Учебник для 7 класса

История России

       

§ 33-34.9. Сельский быт

Вне городов оставалась огромная область российской жизни — село, деревня, сельское население.

Часть сельского населения составляли дворяне. Наиболее богатые из них, имевшие свои дома в городах, перебирались туда на зиму. Большая часть сельского дворянства постоянно жила в усадьбах.

Сельское дворянство, как и городское, не было однородным. Одно дело — владельцы тысяч крепостных душ. Эти богачи имели роскошные поместья с великолепными домами, построенными известными архитекторами.

Кусковский дворец

Кусковский дворец под Москвой. XVIII в.

Другое дело — дворянин, обладавший полутора десятками крепостных. Однако все сельские дворяне постоянно общались с крестьянами, в их усадьбах жили дворовые люди из крестьян. Господа и слуги годами находились бок о бок, соприкасались с истоками одной и той же народной культуры, традициями, обычаями, поверьями, лечились у одних и тех же знахарей, пили те же настои и парились в бане теми же березовыми вениками.

Крепостная актриса П. И. Ковалева-Жемчугова

Крепостная актриса П. И. Ковалева-Жемчугова.
Портрет XVIII в.

В центре усадьбы располагался господский дом в два-три этажа, а чаще — одноэтажный. Его вход был обращен в парк, являвшийся гордостью хозяина. Около дома находились хозяйственные постройки — кладовые, конюшня, псарни, где держали собак для охоты, помещения для слуг, баня. В богатых усадьбах строили театры, где играли крепостные актеры, оранжереи. В каждой такой усадьбе имелась церковь. В доме располагались зал, гостиная для приема гостей (отсюда и название). Были здесь диванная, кабинет, библиотека, будуар для дам, столовая, буфетная — комната для хранения посуды, скатертей, салфеток. На втором этаже находились спальни.

Прогулка зимой. XVIII в.

Прогулка зимой. XVIII в.
Художник Б. Ленренс

Оборудование комнат, их освещение, обивка стен напоминали городские особняки. Такая усадьба привносила городскую культуру в сельский быт. Со временем некоторые из таких усадеб, принадлежавшие образованным и просвещенным дворянам, например семейству Н. М. Карамзина, становились заметными культурными центрами.

В большинстве же усадеб текла совсем другая жизнь. Утром господа пили кофе со сливками, молились, потом занимались хозяйством — встречались с управителями имения, деревенским старостой, обсуждали вопросы сева, сенокоса, уборки урожая, подсчитывали доходы и расходы, определяли барщинные работы, нормы оброка. Нерадивых хозяев управители бессовестно обманывали, а порой и разоряли, но были и дворяне — рачительные хозяева. Такие выжимали из крестьян последние соки.

  • Объясните происхождение слова «самовар».

Потом следовали обедня в церкви и завтрак. На стол ставили закуски и самовар, который пришел в Россию из Австрии в конце XVIII в. За завтраком принимали гостей — соседей по уезду, местного священника. Потом господа гуляли до обеда, занимались всякой всячиной. За обедом — а это было во второй половине дня — собиралась вся семья. Здесь также зачастую присутствовали гости. Обязательным был послеобеденный сон. По вечерам сидели в гостиной, играли в карты, в бильярд, вели беседы. Ужина, как такового, не было, ограничивались чаепитием. Ложились спать рано.

Женщина с коромыслом

Женщина с коромыслом.
Художник Б. Ленренс. XVIII в.

Крестьяне

Крестьяне.
Художник Ф. Лерье. XVIII в.

  • Сравните одежду разных сословий XVIII в.

Подавляющее большинство российского населения — крестьянство — новшества быта обходили стороной.

Лишь небольшая часть крестьян выбивалась «в люди». Они строили хорошие избы, пользовались новыми предметами обихода (посуда, мебель), покупали добротную одежду и обувь, разнообразили стол. Однако миллионы крестьян жили по старинке. Они подчинялись законам сельской общины. С утра до вечера работали. Их избы топились по-черному, окна в них закрывались слюдой. Лишь во второй половине века в крестьянских домах Центральной России появились деревянные полы, потолки, печи начали топить по-белому: дым выходил из печи через трубу. Но вдоль стен по-прежнему стояли лавки, семья собиралась вокруг общего стола и хлебала пищу из общей миски поочередно деревянными ложками. Спали на лавках или на полатях. Зимой в избу помещали молодняк скота, и тогда становилось совсем тесно.

Традиционным питанием крестьян средней полосы России были щи, каши (гречневая, овсяная, просяная), хлеб; осенью и зимой, когда забивался скот, на столе появлялось и мясо. Свое хозяйство давало яйца, молоко и молочные продукты. В праздники на крестьянском столе появлялись жареное мясо и птица, пироги, блины, домашние брага, пиво, медовуха. Крестьяне много работали. Поэтому их питание было хотя и простым, незамысловатым, но достаточно калорийным. Помогали и дары природы — ягоды, грибы. Охотились на зверя и птицу, ловили рыбу.

Одевались крестьяне, как и в старину, в холщовые рубахи и порты, зипуны, на ногах носили лапти и онучи. Женщины носили рубахи, сарафаны. Зимой пользовались кто победнее — сермягами, кто побогаче — овчинными полушубками, а также шапками, рукавицами.

Многочисленные народы в составе России сохраняли свои обычаи и традиции в жилищах, одежде, пище. Но общие для всей России перемены вторгались в жизнь и поволжских, и сибирских, и северных народов.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru