Учебник для 8 класса

История России
XIX век

§ 20. Национальные корни отечественной культуры и западные влияния. Наука и образование

Особенности культурного развития. Понятие «культура» происходит от латинского слова cultura, означающего «возделывание», «обрабатывание». Под этим словом подразумевается все, что создано физическим и умственным трудом людей. Это сумма достижений общества, его материальные, идейные и нравственные условия жизни. Они проявляются в идеологии, образовании, воспитании, быте, в явлениях науки, искусства и литературы. Но часто понятие «культура» используется для обозначения в первую очередь художественного творчества.

Россия, расположенная на перекрестке Востока и Запада, соприкасаясь с различными народами, верованиями, традициями, всегда находилась под воздействием различных, часто очень несхожих культурных влияний. Что-то приживалось на русской почве, приобретая свои, специфически национальные черты, а многое и отвергалось.

Дворянка

Дворянка

К началу XIX века Россия являлась страной со своими особенностями культурного развития. Образ жизни высших слоев общества (дворянства, чиновничества, богатейшего купечества) часто строился по примеру стран Западной Европы. Прекрасно владея иностранными языками (главным образом французским и немецким), представители этих общественных групп имели возможность знакомиться с новейшими достижениями европейской культуры, науки и общественной мысли.

В Россию ввозилось огромное количество самых разных книг и журналов из Франции, Германии, Англии. Эти издания давали представление о политической и общественной жизни дальних стран, о новейших научных открытиях и важных событиях. Наиболее состоятельные россияне могли позволить себе длительные путешествия. Они подолгу жили в столицах Европы, отдыхали на самых модных и дорогих курортах. Порой положение дел во Франции, Англии и Германии они знали лучше, чем в России. Часть аристократии настолько европеизировалась, что для нее французский язык, в то время язык международного общения, превратился в родной; им она владела в совершенстве. Русским же словом и письмом немалое число дворян пользовалось с большим трудом.

Некоторые дворяне перенимали не только европейские вкусы и моды, но и образ мыслей, систему общественных взглядов. Немало представителей известных дворянских фамилий вступило, например, в тайные масонские организации.

Дворянин

Дворянин

Масонство, или иначе франкмасонство (от франц. franc magon — вольный каменщик), являлось мистическим религиозно-нравственным учением, возникшим в Англии в начале XVIII века и быстро распространившимся по Европе и США. Тайные масонские организации — ложи заимствовали ритуалы и символику средневековых цеховых союзов каменщиков-строителей (отсюда «вольные каменщики»). Воспринимая существующий мир как царство зла, масоны ставили своей целью перестроить его на принципах любви, отказа от насилия и угнетения. Они враждебно относились к монархической власти и Церкви. В России членами масонских лож были и многие декабристы (П. И. Пестель, Н. М. Муравьев). В 1822 году масонские организации были запрещены в России.

Массонский знак  П. И. Пестеля

Массонский знак П. И. Пестеля

Основная часть населения России, крестьянство, в первой половине XIX века не испытывала на себе никакого воздействия европейских идей. Это был традиционный русский мир, живший по своим законам, создавший свою культурную среду. Большая часть населения в тот период не умела ни читать, ни писать. Но это отнюдь не означало, что простые русские люди находились вне культуры. У них существовала своя, специфическая культура, а также исконная система представлений и духовных ценностей.

Народ создавал свои замечательные сказки, былины и песни, строил дома и храмы, мастерил множество самых разнообразных изделий из кожи, дерева, льна, камня, металлов. Это была культура быта русского народа, его духовный мир. И когда славянофилы начали изучать этот красочный, для многих неизвестный мир, немалое число людей удивилось, какие, оказывается, россыпи культурного богатства существуют рядом с ними.

Обряд вступления в масонскую ложу

Обряд вступления в масонскую ложу

В первой половине XIX века представители привилегированных групп населения, так называемое образованное общество, начали осознавать культурную самобытность России. Они считали, что перед обществом стоит задача преодоления разрыва в культуре между верхами и низами.

Троицын день в Красном селе близ Москвы

Троицын день в Красном селе близ Москвы

Образование и наука. К началу 1830-х годов число университетов в России было невелико. Они имелись в Петербурге, Москве, Казани, Гельсингфорсе, Харькове, Дерпте, Вильне и Варшаве. В 1834 году открылся университет в Киеве. Лучшие студенты, как правило, посылались на учебу за счет государства за границу, главным образом в университетские центры Германии.

