Учебник для 7 класса

История России

       

§ 33-34.4. Литература

Литература второй половины XVIII в. становилась все более светской. В это время формировался русский литературный язык, освобожденный от старой церковной речи. Большое влияние на язык оказали сначала М. В. Ломоносов, а позднее писатель и историк Н. М. Карамзин, чей литературный язык стал уже языком будущего XIX в.

Все это стало превосходной основой для расцвета новой литературы. И на Западе, и в России в это время ведущим направлением в литературе был классицизм с его обращением к античному наследию, к героическим и нравственным идеалам. В России классицизм дополнялся идеями гражданственности, национальной государственности, воспеванием монархов, военных подвигов. В то же время для русского классицизма была характерна мощная обличительно-сатирическая струя.

Титульный лист сборника народных песен

Титульный лист сборника народных песен. 1790 г.

  • О чем свидетельствует издание этой книги?

Антиох Кантемир, сын молдавского князя, перешедшего на службу к Петру I, создавал прозаические и поэтические произведения, переводил древние и современные зарубежные произведения. Большой популярностью пользовались его сатирические пьесы, обличавшие невежество, суеверие, дворянскую спесь. В ряду произведений классицизма стоят оды М. В. Ломоносова и В. К. Тредиаковского, трагедии, комедии, публицистические статьи А. П. Сумарокова, «отца русской драмы». В произведениях Сумарокова утверждалась высокая миссия российского дворянства. Он защищал привилегии и значение дворян в обществе, но резко критиковал падение их нравов, бюрократизм, взяточничество.

В. К. Тредиаковский

В. К. Тредиаковский.
Портрет XIIII в.

Русская литература развивалась быстро. Не успел расцвести классицизм, как на смену ему пришел новый стиль — сентиментализм с его интересом к внутреннему миру, переживаниям простых людей. Ярким представителем этого направления стал молодой писатель Н. М. Карамзин, чьей повестью «Бедная Лиза» о любви и гибели крестьянской девушки зачитывалась вся грамотная Россия. Его «Письма русского путешественника», которые он написал после поездки по Западной Европе, вызывали восторг читающей публики. В книге он сравнивал исторический путь России и Запада, защищал и пропагандировал общечеловеческие ценности.

Н. М. Карамзин

Н. М. Карамзин.
Портрет XVIII в.

XVIII век еще не закончился, а в русскую литературу властно вторглись начала реализма, под знаком которого прошел весь XIX век.

Реалистические мотивы видны в классицистических стихотворениях Г. Р. Державина, в пьесах Д. И. Фонвизина. Комедия Фонвизина «Недоросль» выводит на сцену ту часть дворянства, которая не хотела никаких новшеств, прочно держалась за крепостничество и свои привилегии. Классическими стали слова героя пьесы — недоросля Митрофанушки: «Не хочу учиться, а хочу жениться», а также убеждение его матери госпожи Простаковой, что география не нужна, потому что извозчик и так довезет куда надобно.

А. Д. Кантемир

А. Д. Кантемир.
Портрет XVIII в.

Неотъемлемой частью литературы, как и прежде, являлось народное творчество. Создавались сказания и песни, сказки и пословицы, сатирические повести и язвительные меткие поговорки. В фольклоре второй половины XVIII в. отражались события и народные герои тех лет — Емельян Пугачев и Салават Юлаев — и прошлых славных событий, например Богдан Хмельницкий в украинских и белорусских песнях.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru