Учебник для 9 класса

История России

       

§ 60. Россия на путях к инновационному развитию

Президент Д. А. Медведев и его программа

Третьим Президентом России 2 марта 2008 г. был избран Дмитрий Анатольевич Медведев. Он родился 14 сентября 1965 г. в Ленинграде. Окончил юридический факультет, затем аспирантуру Ленинградского государственного университета. Работал преподавателем в университете, был советником председателя городского совета. В 1999 г. стал заместителем руководителя аппарата правительства Российской Федерации, а затем заместителем руководителя администрации Президента. Одновременно он возглавлял Совет директоров «Газпрома». В октябре 2003 г. Д. А. Медведев был назначен руководителем администрации Президента России, а в ноябре 2005 г. — первым заместителем председателя правительства. В этом качестве он курировал реализацию национальных проектов.

Главную идею своей предвыборной программы Д. А. Медведев сформулировал так: «В основе нашей политики должен лежать принцип, который считаю важнейшим в деятельности любого современного государства, стремящегося к достижению высоких стандартов жизни. Это принцип «свобода лучше, чем несвобода». Эти слова — квинтэссенция человеческого опыта. Речь идёт о свободе во всех её проявлениях: о личной свободе, об экономической свободе, наконец, о свободе самовыражения».

Из выступления Д. А. Медведева на V Красноярском
экономическом форуме. Февраль 2008 г.

Первая задача. Преодоление правового нигилизма. Особое внимание будет уделено качеству законов и эффективности правоприменения.

Второе. Радикальное снижение административных барьеров.

Третье. Снижение налогового бремени в целях стимулирования инноваций и частных инвестиций в человеческий капитал.

Четвёртое. Построение мощной и самостоятельной финансовой системы, которая в перспективе должна стать одним из столпов финансовой стабильности в мире. Превращение рубля в одну из региональных резервных валют.

Пятое. Модернизация транспортной и энергетической инфраструктуры. Создание новой телекоммуникационной инфраструктуры будущего.

Шестое. Формирование основ национальной инновационной системы.

Седьмое. Реализация программы социального развития в нашей стране.

7 мая 2008 г. Д. А. Медведев вступил в должность Президента Российской Федерации. Премьер-министром был утверждён В. В. Путин.

Военный конфликт в Закавказье

В ночь на 8 августа 2008 г. грузинские войска подвергли ракетно-артиллерийскому обстрелу территорию Южной Осетии, посты российских миротворцев в зоне грузино-югоосетинского конфликта. После этого войска Грузии в нарушение международных соглашений вошли на территорию Южной Осетии, стремясь силой решить давний вопрос о статусе этой территории. Местное население, состоявшее в основном из граждан Российской Федерации, оказалось беззащитным перед лицом агрессии. Возникла угроза гуманитарной катастрофы.

Президент России принял решение о защите населения и российских миротворцев. Российская армия начала военную операцию по принуждению к миру. За 4 дня грузинские войска были остановлены и обращены в бегство, Российская армия вплотную подошла к Тбилиси. Одновременно Черноморский флот лишил Грузию военного потенциала на море. 12 августа Д. А. Медведев объявил о прекращении операции по принуждению к миру.

После агрессии Грузии многолетний спор о статусе Южной Осетии и Абхазии оказался решённым. Президенты Южной Осетии и Абхазии, основываясь на результатах референдумов и решениях республиканских парламентов, обратились к России с просьбой о признании государственного суверенитета Южной Осетии и Абхазии. Совет Федерации и Государственная дума проголосовали в поддержку этих обращений. Россия признала Абхазию и Южную Осетию и установила с ними дипломатические отношения, а затем заключила договоры о дружбе и сотрудничестве. Реакция стран Запада на эти события была враждебной. Были свёрнуты некоторые программы сотрудничества.

Новый этап политической реформы

В ноябре 2008 г. Президент Д. А. Медведев объявил о необходимости изменений в политической системе страны в соответствии с новыми задачами: «Теперь вопрос не в том, быть или не быть демократии в России, как это было ещё совсем недавно, 15 лет назад. Понятно, что быть... Теперь вопрос в том, как должна развиваться дальше российская демократия». Главным направлением этого процесса было провозглашено повышение уровня доверия в обществе. Так, были даны гарантии представительства в Думе избирателям, проголосовавшим за партии, не набравшие требуемого процента. Предложения по кандидатурам будущих руководителей субъектов Федерации стали представляться Президенту партиями, набравшими наибольшее число голосов на региональных выборах.

