Учебник для 8 класса

История России
XIX век

§ 41. Система образования и наука

Образование. Вступление России на путь ускоренного экономического развития и ослабление всевозможных административных препон благоприятно сказались на развитии отечественной системы образования, науки и культуры.

Рост экономики повышал спрос на специалистов различного профиля. Это обусловило создание сети учебных заведений от низших (церковно-приходских школ) до университетов.

В России действовало несколько десятков высших учебных заведений различного назначения. Существовало 9 университетов — Петербургский, Московский, Варшавский, Казанский, Новороссийский (Одесса), Киевский, Харьковский, Юрьевский (Дерптский-Тартуский), Томский. В университеты принимались молодые люди, имевшие аттестат зрелости, окончившие гимназию или сдавшие без обучения (экстерном) экзамены за гимназический курс.

Специализированными высшими учебными заведениями были Петербургский технологический институт, Харьковский технологический институт, Московское техническое училище, Томский технологический институт, Рижский политехнический институт, Горный институт в Петербурге, Институт гражданских инженеров и Институт инженеров путей сообщения. Имелись еще педагогические институты в Петербурге и городе Нежине (Черниговская губерния), Московский сельскохозяйственный институт, Училище правоведения, Лесной институт в Петербурге и некоторые другие. К числу специальных высших учебных заведений относились 5 военных и 4 духовные академии.

Всего в 1898 году в России было 52 высших учебных заведения. Специалисты, которых они готовили, получали разностороннее образование с учетом новейших научных достижений.

Существовало несколько типов средних учебных заведений, самыми известными из которых были гимназии (обучение — 8 лет) и реальные училища (6 лет).

В гимназиях основное внимание уделялось преподаванию русского языка и литературы, истории, иностранных языков, в том числе древних (латыни и греческого). Считалось, что высокообразованный человек обязан знать эти классические языки.

Гимназист

Гимназист

В реальных училищах, помимо истории, географии и русского языка (здесь программы гимназий и училищ были очень близки), упор делался на изучении современных иностранных языков, прежде всего французского и немецкого, а также физики, математики, рисования и черчения.

К концу XIX века в России числилось 196 мужских гимназий, 44 прогимназии (гимназии с укороченным курсом обучения) и 117 реальных училищ. Существовали сотни других средних учебных заведений. Основная их часть возникла после 1861 года.

Реальное училище в Астрахани

Реальное училище в Астрахани

Количество начальных школ и училищ измерялось десятками тысяч. В 1898 году в них обучалось около 4 млн человек. И все-таки России надо было приложить еще немало усилий для превращения в страну всеобщей грамотности. Около 60% населения, главным образом людей среднего и старшего возраста, не умели ни читать, ни писать.

Просвещение. Постепенный рост грамотности, развитие просвещения вели к заметному увеличению спроса на книги. Ослабление цензурных ограничений также способствовало расцвету книгоиздательства. Если в 1864 году в Российской империи имелись 181 типография, напечатавшие 1836 видов книг, то в 1894 году число типографий равнялось 1315, а количество выпущенных книг достигло почти 11 тыс. наименований.

Преподаватели и учащиеся церковно-приходской школы

Преподаватели и учащиеся церковно-приходской школы

Первая газета появилась в России в 1703 году. В дальнейшем количество газет и журналов увеличивалось медленно, потребность в них оставалась низкой. В 1806 году в России выходило лишь 30 газет и журналов. Большая их часть издавалась в Петербурге и Москве. Тиражи их оставались небольшими: 1—2 тыс. экземпляров.

Перелом наступил после 1861 года. В последующие десятилетия возросли и количество газет и журналов, и их тиражи. К концу XIX века дневной тираж крупнейших российских газет исчислялся десятками тысяч экземпляров.

На занятиях в ремесленном училище

На занятиях в ремесленном училище

В 1894 году в России выходило 804 периодических издания — общественно-политические, литературные, юмористические, научные, рекламные, справочные, спортивные. Большая часть — на русском языке. Имелись также газеты и журналы на французском, немецком, польском, украинском, еврейском и других языках.

Наука. Во второй половине XIX века российская наука получила невиданное развитие, а русские ученые встали в ряд самых выдающихся деятелей мирового научного мира. Это прежде всего химик А. М. Бутлеров, врач С. П. Боткин, историк С. М. Соловьев, физиолог И. П. Павлов, химик Д. И. Менделеев, физик А. Г. Столетов, изобретатели П. Н. Яблочков и А. Ф. Можайский, географы и путешественники Н. Н. Миклухо-Маклай и Н. М. Пржевальский.

Александр Михайлович Бутлеров (1828—1886) окончил в 1849 году физико-математический факультет Казанского университета. Преподавал там до 1869 года, затем был приглашен на работу в Петербургский университет. Здесь он основал химическую лабораторию, ставшую важнейшим исследовательским центром в России. Бутлеров разработал теорию химического строения тел, согласно которой свойства веществ определяются порядком расположения и связями атомов в молекулах. Он также впервые получил искусственную глюкозу. Бутлеров был членом Российской Академии наук, его приняли в свои состав многие иностранные научные общества.

