Учебник для 8 класса

История России
XIX век

§ 26. Промышленное развитие России в эпоху Великих реформ

М. X. Рейтерн. В 1860—1870-е годы экономическую политику страны во многом определял Михаил Христофорович Рейтерн (1820—1890). Министерство финансов, которое он возглавил в 1862 году, стало главным ее регулятором. Это был самый молодой министр в правительстве. Ему был 41 год. Он оставался на своем посту 16 лет.

Рейтерн оказался у финансового руля государства в переломный исторический период, в эпоху глубоких преобразований. Министерство финансов должно было стать их важнейшим инструментом.

Раньше главное финансовое ведомство являлось в первую очередь министерством бюджета. Его основные функции сводились к собиранию податей и распределению получаемых средств на различные надобности. Ежегодные сметы ведомств составлялись с большим опозданием, были неполны и часто требовали дополнительных расходов. Каждый министр норовил, в обход министра финансов, получить согласие государя на выделение сверхсметных сумм. И предшественники Рейтерна часто решали одну и ту же задачу: где изыскать деньги для покрытия тех или иных расходов, не предусмотренных заранее. На политику и финансовые аппетиты других высших государственных учреждений Министерство финансов влияния почти не оказывало.

Новый министр финансов решил изменить устоявшуюся практику. Рейтерн добился превращения бюджета государства в открытый и доступный для ознакомления документ. Бюджет государства стали публиковать.

М. Х. Рейтерн

М. Х. Рейтерн

Важнейшая задача состояла в том, чтобы добиться формирования бюджета до наступления нового года и впредь неукоснительно соблюдать его позиции. Важно было сбалансировать расходно-приходные статьи, значительно сократить расходы. Многие члены правительства воспротивились новому курсу. У М. X. Рейтерна не раз случались резкие стычки с сановниками. Уже в первый год его пребывания на посту министра (1862) возникла кризисная ситуация. Обычно крупнейшая часть государственных расходов (почти 30%) выделялась Военному министерству. Новый министр финансов, начав политику жесткой экономии, потребовал, чтобы расходы на армию были урезаны на 15 млн рублей.

Военный министр Д. А. Милютин назвал это «возмутительным требованием». Мало того, он добился согласия императора на выделение его ведомству дополнительных 21 млн рублей.

М. X. Рейтерн счел такую ситуацию недопустимой, он был готов даже уйти в отставку. Фактически царю был поставлен ультиматум. Александр II отменил свое повеление. Это резко повысило престиж и влияние молодого министра. Император понимал, что экономические реформы необходимы и Рейтерн решит эту задачу лучше, чем кто бы то ни было.

Парадный мундир министра финансов

Парадный мундир министра финансов

Для укрепления финансов, стабилизации рубля, создания сильного и сбалансированного бюджета требовалось оздоровить всю хозяйственную жизнь страны, раскрепостить частную инициативу, привлечь капиталы из-за границы, дать простор отечественным капиталам.

Реализация этой программы открывала хозяйству страны широкие перспективы и вскоре принесла заметные плоды. Именно при Рейтерне Россия начала преобразовываться из страны сугубо аграрной в аграрно-индустриальную. Возникли первые крупные современные предприятия тяжелой промышленности, появились коммерческие банки, были разработаны масштабные проекты строительства железных дорог. Деятельность М. X. Рейтерна была высоко оценена: он удостоился высшего российского ордена — Святого Андрея Первозванного.

Орден Святого Андрея Первозванного

Орден Святого Андрея Первозванного. Звезда и знак различия

Развитие торговли и предпринимательства. В 1870-е годы правительство осуществляло жесткий государственный контроль над предпринимательством, проводило протекционистскую таможенную политику.

При М. X. Рейтерне была проведена реформа налогового обложения, сняты административные ограничения для занятий предпринимательством, созданы благоприятные условия для деятельности частных компаний, число которых постоянно увеличивалось. За 10 лет, с 1863 по 1872 год, в России было учреждено более 300 акционерных обществ, что во много раз превышало число подобных предприятий, возникших в России ранее (первые акционерные общества появились еще в конце XVIII века).

Экономическое развитие страны в середине XIX века

Экономическое развитие страны в середине XIX века

Бурное развитие переживала банковская сфера. Возникли крупнейшие учреждения частного коммерческого кредита, были упорядочены правила операций с ценными бумагами. Был принят новый таможенный тариф, сокративший экспортные пошлины. В то же время снизились пошлины на импорт, особенно в части, касавшейся приобретения машин и сырья для промышленности.

