Учебник для 8 класса

История России
XIX век

§ 38. Появление марксизма в России

Марксизм и Россия. Борьба рабочих за улучшение своего положения постепенно стала привлекать внимание различных кружков и организаций, называвших себя социалистическими.

В России существовало два основных направления социалистических течений общественной мысли.

Первое представляли народники, которые верили в «социалистический инстинкт» крестьянина. Именно на крестьянство были ориентированы все их программы и призывы.

Второе течение представляли марксисты, внимание которых целиком было обращено на рабочих. Они были уверены в неизбежности капиталистической перестройки России. Развитие же капитализма означало рост рабочего класса (пролетариата), постепенное превращение его, как они полагали, в главную общественную силу. Чтобы отстоять свои права, рабочим необходимо понять механизм эксплуатации (французское слово exploitation означает «присвоение чужого труда»), они должны объединиться. Лишь после этого, полагали марксисты, рабочие смогут свергнуть власть капитала и построить справедливое, социалистическое общество.

Как правило, по своему происхождению лидеры социалистических партий и кружков никакого отношения к рабочему классу не имели. Многие из них вышли из вполне благополучных, обеспеченных семей. Главным своим теоретиком они считали уроженца Германии экономиста Карла Маркса (1818—1883).

Маркс разработал теорию революционного преобразования существующего мира. Он утверждал, что если изменить форму собственности, упразднить частное владение средствами производства и передать их в руки трудящихся, то улучшатся условия их жизни, изменятся их представления, навыки, устремления.

Титульный лист первого русского издания «Капитала» К. Маркса

Титульный лист первого русского издания «Капитала» К. Маркса

В 1867 году К. Маркс опубликовал первый том своего знаменитого труда «Капитал», где, как потом утверждали его многочисленные последователи, «дал всесторонний анализ развития капитализма и показал неизбежность его революционной смены социализмом».

Маркс являлся революционером, т.е. человеком, уверенным, что для изменения общественных условий нужны революционные действия. Маркс призывал создавать партии, «передовые отряды пролетариата», которые должны стать «локомотивами» общественных преобразований, «встать в авангарде общественной борьбы».

Близким другом и единомышленником Маркса являлся Фридрих Энгельс (1820—1895), сын фабриканта, наследник большой торгово-промышленной фирмы в Англии.

Только развитое капиталистическое общество марксисты считали преддверием общества, где восторжествует справедливость и «царство коммунизма». Россию конца XIX века к разряду стран победившего капитализма отнести было никак нельзя, и все теории революционных демократов отводили ведущую роль в будущей революции крестьянству. Со временем первые русские марксисты уверовали в специфические социальные теории, очень мало или совсем не связанные с учением К. Маркса и Ф. Энгельса.

Первые марксисты: Г.В. Плеханов и «Освобождение труда». В середине XIX века в Европе начали возникать группы и кружки марксистов-социалистов. В России первые кружки в среде рабочих появились в 1870-е годы. Это «Южнороссийский союз рабочих» в Одессе (1875) и «Северный союз русских рабочих» в Петербурге (1878). Они находились под сильным влиянием народничества. Существенного воздействия на рабочих и политическую обстановку в стране эти организации не оказали.

Значительно большую роль сыграла организация под названием «Освобождение труда» (1883), руководителем которой стал один из известнейших русских марксистов Георгий Валентинович Плеханов (1856—1918).

Г. В. Плеханов

Г. В. Плеханов

Он родился в дворянской семье, окончил гимназию, поступил в Петербургский горный институт. Будучи студентом, увлекся революционными учениями. В 1876 году вступил в организацию народников «Земля и воля». Бросил институт и стал профессиональным революционером. В 1879 году возглавил народническую организацию «Черный передел». В 1880 году уехал за границу и в Россию вернулся лишь после Февральской революции 1917 года.

Оказавшись в Европе, Плеханов стал убежденным приверженцем марксизма. Он увидел в нем истинно научное учение, которое поможет преобразовать мир и построить социализм. Плеханов стал популяризатором идей Маркса.

1883 - создание группы «Освобождение труда»

В группу «Освобождение труда» входило около 10 человек, почти все из числа бывших народников. Они разочаровались в народничестве после того, как увидели, что убийство в 1881 году императора Александра II не привело к народному восстанию. Значит, надо искать другие пути для достижения заветной цели — свержения царской власти. Надежды на крестьян не оправдались. Маркс утверждал, что только рабочий класс способен совершить революцию.

Для начала Плеханов и его группа поставили своей целью способствовать распространению произведений Маркса в России, они переводили на русский язык труды Маркса. Переводческой работой их деятельность не ограничивалась. На страницах своих брошюр и книг, издававшихся на Западе на русском языке, они яростно критиковали своих недавних друзей-народников, не желавших понять и принять марксизм. Эти издания нелегально доставлялись в Россию. В 1890-е годы в самой России вышло несколько работ Плеханова и его единомышленников, направленных против народничества.

У Плеханова и его группы в России постепенно сложился небольшой круг почитателей, к числу которых относился и В. И. Ульянов (Ленин).

Вопросы и задания

  1. Вспомните, какие течения общественной мысли сложились в России в XIX в.
  2. Перечислите основные принципы марксизма. Можно ли назвать Россию конца XIX в. капиталистической страной?
  3. Когда и каким образом в России появились идеи марксизма? В чем их суть?
  4. Что сближало и что отличало народничество и марксизм?
  5. Определите значение деятельности группы «Освобождение труда» и роли Г. В. Плеханова в распространении марксизма в России.
  6. Как вы думаете, почему в конце XIX в. марксизм находил в России все больше приверженцев?

Документ

Из книги русского религиозного философа Н. А. Бердяева «Истоки и смысл русского коммунизма»:

Марксисты сознавали себя реалистами, потому что развитие капитализма в это время в России действительно происходило <...> Марксисты с презрением нападали на утопический социализм народников <...> При этом их интересовало не столько само экономическое развитие России как положительная цель и благо, сколько как образование орудия борьбы. Такова была их революционная психология <...>

Марксизм — более сложное явление, чем обыкновенно думают <...> Марксизм утверждает, что экономика определяет всю человеческую жизнь, от нее зависит не только все строение общества, но и вся идеология, вся духовная культура, религия, философия, мораль, искусство <...> В человеке мыслит и творит не он сам, а социальный класс, к которому он принадлежит, он мыслит и творит как дворянин, крупный буржуа или пролетариат <...> Такова одна сторона марксизма.

Власть экономики в человеческой жизни не Марксом выдумана, и не он виновник того, что экономика так влияет на идеологию <...> Маркс увидел это в окружающем его капиталистическом обществе Европы. Но он обобщил это и придал этому универсальный характер <...>

Маркс создал настоящий миф о пролетариате <...> Марксизм не есть только наука и политика, но есть также вера, религия. И на этом основана его сила.

Революция для русских революционеров была религией и философией, а не только борьбой, связанной с социальной и политической стороной жизни.

Должен был выработаться русский марксизм, соответствующий этому тоталитарному инстинкту. Это — Ленин и большевики.

  1. Что вы знаете об авторе этого документа?
  2. Выделите основные идеи документа.
  3. В чем видит автор главное отличие марксизма от народничества?
  4. Почему автор называет марксизм религией? Как вы понимаете это образное выражение?
  5. Найдите в документе ответ на вопрос, почему Россия оказалась столь восприимчива к идеям марксизма.
  6. Согласны ли вы с утверждениями автора? Обоснуйте свое

 

Рейтинг@Mail.ru