История России
учебник для 9 класса

       

§ 59. Внешняя политика России

Разработка новой внешнеполитической стратегии

В июне 2000 г. Президент В. В. Путин подписал Концепцию внешней политики Российской Федерации. Было отмечено, что главным принципом, которым Россия руководствуется в современных условиях на международной арене, является обеспечение надёжной безопасности страны, сохранение и укрепление её суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе. Руководство страны исходило из того, что Россия продолжает сохранять статус великой державы. В связи с этим ставилась задача обеспечить воздействие на общемировые процессы в целях формирования стабильного, справедливого и демократического миропорядка.

Особое значение придавалось отношениям с ближайшими соседями. Ставились задачи формирования пояса добрососедства по периметру российских границ, содействия устранению имеющихся и предотвращению потенциальных очагов напряжённости и конфликтов в прилегающих к России регионах.

Отмечалось значение всесторонней защиты прав и интересов российских граждан и соотечественников за рубежом, а также содействия позитивному восприятию Российской Федерации в мире, популяризации русского языка и культуры народов России.

Усиление борьбы с терроризмом

В начале XXI в. первоочередной задачей для России была борьба с международным терроризмом. На территории России представители международных террористических центров действовали наиболее активно на Северном Кавказе. Территорию Чечни они превратили в плацдарм для развала Российской Федерации. Сюда поступала финансовая и военная помощь из-за рубежа, а в составе банд действовали наёмники из других стран.

После терактов 11 сентября 2001 г. в США Россия присоединилась к западным странам в борьбе против международного терроризма. Воздушное пространство и железные дороги Российской Федерации были открыты для поставок военных грузов в Афганистан для антитеррористической коалиции. Россия согласилась с размещением американских военных баз в Средней Азии. Руководство России шло на это в интересах обеспечения безопасности своих южных рубежей.

По признанию лидеров НАТО, без этих шагов российского руководства успех контртеррористической операции в Афганистане был бы невозможен. В течение короткого времени режим талибов в Афганистане был свергнут. Началась нормализация обстановки и на Северном Кавказе.

Российско-американские отношения

Отношения с США оставались важнейшим направлением внешней политики России. Исходя из идеи однополярного мира, где сохранилась лишь одна сверхдержава в лице США, администрация президента Дж. Буша-младшего взяла курс на изменение баланса сил на мировой арене в свою пользу. Было объявлено о выходе США из договора 1972 г. по противоракетной обороне (ПРО), о создании национальной системы ПРО. Это разрушало систему стратегической стабильности, которая существовала в течение 30 лет. Лишь под давлением со стороны российского руководства США пошли на сокращение и ограничение стратегических наступательных вооружений, заключив с Россией в 2002 г. Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов. Он предусматривал доведение числа ядерных боеголовок к 2012 г. до 1700—2200.

Однако США продолжили свои шаги по изменению стратегического баланса. Важнейшим в этом процессе стало расширение НАТО. В 2004 г. в эту организацию были приняты Болгария, Румыния, Словакия, Словения, Латвия, Литва и Эстония. В 2009 г. в НАТО вошли Албания и Хорватия. Было объявлено о грядущем вступлении в НАТО Украины и Грузии.

С началом вторжения США и их союзников в Ирак в 2003 г. Россия решительно выступила против этой агрессии, назвав поводы для нападения надуманными, что в дальнейшем подтвердили сами американцы.

Вскоре США начали искать поводы для нападения на Иран. Для борьбы с «иранской угрозой» Дж. Буш объявил о развёртывании американской системы ПРО в Польше и Чехии, что создаёт прямую военную угрозу России.

Все подобные шаги мало согласовывались с публичными заявлениями лидеров Запада о стремлении к партнёрству с Россией и в итоге вызвали ответные шаги с её стороны. В апреле 2007 г. Россия объявила о моратории на исполнение подписанного ранее Договора об ограничении вооружённых сил в Европе (ДОВСЕ).