Главной статьей вывоза по-прежнему оставалась сельскохозяйственная продукция, в первую очередь зерно. В 1863 году Россия экспортировала на мировые рынки 7,7 млн четвертей (четверть — 210 кг) зерна, а в 1867 году — 16,4 млн четвертей. Если в 1863 году общий доход от экспорта составлял 154,5 млн рублей, то в 1867 году — 244, 8 млн рублей.

Государственный заемный банк

Государственный заемный банк

К началу 1870-х годов удалось добиться стабилизации денежного курса. На европейских биржах постоянно повышались в цене акции и облигации российских фондов.

Железнодорожное строительство. В модернизации экономики России придавалось огромное значение строительству железных дорог. Крымская война показала, сколь велико значение современных путей сообщения. Обладая паровыми судами, Англия и Франция порой доставляли подкрепления и военное снабжение своим войскам в Крыму быстрее, чем туда прибывали отечественные пополнения. В железнодорожном строительстве Рейтерн видел важнейший рычаг развития всей экономики страны.

Ремонтные работы на железный дороге

Ремонтные работы на железный дороге

С 1865 по 1875 год протяженность железнодорожных сетей в стране увеличилась почти в 5 раз: с 3 842 до 19 029 верст (верста — 1,07 км). Невиданные темпы требовали крупных инвестиций. На эти цели Министерство финансов использовало государственные средства и иностранные займы. Для обеспечения транспортных артерий оборудованием и подвижным составом создавались большие машиностроительные и металлургические заводы. Началось быстрое освоение районов Донбасса и Баку, превратившихся впоследствии в крупнейшие промышленно-сырьевые зоны отечественной промышленности.

Эти меры требовали больших расходов, но, с другой стороны, увеличивали бюджетные поступления, т.к. построенные железные дороги и заводы давали доход государству. Удешевлялась и упрощалась транспортировка грузов, в том числе и экспортных.

Государственные служащие

Государственные служащие

Для строительства железных дорог требовались немалые средства. Чтобы получить их, правительству приходилось идти на непопулярные шаги. Одним из них стала продажа США Аляски. Аляска была продана в 1867 г. за небольшую сумму — 7,2 млн долларов (по нынешнему курсу — около 1 млрд долларов).

Вопросы и задания

  1. Охарактеризуйте государственную политику в области промышленности и финансов в 1860—1880-е гг.
  2. Обоснуйте взаимосвязь успехов промышленного развития России в пореформенные годы с реформами 1860—1870-х гг.
  3. Приведите факты, подтверждающие процесс превращения России из страны аграрной в аграрно-индустриальную.
  4. Охарактеризуйте государственную деятельность министра финансов М. X. Рейтерна, определите ее значение.
  5. Раскройте значение железнодорожного строительства в деле модернизации российской экономики во второй половине XIX в.
  6. Проанализируйте приведенные ниже данные.

    За период с 1877 по 1897 г. в России выросли следующие показатели экономического подъема:

      добыча каменного угля — с 110 до 684 млн пудов;
      добыча нефти — с 13 до 478 млн пудов;
      выплавка чугуна — с 23 до 113 млн пудов;
      выплавка стали — с 3 до 74 млн пудов;
      производство железа — с 16 до 30 млн пудов.

    Рост среднегодового внешнеторгового оборота России (в млн руб.)

    Рост среднегодового внешнеторгового оборота России

    1. Сделайте выводы о происходящих в промышленности процессах.
    2. Какая отрасль российской промышленности развивалась особенно успешно?
    3. Объясните взаимосвязь роста внешнеторгового оборота России с успехами развития промышленности.
  7. Дайте определение следующих понятий и терминов: инвестиции, акционерное учредительство.

Документ

Из доклада министра финансов М. X. Рейтерна:

Без увеличения посредством железных дорог вывоза товаров за границу не может быть исправлено денежное обращение и поддержан вексельный курс, улучшение которого необходимо для привлечения к нам иностранных капиталов. Одни железные дороги могут обеспечить нашим производителям достаточные цены, менее шаткие и вознаграждающие за труд, а без этого земли не могут давать достаточного дохода и, следовательно, иметь настоящей цены. От железных дорог окрепнут производительные силы и, следовательно, казенный доход. Наконец, железные дороги более чем когда-либо увеличат политическую силу России.

  • Что, по мнению М. X. Рейтерна, было необходимо для развития железных дорог в России?

 

Рейтинг@Mail.ru