Ее основателем явился крупный предприниматель и известный меценат Савва Иванович Мамонтов (1841 —1918).

С. И. Мамонтов

С. И. Мамонтов

Широкую известность получило творчество замечательной актрисы Марии Николаевны Ермоловой (1853—1928), создавшей на сцене Малого театра целую серию интереснейших образов отечественной и зарубежной драматургии. Ермолова особенно прославилась исполнением ролей в пьесах А. Н. Островского. Она была любимой актрисой не только Москвы, но и всей России.

Вера Федоровна Комиссаржевская (1864 —1910) долгое время выступала лишь на провинциальной сцене. В 1896 году она была приглашена в Александрин-ский театр и быстро завоевала признание как лирическая актриса, обладавшая тончайшей, проникновеннейшей искренностью.

Прославленный русский певец и актер Федор Иванович Шаляпин (1873—1938) родился в бедной семье, в юности работал сапожником, токарем, писцом, грузчиком. Музыкальной грамотой овладел в церковном хоре. В 1891 —1892 годах разъезжал по России в составе украинской певческой группы. В 1893 году начал выступать на профессиональной сцене. В 1896 году его пригласил в свою Частную оперу С. И. Мамонтов. Именно здесь взошла звезда этого удивительного певца и актера, ставшего скоро первым вокалистом России, а позднее получившего мировую известность.

Ф. И. Шаляпин

Ф. И. Шаляпин

Среди лучших партий Шаляпина — царь Борис («Борис Годунов» М. П. Мусоргского), Мефистофель («Фауст» Ш. Гуно), Иван Грозный («Псковитянка» H. А. Римского-Корсакова), Сусанин («Жизнь за царя» М. И. Глинки), Дон Кихот («Дон Кихот» Ж. Массне). Шаляпин великолепно исполнял также русские народные песни и романсы. Позже проявил себя и как талантливый театральный режиссер.

Вопросы и задания

  1. Как вы думаете, какие новые представления о целях и задачах литературы и искусства, их роли в общественной жизни сложились в России во второй половине XIX в.?
  2. Отметьте, какие социальные проблемы получили отражение в русской литературе во второй половине XIX в. Чем можно объяснить столь острую постановку нравственных проблем? Какие примеры вы могли бы привести?
  3. Что нового появилось в изобразительном искусстве во второй половине XIX в.? Назовите социальные проблемы, получившие отражение в живописи.
  4. Объясните, с чем связано появление объединения художников-передвижников. Что их объединяло? Кто входил в состав Товарищества?
  5. Составьте план к рассказу о музыкальной и театральной культуре в России во второй половине XIX в.

 

Рейтинг@Mail.ru