Отношения России со странами ближнего зарубежья

Политика России в отношении стран СНГ и Прибалтики определялась процессами, имевшими место в этих странах.

Вступление в НАТО Латвии, Литвы и Эстонии, выдвижение ими территориальных и материальных претензий к России, переписывание общей истории, нарушение прав русскоязычного населения, глумление над памятью павших в годы Великой Отечественной войны не могли оставить равнодушными граждан и руководство России. Экономические, культурные связи между Россией и прибалтийскими странами значительно сократились.

В ряде стран СНГ при прямой поддержке из-за рубежа произошли смены политического руководства. Осенью 2003 г. в результате «революции роз» в Грузии был свергнут режим Э. Шеварднадзе. Ему на смену пришёл президент М. Саакашвили, поставивший в качестве главной задачи вступление Грузии в ЕС и НАТО. В 2004 г. была спровоцирована кампания непризнания итогов президентских выборов на Украине. При прямом участии США, Евросоюза и НАТО итоги выборов были, по сути, отменены. В результате вместо победившего с незначительным отрывом В. А. Януковича, выступавшего за укрепление отношений с Россией, к власти был приведён В. А. Ющенко, стремившийся к вступлению Украины в НАТО. Эти события получили название «оранжевой революции». Попытки нового руководства Украины провести на её территории военные учения с участием войск НАТО вызывали массовые протесты населения. Правительство Украины отказывалось перейти на расчёты за российский газ по рыночным ценам, в результате чего неоднократно возникали перебои со снабжением европейских стран энергоносителями из России. Украинские власти, игнорируя интересы миллионов собственных граждан, усиленно вытесняли русский язык из средств массовой информации, кинопроката, системы образования. Из года в год сворачивались культурные контакты с Россией.

В 2005 г. в результате «революции тюльпанов» был свергнут президент Киргизии А. Акаев. Вскоре в Узбекистане была предпринята попытка свержения президента И. Каримова. Все эти события заставили руководство России уделить большее внимание отношениям со странами СНГ, расширить сотрудничество с ними.

Россия и русская диаспора за рубежом

В начале XXI в. значительно возросли контакты России с российской диаспорой в других странах. Всего к этому времени за пределами нашей страны проживало около 30 млн россиян. Был взят курс на поддержку возвращения соотечественников на Родину. Специальная программа на 2007—2012 гг. предусматривала материальную помощь желающим переехать в Россию, выделение ипотечных кредитов, упрощённое получение российского гражданства.

Впервые за многие годы российское общество стало вновь ощущать общность, единство с соотечественниками за рубежом.

Отношения России со странами ШОС

Руководство России предприняло усилия по развитию союзнических отношений с ближайшими соседями на Востоке. В 2001 г. была создана Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), в состав которой вошли Россия, Китай, Казахстан, Киргизия и Таджикистан. Позже к ним присоединился Узбекистан. ШОС последовательно выступала за укрепление стратегической стабильности, поддержание международного правопорядка. Ежегодные встречи лидеров стран, совместные военные учения, крепнущее экономическое сотрудничество превратило ШОС в одну из динамично развивающихся международных организаций. В качестве наблюдателей в её работе стали участвовать Индия, Иран, Пакистан, Монголия.

Из Декларации пятилетия Шанхайской
организации сотрудничества. 2006 г.

Государства-члены будут передавать дружбу из поколения в поколение и не станут рассматривать друг друга в качестве соперников, будут всесторонне развивать отношения добрососедства, взаимоуважения и взаимовыгодного сотрудничества. Они будут оказывать друг другу поддержку в отстаивании принципиальных позиций в деле защиты суверенитета, безопасности и территориальной целостности и предпринимаемым в этих целях усилиям. Они не будут участвовать в союзах и объединениях, которые могут нанести ущерб суверенитету, безопасности и территориальной целостности государств-членов. Они не позволят использовать их территорию для нанесения ущерба суверенитету, безопасности и территориальной целостности других государств-членов и будут пресекать на своих территориях деятельность организаций или группировок, наносящую ущерб интересам государств-членов. С учётом этого государства-члены приступят к согласованию вопроса о заключении в рамках ШОС многостороннего правового документа о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве.