Было решено Совет Федерации формировать только из числа лиц, избранных населением в представительные органы власти, и депутатов местного самоуправления соответствующего субъекта Федерации. Представительным органам местного самоуправления предоставили право более действенно контролировать, а при необходимости и отстранять от должности руководителей муниципалитетов. Было предусмотрено обязательное участие представителей неправительственных организаций, Общественной палаты РФ в рассмотрении законопроектов, затрагивающих важнейшие для каждого человека вопросы: свободы, здоровья, собственности.

Впервые были внесены изменения в Конституцию Российской Федерации. Расширились права Федерального Собрания. К предметам ведения Государственной думы были отнесены контрольные функции в отношении исполнительной власти. Правительство должно ежегодно отчитываться в Думе по итогам деятельности и по вопросам, поставленным непосредственно парламентом. Увеличивались сроки полномочий Президента до 6 лет и Государственной думы до 5 лет.

Из послания Президента Российской Федерации
Федеральному Собранию. 5 ноября 2008 г.

Теперь собственно о ценностях. Они хорошо известны.

Справедливость, понимаемая как политическое равноправие, как честность судов, ответственность руководителей. Реализуемая как социальные гарантии, требующая преодоления бедности и коррупции. Добивающаяся достойного места для каждого человека в обществе и для всей российской нации в системе международных отношений.

Это свобода — личная, индивидуальная свобода.

Свобода предпринимательства, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий. И свобода общая, национальная. Самостоятельность и независимость Российского государства.

Жизнь человека, его благосостояние и достоинство. Межнациональный мир. Единство разнообразных культур. Защита малых народов. И признание независимости Южной Осетии и Абхазии — это, кстати, пример такой защиты.

Семейные традиции. Любовь и верность. Забота о младших и старших.

Патриотизм. При самом трезвом, критическом взгляде на отечественную историю и на наше далеко не идеальное настоящее. В любых обстоятельствах, всегда — вера в Россию, глубокая привязанность к родному краю, к нашей великой культуре.

Таковы наши ценности, таковы устои нашего общества, наши нравственные ориентиры. А говоря проще, таковы очевидные, всем понятные вещи, общее представление о которых и делает нас единым народом, Россией.

Это то, от чего мы не откажемся ни при каких обстоятельствах.

Россия и мировой экономический кризис

Мировой экономический кризис начался летом 2007 г. с краха на рынке недвижимости в США. К осени 2008 г. кризис практически уничтожил финансовую систему США в том виде, в котором она существовала весь послевоенный период. Вслед за этим началось сужение реального сектора экономики как в США, так и в других странах мира. Масштабы мирового кризиса вплотную приблизились к показателям Великой депрессии конца 20-х — начала 30-х гг. XX в.

Практически во всех странах снижались доходы населения. Рост экономики продолжился лишь в Индии и Китае, но и там темпы этого роста снизились почти в 2 раза по сравнению с предыдущими годами. В России ВВП упал более чем на 2%.

У экономического кризиса в России были свои особенности. Они связаны с сырьевой структурой экспорта, недостаточной развитостью рыночных институтов, включая финансовую систему. Главным следствием кризиса для России стало снижение не только цен на товары сырьевого экспорта, но и спроса на них. Ещё одной проблемой оставалась низкая конкурентоспособность несырьевых секторов российской экономики. В результате уже в 2008 г. началось значительное падение промышленного производства, рост безработицы, снижение заработной платы.

В октябре—декабре 2008 г., когда мировой экономический кризис начал оказывать серьёзное воздействие на экономику России, правительство начало реализацию антикризисных мер. На первом этапе они позволили не допустить разрастания кризиса, его перехода в формы, угрожающие основам функционирования экономики.

В конце 2008 г. прошла плавная девальвация рубля. Значительная часть накоплений в банках была изъята вкладчиками. Вновь, как и в 1990-е гг., поднялась волна финансовых махинаций, неуплаты налогов. Создалась реальная угроза невыполнения социальных программ, роста напряжённости в обществе. Чтобы сгладить возможные социальные последствия кризиса, было усилено государственное регулирование экономики. Средства Стабилизационного фонда, государственные золотовалютные резервы были использованы для поддержки банковской системы, а также крупнейших системообразующих корпораций. Под угрозой разорения и перехода в руки иностранных владельцев государство национализировало ряд крупных компаний. Большое значение имела координация усилий руководства России с лидерами других ведущих мировых держав.

