Учебник для 7 класса

Контрольные вопросы к § 16

Проверь себя!

  1. Почему в XVII в. в развитии русской культуры проявляются новые черты?
  2. Назовите учебные заведения, появившиеся в России в XVII в. Чему в них учились и по каким учебникам?
  3. Приведите примеры, свидетельствующие о развитии в России XVII в. научных знаний.
  4. Какие новшества появились в XVII в. в русской литературе, живописи, музыке? Как зародился русский театр?
  5. Каковы особенности русской архитектуры XVII в.? Назовите архитектурные памятники XVII в. в вашем городе, области, республике.
  6. Какие перемены в быту происходили в XVII в.? Какие слои общества они затрагивали?

Подумай и обсуди:

  1. Какие факторы способствовали усилению тяги всех слоев населения России XVII столетия к образованию?
  2. Вспомните о главных достижениях западноевропейской культуры XVII в. Сравните литературу, архитектуру, изобразительное искусство России и стран Западной Европы этого периода. Почему автор учебника вправе сказать, что перемены, начавшиеся в западноевропейской культуре, затронули и Россию?
  3. Используя дополнительную литературу, подготовьте сообщение об одном из деятелей культуры или о памятнике русской культуры XVII в.

Подведем итоги

Трудный путь в Новое время

В XVII в. происходило вхождение России в так называемое Новое время. Его смыслом в странах Западной Европы стал переход от Средневековья к буржуазному обществу.

Сложнее обстояло дело в России.

Первая половина XVII в. стала периодом умиротворения и восстановления страны, единения ее населения, установления порядка. Прежде всего возродилась и укрепилась сильная центральная власть. Поначалу она опиралась во многом на выборные органы, Земские соборы. Но в дальнейшем крепнувшее самодержавие все меньше нуждалось в советах «всей Земли».

Как и во многих странах Западной Европы, в России в XVII в. складывается абсолютизм.

Установившиеся в России к середине XVII в. порядки были закреплены в Соборном уложении 1649 г., определившем права и обязанности сословий и поднимавшем авторитет царской власти. Все это помогло преодолеть последствия Смуты и обеспечить вступление России в период Нового времени: складывание всероссийского рынка, появление мануфактурного производства, начало применения в промышленности и на транспорте вольнонаемного труда. Происходило освоение новых земель, прежде всего Сибири, развивались связи России с другими странами. Однако, в отличие от передовых стран Западной Европы, развитие России шло в направлении усиления крепостнических порядков. Соборное уложение 1649 г. оформило полное прикрепление крестьян к земле и ее владельцам, а посадских людей — к месту их жительства, вводило бессрочный сыск беглых. В характерных для России неблагоприятных природно-климатических условиях, при тогдашнем уровне развития техники крепостное право было единственным способом выжимания из трудового народа средств, необходимых для существования сильного государства и обеспечения всем необходимым служилых людей.

Однако все это не могло не вызвать острейшего недовольства, протеста. Не случайно XVII в. современники называли «бунташным». Десятки тысяч человек — крестьян, казаков, посадских людей — участвовали в городских восстаниях, в грандиозном восстании под предводительством Степана Разина.

Во второй половине XVII в. во многих областях жизни страны происходили существенные перемены, проводились реформы, перенимались некоторые достижения западноевропейской цивилизации, прежде всего в экономике, военном деле. Люди «разума», талантов все чаще появляются в руководстве страны, тесня высокородных невежд и бездарей. Именно в XVII в. были заложены начала преобразований, которые вскоре были проведены Петром I.

В XVII в. России пришлось решать и сложные проблемы внешней политики. Прежде всего они были связаны с ликвидацией последствий территориальных потерь времен Смуты и угрозы набегов со стороны Крымского ханства. В ходе тяжелейших войн с Речью Посполитой был отвоеван Смоленск, в состав России на правах автономии вошла Левобережная Украина. Неудачей закончилась попытка отвоевать у Швеции побережье Балтийского моря. Для борьбы с крымскими набегами строились новые оборонительные линии, а в конце века русские войска уже вели бои с крымскими и турецкими армиями на подступах к побережью Черного моря.

Однако задача завоевания выхода к морям, которые были необходимы для нормального развития России, оставалась первоочередной для внешней политики страны. Эту задачу также суждено было решать Петру I.

Повтори и сделай выводы:

  1. Как происходило возрождение России после Смутного времени? Каковы главные причины успехов, достигнутых страной в восстановлении всех сторон жизни?
  2. Какие перемены в экономике России произошли в XVII в.? С чем связано появление новых явлений в экономике?
  3. Какие перемены в положении всех сословий России произошли в XVII в.? Какие сословия выиграли от этих перемен, а какие проиграли?
  4. Как изменялся характер государственной власти в России на протяжении XVII в.? В чем причины становления абсолютной монархии? Можно ли говорить о сходстве развития России и стран Западной Европы, в которых также утвердился абсолютизм? Ответ аргументируйте.
  5. Какие перемены в положении Русской православной церкви произошли в XVII в.?
  6. Какие задачи внешней политики решала Россия в XVII в.? Какие из них были решены, а какие нет и почему?
  7. В чем главные причины народных восстаний XVII в.? Каковы их последствия?
  8. Чем были вызваны попытки проведения преобразований в XVII в.? Почему образцом для них часто становились достижения стран Западной Европы? Каковы итоги преобразований? Что было сделано, а что еще предстояло сделать?
  9. Выделите характерные черты развития русской культуры XVII в.

 

Рейтинг@Mail.ru