Учебник для 8 класса

История России
XIX век

§ 22. Архитектура, театр, живопись, музыка

Архитектура. Первая половина XIX века для отечественной архитектуры стала временем позднего классицизма. Широкое распространение получила и такая его разновидность, как ампир (от франц. empire — империя). Для стиля ампир была особенно характерна величественность сооружений, монументальные формы, использование в оформлении военной символики (воинские доспехи, холодное оружие, знамена и др.). Все это символизировало могущество Российской империи, ратную славу русской армии, победившей Наполеона.

Казанский собор

Казанский собор

В 1811 году на Невском проспекте архитектор Андрей Никифорович Воронихин (1759—1814) завершил строительство Казанского собора. В 1813 году в соборе был погребен главнокомандующий русскими войсками в Отечественной войне 1812 года фельдмаршал М. И. Кутузов.

Одним из наиболее замечательных произведений ампира стало величественное здание Адмиралтейства, построенное в 1806—1823 годах по проекту Андреяна Дмитриевича Захарова (1761—1811).

Выдающийся вклад в формирование архитектурного облика Санкт-Петербурга внес Карл Иванович Росси (1775—1849). Именно по его проектам и под его руководством были созданы многочисленные архитектурные ансамбли, до сих пор поражающие своим размахом и великолепием. В 1819—1825 годах был сооружен Михайловский дворец (ныне Русский музей), в 1819—1829 годах — комплекс зданий Главного штаба, завершивший формирование ансамбля Дворцовой площади. В 1832 году было окончено строительство нового здания Алексан-дринского театра, а к 1834-му — зданий Сената и Синода, которые придали завершенный вид Сенатской площади.

Исаакиевский собор

Исаакиевский собор

К числу наиболее выдающихся памятников относится Исаакиевский собор в Петербурге, строившийся с 1818 по 1858 год по проекту архитектора Августа Августовича Монферрана (1786—1858), француза по происхождению, с 1816 года работавшего в России. Собор олицетворял мощь и величие России.

В 1834 году на Дворцовой площади в Петербурге была воздвигнута Александровская колонна, созданная по проекту А. А. Монферрана. Монумент посвящен победе русского оружия в Отечественной войне 1812 года. Колоссальный гранитный монолит увенчала фигура ангела, выполненного скульптором Борисом Ивановичем Орловским (1796—1837).

Вид на Александровскую колонну

Вид на Александровскую колонну

Наиболее значительным архитектурным памятником Петербурга того времени является и здание

Императорского Эрмитажа. Это главный российский музей, сосредоточивший богатейшие художественные коллекции памятников первобытной, древневосточной, древнеегипетской, античной и средневековой культур. Здесь представлены произведения искусства Западной и Восточной Европы, памятники русской культуры VIII—XIX веков.

В 1852 году собрание художественных произведений было открыто для широкой публики. Эрмитаж стал первым общедоступным музеем в России.

Манеж

Манеж

В 1817 году в Москве состоялось открытие огромного здания Манежа, предназначенного для проведения военных смотров, парадов и учений. В нем свободно мог разместиться пехотный полк (2 тыс. человек). Проект был выполнен под руководством инженера А. А. Бетанкура, а отделка фасада принадлежала замечательному архитектору Осипу Ивановичу Бове (1 784—1834). При его участии реконструирована Красная площадь (1815), созданы Театральная площадь (1821—1824), Александровский сад (1820—1822), Триумфальные ворота (1827—1834), Первая градская больница (1828—1832).

Триумфальные ворота

Триумфальные ворота

На Красной площади в 1818 году был установлен первый московский памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому, выполненный скульптором Иваном Петровичем Мартосом (1754-1835).

Памятник К. Минину и Д. Пожарскому

Памятник К. Минину и Д. Пожарскому

На Сухаревской площади в 1807 году закончилось строительство большой больницы и приюта, получивших название Странноприимного дома. Это комплекс зданий (известный москвичам как Институт скорой медицинской помощи имени Н. В. Склифосовского) был создан архитекторами Елизвоем Семеновичем Назаровым (1747—1822) и Джакомо Кваренги (1744—1817).

Театр. В первой половине XIX века происходило становление отечественного театра. Ранее театральные труппы существовали либо в усадьбах богатых дворян, либо при дворе императора. Городских или, как тогда говорили, публичных театров было немного. Располагались они, как правило, в малоприспособленных темных помещениях, и зрительные залы не были рассчитаны на большое количество публики.

Большой театр XIX в.

Большой театр XIX в.

На театр смотрели как на забаву. Считалось, что зритель на спектаклях должен развлекаться, поэтому театральный репертуар состоял из веселых водевилей, легковесных пьесок, непременно с музыкой и танцами. В Петербурге существовали французский и немецкий театры, постоянно давали представления итальянские оперные артисты. На сценах двух крупнейших российских театров, Большого в Москве и Мариинского в Петербурге, шли в основном итальянские и французские оперные и балетные спектакли. В XIX веке положение постепенно менялось.

Театр становился общественным явлением. Создавались отечественные пьесы, затрагивавшие большие общественные проблемы (например, В. А. Каратыгин «Ревизор» Н. В. Гоголя).

Александрийский театр

Александрийский театр

На сцепе Александрийского театра в первой половине XIX века появилась Варвара Николаевна Асенкова (1817—1841), которой в равной степени удавались и водевили, и серьезные, значительные роли в таких пьесах, как «Ревизор» Н. В. Гоголя и «Горе от ума» А. С. Грибоедова.

В. Н. Асенкова

В. Н. Асенкова

Огромной популярностью пользовался Василий Андреевич Каратыгин (1802—1853), ставший общепризнанным первым трагиком русского драматического театра. Он прославился на сцене Александринского театра. Его актерское мастерство открыло зрителю глубину и величие пьес У. Шекспира. Его исполнение ролей Гамлета, короля Лира и Отелло публика и театральные критики признавали вершинами актерского мастерства.

В. А. Каратыгин

В. А. Каратыгин

В Москве крупнейшим драматическим театром стал основанный еще в XVIII веке Малый театр. В 1824 году для него было построено в центре города особое помещение, в котором он размещается и в наши дни. В пьесах отечественных и европейских драматургов на сцене Малого театра раскрылся талант многих выдающихся русских актеров. В их числе — Михаил Семенович Щепкин (1788—1863). Роли Фамусова в пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума» и городничего в «Ревизоре» Н. В. Гоголя сделали имя этого бывшего крепостного крестьянина известным всей России.

М. С. Щепкин

М. С. Щепкин

Другой замечательный актер, Пров Михайлович Садовский (1818—1872), прославился также на сцене Малого театра. Пик его славы пришелся на период, когда театр приступил к пьесам замечательного русского драматурга Александра Николаевича Островского (1823—1886). Первый раз его пьеса, комедия «Не в свои сани не садись», была сыграна в 1853 году. Вскоре Малый театр стали называть Домом Островского, т. к. его пьесы начали преобладать в репертуаре этого театра.

П. М. Садовский

П. М. Садовский

Живопись. Русская живопись в первой половине XIX века представлена целым рядом крупных художников.

К. П. Брюллов

К. П. Брюллов

Карл Павлович Брюллов (1 799—1852) родился в Петербурге и с детских лет увлекался рисованием. Окончил Академию художеств с золотой медалью. За счет государства учился мастерству в Италии. Здесь он написал серию картин из римской жизни. Три года Брюллов работал над своей самой известной картиной «Последний день Помпеи», которая была закончена в 1833 году. Это полотно произвело в Италии настоящий фурор, а когда прибыло в Россию, им восхищались и художники и публика. К. П. Брюллов — блестящий мастер портрета («Всадница», «Вирсавия», «Итальянское утро», «Итальянский полдень» и др.).

Последний день Помпеи

К. П. Брюллов. Последний день Помпеи

Александр Андреевич Иванов (1806 — 1858) поступил в Академию художеств в 11 лет. Закончил ее с золотой медалью. Совершенствовался в технике живописи в Италии. Его особо интересовали религиозные темы, и он задался целью создать большое полотно, изображающее первое пришествие Христа. Несколько лет художник готовился к этой работе, делал наброски, написал серию подготовительных полотен, в том числе «Явление Христа Марии Магдалине», за которое получил звание академика. Более 20 лет художник работал над важнейшим полотном своей жизни — «Явлением Христа народу». В 1858 году он представил его на суд публики.

Явлением Христа народу

А. А. Иванов. Явлением Христа народу

Славу русского искусства составили Орест Адамович Кипренский (1782—1836), Василий Андреевич Тропинин (1776—1857) и Павел Андреевич Федотов (1815—1852).

О. А. Кипренский

О. А. Кипренский

Первые два художника прославились портретами, в том числе и прижизненными изображениями А. С. Пушкина. П. А. Федотов явился автором целой серии жанровых полотен, отражавших быт и нравы России того времени. Среди них — «Свежий кавалер» (1846) и «Сватовство майора» (1848).

В. А. Тропинин. Кружевница

В. А. Тропинин. Кружевница

П. А. Федотов. Свежий кавалер

П. А. Федотов. Свежий кавалер

Музыка. В области музыкальной культуры в начале XIX века в России безраздельно господствовали сочинения иностранных авторов. С 1830-х годов положение изменилось, появились крупные музыкальные произведения, в которых были широко использованы национальные мотивы.

Александр Николаевич Верстовский (1799—1862) является основоположником русской национальной оперы. Его «Аскольдова могила» (1835) была создана на основе произведений русского фольклора.

М. И. Глинка

М. И. Глинка

Михаил Иванович Глинка (1804— 1857) считается родоначальником русской классической музыки. Его оперы «Жизнь за царя» (1836) и «Руслан и Людмила» (1842) положили начало двум направлениям русской оперы — народно-музыкальной драме и опере-сказке. Глинке принадлежит музыкальная фантазия «Камаринская» (1848), состоявшая из оркестровых обработок русских народных песен. Русские мелодии пронизывали и оперные произведения Глинки. Он сумел соединить в своем творчестве совершенство формы и национальное музыкальное содержание.

Современниками М. И. Глинки являлись композиторы Александр Сергеевич Даргомыжский (1813—1869), Александр Александрович Алябьев (1787—1851), Александр Егорович Варламов (1801—1848) и Александр Львович Гурилев (1803—1858). Даргомыжскому принадлежат замечательная опера «Русалка» (1855), ряд других крупных музыкальных сочинений. Алябьев, Гурилев и Варламов — авторы многих музыкальных композиций, а также романсов на стихи русских поэтов. Это родоначальники русского романса — самобытного вокально-музыкального произведения, чувственного и мелодичного.

А. Ф. Львов

А. Ф. Львов

В 1830-е годы поэт В. А. Жуковский и композитор А. Ф. Львов создали произведение, ставшее Государственным гимном России. Величественная музыка звучала в дни государственных торжеств до самого 1917 года.

Вопросы и задания

  1. Объясните, что явилось причиной подъема культуры в первой половине XIX в. Часто это время называют золотым веком русской культуры. Как вы думаете, почему?
  2. Охарактеризуйте крупнейшие достижения русской архитектуры первой половины XIX в. С какими именами связаны эти достижения?
  3. Укажите характерные черты русской живописи первой половины XIX в. В чем проявилась новизна в этом виде искусства?
  4. Какие архитектурные памятники Москвы и Петербурга связаны с классицизмом? В чем состоит их ценность? Какое впечатление они у вас вызывают?
  5. Какие новые виды музыкального искусства появились в первой половине XIX в.? Назовите известных вам композиторов этой эпохи.

Документ

Гимн Российской империи

        Боже, царя храни!
        Сильный, державный,
        Царствуй во славу, во славу нам.
        Царствуй на страх врагам,
        Царь православный!
        Боже, царя, царя храни!
        Боже, царя храни!
        Славному долгие дни
        Дай на земли.
        Гордых смирителю,
        Слабых хранителю,
        Всех утешителю
        Всё ниспошли!
        Перводержавную
        Русь православную,
        Боже, царя, царя храни!
        Царство ей стройное,
        В силе спокойное.
        Все ж недостойное
        Прочь отжени.
        О, провидение,
        Благословение
        Нам ниспошли!
        К благу стремление,
        Счастье, смирение,
        В скорби терпение
        Дай на земли!

  • Каким настроением пронизан текст гимна? Какое мировоззрение он выражает?

 

Рейтинг@Mail.ru