Особенно устойчивыми и эффективными становились отношения между Россией и Китаем. В 2001 г. между ними был подписан Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. В нём было отмечено отсутствие территориальных претензий друг к другу и провозглашено стратегическое партнёрство. Позднее были урегулированы и пограничные вопросы между двумя странами. Значительно вырос товарооборот, объёмы научно-технического и гуманитарного сотрудничества. В России прошёл «Год Китая», а в Китае — «Год России», ещё более сблизившие народы двух стран.

Отношения со странами Латинской Америки

Самыми динамично развивающимися странами мира в те годы были признаны Бразилия, Россия, Индия и Китай (БРИК). Это способствовало их сотрудничеству в условиях растущей мировой экономической интеграции. Если отношения с Китаем и Индией для России были давней традицией, то устанавливать контакты со странами Латинской Америки приходилось едва ли не с чистого листа. Регулярными стали встречи Президента России с лидерами Бразилии, Аргентины, Венесуэлы, Кубы, Перу, Боливии, Никарагуа. В 2008 г. состоялся первый официальный визит главы Российского государства в страны Латинской Америки. Впервые традиционные экономические и культурные связи были дополнены военно-политическим сотрудничеством. Осенью 2008 г. в Венесуэлу прибыл отряд военных кораблей ВМФ России, а также группа стратегических бомбардировщиков для проведения совместных военных учений. Был отменён визовый режим для россиян, выезжающих в Бразилию, Аргентину, Венесуэлу, подписаны контракты на разработку месторождений полезных ископаемых в Латинской Америке.

Всё это создавало дополнительные возможности для реализации идеи многополярного мира.

Укрепление позиций России на международной арене

Открытое провозглашение национальных интересов руководством России, твёрдое отстаивание самостоятельности внешнеполитического курса не могли не вызвать укрепления авторитета нашей страны в мире.

Международный размах приняло празднование в 2003 г. 300-летия Санкт-Петербурга, на которое съехались высшие руководители многих стран мира. В праздновании 60-летия Победы в Великой Отечественной войне 9 мая 2005 г. в Москве приняли участие лидеры ведущих мировых держав.

В июле 2006 г. Россия в качестве страны-председателя принимала в Петербурге лидеров «Большой восьмёрки».

В 2007 г. Международный олимпийский комитет принял решение о проведении Олимпийских игр 2014 г. в Сочи.

Итоги внешней политики России в 2000—2007 гг. Главным итогом внешней политики России в 2000—2007 гг. стала разработка и реализация концепции внешней политики, исходящей из национальных интересов страны на современном этапе.

Усилиями силовых структур, всего общества России удалось внести важный вклад в борьбу с международным терроризмом, предотвратить угрозу территориальной целостности страны.

В отношениях с США Россия последовательно отстаивала свои национальные интересы, выступала против диктата в международных отношениях.

Попытки западных партнёров изолировать Россию от ближайших соседей посредством «оранжевых» и иных «революций» привели к большей координации действий между странами СНГ.

Участие России в ШОС и других международных организациях, развитие её отношений со странами Европы, Азии, Африки, Латинской Америки во многом способствовало становлению многополярной модели современного мира.

Всё это вело к укреплению международного авторитета и роли России в мировых делах.

Вопросы для самопроверки

  1. Каково было геополитическое положение России к концу 1990-х гг.? Почему в этот период произошло ухудшение геополитического положения нашей страны?
  2. Какие направления у внешней политики России в 2000—2007 гг. являлись ключевыми? Чем это можно объяснить?
  3. Найдите в Интернете данные, иллюстрирующие эффективность российской внешней политики в 2000—2007 гг. Составьте таблицу.

Рейтинг@Mail.ru