Д. И. Менделеев

Д. И. Менделеев

Выдающийся химик Дмитрий Иванович Менделеев (1834—1907) происходил из многодетной семьи директора тобольской гимназии. Студентом педагогического института в Петербурге опубликовал первую научную работу о химическом составе некоторых минералов. В 1856 году защитил магистерскую диссертацию и был приглашен преподавателем в Петербургский университет. В 1865 году защитил докторскую диссертацию, стал профессором. Опубликовал более 500 научных работ. Его учебник «Органическая химия» считался образцовым. Всемирную славу Д. И. Менделееву принесло открытие им в 1869 году периодического закона химических элементов, ставшего одним из основных законов естествознания. Труд «Основы химии», где был опубликован этот закон, переиздавался в России множество раз, переведен на многие иностранные языки.

А. Г. Столетов

А. Г. Столетов

Научная деятельность известного физика Александра Григорьевича Столетова (1839—1896 ) протекала в Московском университете. Он создал ставшую классической теорию магнитных свойств железа, опубликовал крупные работы по фотоэффекту. Исследовал газовые разряды, критические состояния тел и многие другие важнейшие направления физики. Его работы еще при жизни получили известность и признание не только в России, но и за границей.

Павел Николаевич Яблочков (1847—1894) — талантливый электротехник. В 1875 году он изобрел дуговую электролампу, чем проложил дорогу ускоренному внедрению электрического освещения.

Контр-адмирал Александр Федорович Можайский (1825—1890) прославил русскую науку изобретением самолета («воздухоплавательного снаряда»), который был построен в 1882 году.

С. П. Боткин

Боткин

Сергей Петрович Боткин (1832—1889) происходил из московской купеческой семьи известных чаеторговцев. Окончил медицинский факультет Московского университета. Во время Крымской войны (1853—1856) работал под руководством Н. И. Пирогова в Бахчисарайском лазарете. С 1860 года Боткин — профессор Медико-хирургической академии в Петербурге, где вскоре возглавил терапевтическую клинику. Его успехи в лечении больных принесли ему широкую известность. Он особенно прославился исследованиями заболеваний сердечно-сосудистой системы. Опубликовал множество научных работ. В 1888 году был избран председателем Общества русских врачей. Кроме того, Боткин являлся членом 43 русских и иностранных научных учреждений и обществ.

Иван Петрович Павлов (1849—1936) окончил духовную семинарию, физико-математический факультет Петербургского университета и Медико-хирургическую академию. Заведовал физиологической лабораторией академии. Прославился как выдающийся физиолог, разработавший теорию физиологии высшей нервной деятельности человека. Открытия Павлова в области физиологии кровообращения и пищеварения были отмечены присуждением ему в 1904 году Нобелевской премии. С 1907 года — академик Петербургской Академии наук.

С. М. Соловьев

С. М. Соловьев

Сергей Михайлович Соловьев (1820-1879) происходил из семьи московского священника. Окончил Московский университет (1842), затем служил домашним учителем в семье графа А. П. Строганова. Несколько лет прожил за границей, слушал лекции в Парижском и Берлинском университетах. С 1845 года работал преподавателем в Московском университете. Опубликовал множество работ по истории России. Самый известный труд С. М. Соловьева — «История России с древнейших времен» — включал 29 томов (последний вышел после смерти ученого). Используя множество документов, С. М. Соловьев описал русскую историю от времен первых киевских князей до XVIII века включительно.

Н. Н. Миклухо-Маклай

Н. Н. Миклухо-Маклай

Николай Николаевич Миклухо-Маклай (1846—1888) родился в семье инженера. В 1863 году он поступил в Петербургский университет, но через год за участие в студенческих волнениях был исключен из него. Закончил образование в Германии. С молодости Миклухо-Маклай увлекался изучением жизни народов далеких стран. Несколько лет (1871—1872, 1876—1877, 1883) провел на Новой Гвинее и на островах Океании. Там собрал огромную коллекцию различных предметов культуры, которую передал в дар Этнографическому музею в Петербурге. Издал несколько работ, где подробно описал быт и нравы папуасов. В своих исследованиях доказывал родство различных народов, опровергая теории о «высших» и «низших» расах.

Н. М. Пржевальский

Н. М. Пржевальский

Николай Михайлович Пржевальский (1839—1888) происходил из семьи смоленских дворян. Окончил гимназию, позже — Академию Генерального штаба, затем преподавал географию и историю в юнкерском училище. Многие годы занимался исследованием малоизвестных территорий Дальнего Востока и Средней Азии. Его прославили этнографические зарисовки и описания природы Средней Азии, где под его руководством работали 4 экспедиции. Открыл и описал несколько горных хребтов и озер, обнаружил неизвестные до того виды животных — дикого верблюда, тибетского медведя, дикую лошадь, названную его именем (лошадь Пржевальского).

Вопросы и задания

  1. Раскройте, какое влияние оказала эпоха реформ на культурное развитие страны.
  2. Чем было обусловлено развитие образования в пореформенные годы и в чем это выражалось?
  3. Объясните, почему в пореформенной России столь успешное развитие получило высшее техническое образование.
  4. Охарактеризуйте систему образования, сложившуюся в России к концу XIX в. Какие сдвиги произошли в области народного образования?
  5. Расскажите о развитии книгоиздательского дела в России во второй половине XIX в.
  6. Объясните, что способствовало прогрессу отечественной науки и техники во второй половине XIX в. С какими именами, научными открытиями связан этот процесс?
  7. Используя содержание учебника, составьте таблицу «Деятели отечественной науки второй половины XIX века».

 

Рейтинг@Mail.ru