Девушка с бурачком

Девушка с бурачком

Самым крупным учебным заведением России являлся Московский университет. В 1831 году здесь обучалось около 800 студентов, или почти 30% всего их числа по России. При университете существовали Благородный пансион с шестилетним курсом обучения, куда принимались дети дворян, и Педагогический институт, готовивший учителей для школ и гимназий. В 1830— 1840-е годы в Московском университете обучались или преподавали видные ученые, составившие в первой половине XIX века славу русской исторической науки. В их числе — известнейшие историки Михаил Петрович Погодин (1800—1875), Тимофей Николаевич Грановский (1813—1855).

Гениальный математик Николай Иванович Лобачевский (1792—1856) создал так называемую систему неевклидовой геометрии, получившей название геометрии Лобачевского. Сын чиновника, в 1811 году он окончил Казанский университет, с которым и связал свою дальнейшую судьбу. В 1816 году он стал профессором, в 1820 году — деканом физико-математического факультета, а в 1827-м — ректором Казанского университета. Этот пост он бессменно занимал до 1846 года. Еще в 1826 году Лобачевский предложил новую формулировку аксиомы о параллельных прямых (5-й постулат евклидовой геометрии), которая легла в основу созданной им геометрической теории. Открытие Лобачевского не было оценено современниками и получило широкое признание лишь во второй половине XIX века, перевернув представления о природе пространства и оказав огромное влияние на развитие математического мышления. Много сделал Лобачевский и на посту ректора. При нем были построены университетская библиотека, обсерватория, созданы физический кабинет, химическая лаборатория, анатомический театр, кафедры восточных языков и т.д.

Московский университет. XIX в.

Московский университет. XIX в.

Больших успехов удалось добиться в географических исследованиях. Прочно утвердившись на Черном и Балтийском морях, русские флотоводцы стали осваивать океанские просторы. В 1803—1806 годах экспедиция Ивана Федоровича Крузенштерна (1770— 1846) и Юрия Федоровича Лисянского (1773—1837) на шлюпах «Надежда» и «Нева» совершила первое в истории русского флота кругосветное плавание. Были обследованы малоизвестные районы Тихого океана, Аляска, нанесены на карты новые острова. Открытие мирового значения было совершено экспедицией Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена (1778—1852) и Михаила Петровича Лазарева (1788—1851). В 1819— 1821 годах эти мореплаватели на шлюпах «Восток» и «Мирный» вновь обогнули земной шар, обнаружив неизвестный ранее материк — Антарктиду, а также острова в Тихом и Атлантическом океанах.

В России существовало несколько учебных заведений, готовивших отечественные кадры инженеров и техников: Петербургский технологический институт, Петербургский горный институт, Московский институт путей сообщения, Московское техническое училище, коммерческие и мореходные училища. Этого было явно недостаточно. Многие инженеры, начинавшие работу на российских заводах и фабриках, получали техническую подготовку и образование на зарубежных заводах и в иностранных учебных заведениях, большей частью в Англии и Германии.

Московское техническое училище

Московское техническое училище

Н. М. Карамзин и его «История государства Российского». Журналист, писатель, общественный деятель, известнейший русский историк Николай Михайлович Карамзин (1766—1826) родился в Симбирской губернии, в дворянской семье. В пансионе при Московском университете изучал древние и новые языки, отечественную и зарубежную историю и литературу.

Н. М. Карамзин

Н. М. Карамзин

В 1789—1790 годах Карамзин совершил большое путешествие по Европе. Во Франции он оказался в период крушения монархии Бурбонов, став свидетелем торжества революционного насилия. Это произвело сильное, отталкивающее впечатление на писателя. До конца жизни он являлся противником революции.

Титульный лист 1-го тома «Истории государства Российского»

Титульный лист 1-го тома «Истории государства Российского»

После возвращения в Россию Н. М. Карамзин основал «Московский журнал», ставший первым русским литературным журналом. В 1790-е годы в печати появились его стихи, повести, рассказы, путевые очерки. Имя стало известным, а произведения — популярными.