Программа антикризисных мер

Весной 2009 г. правительство России предложило программу выхода из кризиса. Она включала следующие основные направления:

  • государство гарантировало выполнение ранее данных социальных обязательств, а также оказание материальной помощи тем, кто наиболее пострадал от кризиса;
  • меры по сохранению и развитию потенциала будущего промышленного и технологического роста; финансовые ресурсы решено сосредоточить на помощи эффективным производствам;
  • использование системы государственных заказов для стимулирования внутреннего спроса;
  • усиление инвестиций в человеческий капитал — образование и здравоохранение;
  • меры по снижению административных барьеров для среднего и малого бизнеса, усилению борьбы с коррупцией;
  • меры по формированию мощной национальной финансовой системы;
  • меры по поддержанию обменного курса рубля и снижению инфляционных процессов.

Правительство исходило из того, что последствия кризиса для России могут оказаться серьёзней, чем для более развитых стран.

Социальная политика в условиях экономического кризиса

Правительство приняло меры по поддержке государственной системы здравоохранения с целью не допустить в кризисный период ухудшения показателей здоровья населения. Несмотря на повышение цен на лекарства и медицинские услуги, были подтверждены государственные гарантии бесплатной медицинской помощи. Правительство поставило задачу повышения эффективности расходов федерального бюджета, направленных на обеспечение населения лекарственными средствами.

Были проиндексированы социальные выплаты и пособия. В 2009 г. увеличили средний размер пенсии. Её базовая, гарантированная государством часть выросла за год на 42,8%. Принимались меры по снижению социальной напряжённости, связанной в первую очередь с ухудшающейся ситуацией на рынке труда. В начале 2009 г. в 1,5 раза увеличили максимальный размер пособия по безработице.

В сложной ситуации оказались студенты, обучающиеся на платной основе. Правительство предложило ввести фиксированную плату на весь период обучения для студентов. Была организована работа по переводу студентов, успешно проходящих обучение на платной основе и испытывающих материальные затруднения, на обучение за счёт средств бюджета. В 2008/09 учебном году на бюджетные места перевели более 26 тыс. студентов, обучающихся на договорной основе. Были приняты меры по сохранению бюджетных мест на очных отделениях вузов на уровне 2008 г.

Выборы в Государственную думу 2011 г.

4 декабря 2011 г. состоялись очередные выборы депутатов Государственной думы. «Единая Россия» лишилась конституционного большинства в Думе, однако её фракция продолжает оставаться самой крупной по численности. Заметно увеличилось представительство оппозиционных партий. Многочисленные митинги и демонстрации, прошедшие в столице и других городах страны свидетельствовали об усилении политической активности в российском обществе.

Президентские выборы 2012 г.

4 марта 2012 г. состоялись очередные выборы Президента России. Победу на них одержал В. В. Путин, за которого, по данным ЦИК, проголосовали 63,6% граждан, пришедших на избирательные участки. За Г. А. Зюганова подали голоса 17,18%, за самовыдвиженца бизнесмена М. Д. Прохорова — 7,98%, за В. В. Жириновского — 6,22%, а за лидера партии «Справедливая Россия» С. М. Миронова — 3,85% участвовавших в голосовании. После выборов прошли демонстрации и митинги как в поддержку, так и против их результатов. 7 мая 2012 г. В. В. Путин вступил в должность Президента Российской Федерации. 8 мая 2012 г. Председателем Правительства страны был утверждён Д. А. Медведев, избранный затем лидером партии «Единая Россия». Руководство страны приступило к разработке планов дальнейшего социально-экономического и политического реформирования России.

Дата

2008, 2 марта — избрание Президентом России Д. А. Медведева.

2012, 4 марта — избрание Президентом России В. В. Путина.

Вопросы для самопроверки

  1. Почему в России с 2008 г. особенно остро встали вопросы инновационного развития? Что вы понимаете под таким развитием?
  2. Чем вы можете объяснить военную развязку конфликта вокруг Южной Осетии и Абхазии? Каковы были последствия событий августа 2008 г.?
  3. Найдите в Интернете данные, иллюстрирующие основные направления деятельности правительства России по преодолению последствий экономического кризиса в 2008—2009 гг. Составьте таблицу.
  4. Выясните за представителя какой партии голосовали на президентских выборах члены вашей семьи; как они аргументируют свой выбор.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru