Учебник для 8 класса

История России
XIX век

§ 36. Экономические реформы С. Ю. Витте

С. Ю. Витте. В истории России конца XIX века видное место занимает фигура Сергея Юльевича Витте (1849—1915). Глава Министерства путей сообщения (1892), министр финансов (1892—1903), председатель Комитета министров (1903—1906), первый глава Совета министров (1905—1906) — таковы основные служебные посты, на которых развивалась его деятельность. Этот известнейший сановник оказал заметное, а во многих случаях и определяющее влияние на различные направления внешней и особенно внутренней политики империи. Его историческая роль сравнима только с ролью другого выдающегося преобразователя последнего периода монархии — П. А. Столыпина.

С. Ю. Витте родился в Тифлисе в небогатой дворянской семье. Окончил физико-математический факультет Новороссийского университета. В 1869 году начал службу в канцелярии Одесского генерал-губернаторства, через год был назначен начальником службы движения Одесской железной дороги.

С. Ю. Витте

С. Ю. Витте

Вскоре эта линия стала частью одной из крупнейших российских железнодорожных компаний — Общества юго-западных железных дорог, где молодой выпускник университета занял пост начальника эксплуатации.

Государственная карьера С. Ю. Витте началась в 1888 году, когда он счел нужным предупредить Александра III, что скорость, с которой обычно следует царский поезд, представляет опасность для его жизни, и тем самым вызвал неудовольствие влиятельных сановников. Этот эпизод мог остаться курьезным случаем недопустимой строптивости молодого чиновника, если бы не последовавшие затем события.

Через два месяца, 17 октября, императорский поезд потерпел крушение около местечка Борки под Харьковом. Погибли десятки людей. Царская семья отделалась ушибами и испугом, но «инцидент с гнилой шпалой» напомнил Александру III о предупреждении молодого железнодорожного служащего.

Крушение царского поезда близ местечка Борки

Крушение царского поезда близ местечка Борки

В феврале 1892 года Витте становится министром путей сообщения, а в августе возглавил Министерство финансов — огромное ведомство, в компетенцию которого входили вопросы торговли, промышленности, кредита и налогообложения. Ему подчинялись Государственный банк, Дворянский земельный банк, Крестьянский поземельный банк, Монетный двор. В центральном аппарате министерства работало свыше тысячи чиновников. На этом влиятельном посту С. Ю. Витте оставался бессменно 11 лет, вплоть до августа 1903 года. С его именем связано осуществление важных экономических преобразований в стране.

Денежная реформа. С. Ю. Витте считал, что важнейшей задачей государства является поощрение развития отечественной промышленности. Для этого необходимо было увеличить приток капитала в промышленность, создать надежную систему кредита, обеспечить твердость российского рубля.

Рубль кредитный (бумажный) стал основой денежного обращения в стране еще в середине XIX века (до того имели широкое хождение золотые, серебряные и медные деньги). Не имея собственной стоимости (металл всегда дороже бумаги), кредитный рубль постепенно обесценивался. Население предпочитало металлические деньги, доверяя больше золоту и серебру, чем «красивым бумажкам с гербами». Правительство не раз провозглашало равную стоимость денег, но законы рынка ломали все его предписания, и металлические деньги всегда стоили дороже бумажных. Это вело к экономической неразберихе.

Государственный кредитный билет выпуска 1898 г.

Один рубль. Государственный кредитный билет выпуска 1898 г.

С. Ю. Витте решил ввести свободный размен бумажных денег на золото по твердому курсу.

В обращение выпускались золотые, серебряные и медные монеты. Государственному банку было вменено в обязанность обеспечивать непременный выпуск кредитных билетов золотом.

Результаты денежной реформы 1897 года стали заметны очень скоро. Количество выпущенных в обращение кредитных билетов значительно сократилось, рынок внутри страны насытился золотой и серебряной монетой.

Главной монетой являлась золотая, выпуск ее был не ограничен. Владелец золотого слитка мог свободно представить его для чеканки монеты. Она изготавливалась обязательно высшей, 900-й пробы, а достоинство определялось в 15 рублей (империал), в 10 рублей, в 7 рублей 50 копеек и в 5 рублей. Вспомогательными монетами в платежах служили серебряная и медная.

1897 - реформа денежного обращения

Введение золотой валюты и непременное обеспечение золотом бумажных банкнот укрепили государственные финансы и стимулировали экономическое развитие страны.

Монетный двор

Монетный двор

Другим нововведением С. Ю. Витте стало установление в 1894 году винной монополии. Отныне только государство могло производить и продавать крепкие спиртные напитки. Торговля велась на казенных складах и в винных лавках. Эта реформа явилась важным средством увеличения государственных доходов.

Великий сибирский путь. В конце XIX века при активной поддержке С. Ю. Витте в России начал реализовываться крупнейший экономический проект — строительство железной дороги через всю Сибирь. Она получила название Великого сибирского пути.

Дальнейшее экономическое развитие России требовало включения во внутрироссийский хозяйственный оборот огромных восточных районов империи, расположенных за Уралом. Сибирь была чрезвычайно богата природными ресурсами, а в ее южных районах существовали благоприятные климатические условия для развития сельского хозяйства. Однако населения в Сибири было мало, сельскохозяйственное производство обслуживало лишь местные нужды, разработка полезных ископаемых была почти не развита. Виной тому — отсутствие надежных путей сообщения. Водный и гужевой (на телегах и санях) способы передвижения людей и грузов были дорогими. Назрела необходимость введения в Сибири самого быстроходного и экономически выгодного транспорта по тем временам — железнодорожного.

Пожарная каланча в Омске

Пожарная каланча в Омске

В 1891 году было принято решение о сооружении сплошной железнодорожной магистрали от Челябинска до Владивостока. Предполагалось, что общая длина ее составит около 8 тыс. км, что сделало бы ее самой протяженной железнодорожной магистралью в мире.

С самого начала было определено, что дорога будет строиться на казенные средства и исключительно отечественными рабочими и техниками. В общей сложности на строительство было израсходовано более 1 млрд золотых рублей.

Дорога строилась в несколько этапов с двух сторон (с Урала и от Владивостока). Строителям приходилось решать сложнейшие технические задачи, не имевшие аналогов в мировой практике. Так, при строительстве Кругобайкальского отрезка дороги (вдоль южного побережья озера Байкал) потребовалось соорудить 33 туннеля. К 1898 году было закончено возведение магистрали от Челябинска до Иркутска. Регулярное сквозное движение поездов по магистрали началось в 1903 году.

Рабочие на строительстве Сибирской железной дороги

Рабочие на строительстве Сибирской железной дороги

Строительство Транссибирской магистрали совпало по времени с обострением международной обстановки на Дальнем Востоке. Правительство России решило использовать железную дорогу не только для хозяйственного освоения Сибири и укрепления дальневосточных рубежей, но и для усиления своих стратегических позиций в Северном Китае.

Вагон-церковь Сибирской железной дороги

Вагон-церковь Сибирской железной дороги

В 1896 году, в соответствии с русско-китайским союзным договором, началось строительство восточной части Транссибирской магистрали — от Читы до Владивостока, через Маньчжурию. Сторонником этого проекта был С. Ю. Витте, считавший, что таким путем удастся, во-первых, уменьшить строительные расходы (длина железной дороги существенно сокращалась), а во-вторых, усилить присутствие России в Северном Китае.

Вопросы и задания

  • Чем знаменательна реформаторская деятельность С. Ю. Витте? Какие государственные посты он занимал?
  • Объясните, почему С. Ю. Витте придавал особое значение ускоренному развитию промышленности. В чем он видел условия и средства промышленного подъема?
  • Раскройте суть и определите значение финансовой реформы С. Ю. Витте. Объясните ее взаимосвязь с задачами промышленной модернизации страны.
  • Что такое винная монополия? Когда она была введена?
  • Выделите этапы строительства Транссибирской магистрали. Какие трудности приходилось преодолевать русским инженерам?

Документ

Из доклада министра финансов С. Ю. Витте Николаю II:

Россия и по настоящее время остается еще страной существенно земледельческой. За все свои обязательства перед иностранцами она расплачивается вывозом сырья, главным образом сельскохозяйственных продуктов, преимущественно хлеба. Потребности свои в фабричных изделиях она в значительной степени покрывает привозом из-за границы.

Экономические отношения России с Западной Европой вполне сходны с отношениями колониальных стран и их метрополий: последние смотрят на свои колонии как на выгодный рынок, куда они могут свободно сбывать произведения своего труда, своей промышленности и откуда могут властной рукой вычерпывать необходимое для них сырье.

На этом зиждут свое экономическое могущество государства Западной Европы, и охрана или завоевание новых колоний служит его главным пособием.

Россия являлась и поныне, в некоторой степени, такой гостеприимной колонией для всех промышленно развитых государств, щедро снабжая их дешевыми произведениями своей земли и дорого расплачиваясь за произведения их труда.

Но есть одно коренное отличие от положения колоний: Россия — политически независимая могущественная держава; она имеет и право и силу не хотеть быть вечной данницей экономически более развитых государств; она должна знать цену своего сырья и естественных богатств, скрытых в недрах ее обильной земли, она чует великую, еще не вполне развернувшуюся, трудовую силу своего народа, она имеет твердую и гордую власть, которая ревниво охраняет не только политическую, но и экономическую самостоятельность империи, она сама хочет быть метрополией, — и на почве освободившегося от крепостных уз народного труда у нас стала вырастать своя собственная национальная промышленность, обещающая стать надежным противовесом иностранному промышленному владычеству.

Создание собственной промышленности — это и есть наша коренная, не только экономическая, но и политическая задача <...> Новая промышленность не может вырасти в короткий срок. Поэтому и покровительственные пошлины должны продержаться десятки лет для того, чтобы успеть привести к положительному результату <...>

Задача современной торгово-промышленной политики все еще остается очень трудной. Нужно не только создавать промышленность, нужно и заставлять ее дешево работать, нужно в возникшей промышленной среде развить более деятельную и стремительную жизнь — словом, поднять ее количественно и качественно на такой высокий уровень, дать ей такую могучую силу, чтобы она была не только питающимся, но и питающим органом отечественного хозяйства.

Что же требуется для этого? Капиталы, знания и предприимчивость. Только эти три силы могут ускорить процесс образования вполне независимой национальной промышленности.

  • Можно ли по данному документу составить представление об авторе? Какое представление сложилось у вас?
  • Назовите главные идеи, высказанные С. Ю. Витте, и выразите свое к ним отношение. Подумайте, созвучны ли они сегодняшним реалиям.

 

Рейтинг@Mail.ru