Н. М. Карамзин не раз обращался к Александру I с посланиями, в которых размышлял о пагубности любых резких изменений в системе политического устройства страны. Он считал, что ни введение конституции, ни установление республиканских порядков не обеспечивают свободу и процветание нации.

Восстание декабристов потрясло Карамзина. Мятеж 1825 года он назвал нелепой трагедией наших безумных либералистов.

Имя Н. М. Карамзина в первую очередь известно в нашей стране как имя автора многотомной «Истории государства Российского». 20 лет своей жизни он посвятил этому труду. Последний, 12-й том, был выпущен после смерти автора. История России воссоздана писателем от времен Киевской Руси до начала XVII века. «История...» Карамзина не только ценное историческое исследование, но и выдающееся произведение русской литературы. В нем широко использованы исторические документы (летописи, грамоты, судебники, записки иностранцев), воссозданы образы князей, царей, полководцев, государственных деятелей, строивших и защищавших нашу Родину на протяжении многих веков.

Развитие техники. В России всегда находились удивительно талантливые изобретатели-самоучки, порой делавшие большие открытия, создававшие уникальные механизмы и технические приспособления.

В истории техники запечатлелись имена отца и сына — Ефима Алексеевича (1774—1842) и Мирона Ефимовича (1803—1849) Черепановых. Они были крепостными крестьянами уральских заводчиков Демидовых. Старший Черепанов с 1822 года состоял главным механиком всех нижнетагильских заводов. Отец и сын по распоряжению хозяев побывали в Англии и Швеции, где изучали технику металлургического производства и машиностроение. Под их наблюдением на демидовских заводах начали производить паровые машины. Их сделали около 20, и Черепановы все время вносили в механизмы усовершенствования. Каждая последующая машина превосходила предыдущую по своим техническим характеристикам.

Модель паровоза Черепановых

Модель паровоза Черепановых

За трудолюбие и изобретательский талант Черепановы получили освобождение от крепостной зависимости («вольную грамоту»). В 1834 году Черепановы построили первый паровоз в России, а в 1835 году — второй, более мощный.

Еще одна династия изобретателей, отец и сын, также оставила заметный след в истории отечественной техники. Это Козьма Дмитриевич (1726—1800) и Петр Козьмич (1775—1839) Фроловы. Старший Фролов создал на алтайском Змеиногорском руднике комплекс сооружений и приспособлений, позволивший механизировать многие производственные процессы и резко увеличить добычу руды. Его сын в 1809 году выполнил чертежи, по которым в России была построена первая конно-чугунная железная дорога. Этот вид городского транспорта (конка) получил в стране широкое распространение во второй половине XIX века.

Вопросы и задания

  1. Каковы были различия между дворянской и народной культурой? О чем они свидетельствовали?
  2. А. С. Пушкин назвал Н. М. Карамзина «последним летописцем». Как вы понимаете это образное выражение?
  3. На основе анализа текста учебника и документов объясните, в чем суть общественно-политической позиции Н. М. Карамзина.
  4. Раскройте отношение Н. М. Карамзина к революциям, западноевропейским формам общественного устройства, крепостничеству. Определите и обоснуйте свое мнение.
  5. В каких городах Российской империи существовали университеты? Расскажите о самом крупном из них.
  6. Каковы были достижения российской науки в первой половине XIX века?

Документы

Из сочинений Н. М. Карамзина:

История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зеркало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего <...>

История, представляя воображению ряд веков с их отличными страстями, нравами, деяниями, расширяет пределы нашего собственного бытия; ее творческой силою мы живем с людьми всех времен, видим и слышим их, любим и ненавидим <...>

Настоящее бывает следствием прошедшего. Чтобы судить о первом, надлежит вспомнить последнее <...>

Мы одно любим, одного желаем: любим Отечество; желаем ему благоденствия еще более, нежели славы <...> Да цветет Россия!

  1. Как вы понимаете слова историка о том, что «история <...> есть завет предков к потомству» ?
  2. Какую роль отводит Н. М. Карамзин изучению истории в решении задач нравственного воспитания народа? Почему именно эту задачу он выдвигает на первый план? Созвучна ли эта задача дню сегодняшнему ?

 

Рейтинг@Mail.ru