Учебник для 9 класса

История России

       

§ 48. Экономические реформы 1985—1991 гг.

«Стратегия ускорения»

В апреле 1985 г. новое советское руководство провозгласило курс на ускорение социально-экономического развития страны. Главными его рычагами виделись научно-технический прогресс, техническое перевооружение машиностроения и активизация «человеческого фактора».

В сентябре 1985 г. М. С. Горбачёв призвал шире использовать «скрытые резервы», к числу которых он отнёс максимальную загрузку производственных мощностей путём организации многосменного режима их работы, укрепление трудовой дисциплины, использование предложений рационализаторов, повышение качества продукции, развитие соцсоревнования.

В мае 1985 г. началась антиалкогольная кампания, которая должна была не только обеспечить всеобщую трезвость, но и повысить производительность труда.

Для контроля за качеством продукции была введена новая контролирующая инстанция — госприёмка, потребовавшая роста управленческого аппарата и материальных затрат. Качество от этого, однако, радикально не улучшилось.

Традиционная ставка не на экономические стимулы, а на энтузиазм работников успехов не принесла. В то же время усиление эксплуатации оборудования, не подкреплённое техническими нововведениями и новым уровнем подготовки специалистов, обернулось увеличением числа аварий. Взрыв на Чернобыльской АЭС в апреле 1986 г. привёл к катастрофическим последствиям. В зоне радиоактивного заражения оказались миллионы жителей РСФСР, Украины, Белоруссии и других регионов.

Уже спустя год после провозглашения курса на ускорение стало ясно, что одними призывами, даже очень привлекательными, исправить положение в экономике невозможно. Руководство страны приступило к разработке программы экономической реформы.

Экономическая реформа 1987 г.

К разработке реформы Горбачёв привлёк известных экономистов, давно выступавших за проведение преобразований в экономике, — JI. Абалкина, А. Аганбегяна, Т. Заславскую, П. Бунича и др. В короткий срок ими был предложен проект реформы, предусматривавший следующие изменения: расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчёта и самофинансирования; постепенное возрождение частного сектора экономики (первоначально путём развития кооперативного движения); отказ от монополии внешней торговли; более глубокую интеграцию в мировой рынок; сокращение числа министерств и ведомств, между которыми предполагалось установить «партнерские» отношения; признание различных форм хозяйствования на селе, в том числе фермерства.

Этот проект с некоторыми коррективами был одобрен летом 1987 г. Тогда же был принят ключевой документ реформы — Закон о государственном предприятии.

Несмотря на то что реальных сдвигов в госсекторе не произошло, одним из итогов реформы 1987 г. стало начало формирования частного сектора в экономике, хотя этот процесс шёл с большими трудностями. Стало возможным вести частное предпринимательство более чем в 30 видах производства товаров и услуг. К весне 1991 г. уже более 7 млн человек были заняты в кооперативном секторе и ещё 1 млн — в индивидуальной трудовой деятельностью. Оборотной стороной стала фактическая легализация «теневой экономики». Не последнее место в ней занимали и представители номенклатуры, скопившие немалые средства на коррупции и казнокрадстве. По самым скромным оценкам, частный сектор «отмывал» до 90 млрд рублей в год.

Второй этап экономической реформы

Терпя неудачи в реформировании госсектора, Горбачёв всё более ориентировался на переход к рынку. Правда, предлагавшиеся им меры не отличались последовательностью. Так, принятые в 1990 г. законы предусматривали перевод промышленных предприятий на аренду, постепенную децентрализацию и разгосударствление собственности, создание акционерных обществ, развитие частного предпринимательства и др. Однако реализация большинства из этих мер откладывалась до 1991 г., а перевод лишь 20% предприятий на аренду растягивался до 1995 г.

Горбачёв опасался не только «консерваторов», способных повернуть реформы вспять, но и социального взрыва. Поэтому он воздерживался от реформ кредитной и ценовой политики, системы снабжения. Тем не менее проводившиеся реформы вели к углублению экономического кризиса.

Реформирование сельского хозяйства также носило половинчатый характер. Горбачёв объявил в мае 1988 г. о целесообразности арендного подряда на селе. Речь шла о заключении крестьянами или фермерами договора об аренде земли на 50 лет и полном распоряжении полученной продукцией. Однако все права по наделению землёй, определению площади участка и поголовья скота передавались колхозам. К лету 1991 г. на арендных условиях обрабатывалось лишь 2 % возделываемых земель.

Ни одна из реформ, начатых в экономике за годы перестройки, не дала положительных результатов. Более того, непоследовательность действий власти вызвала дезорганизацию производства, нарушила систему перераспределения и на практике обернулась экономической катастрофой. С 1988 г. началось общее сокращение производства в сельском хозяйстве, с 1990 г. — в промышленности. Нехватка элементарных продуктов питания привела к тому, что даже в Москве было введено их нормированное распределение (впервые с 1947 г.). Резко усилились тенденции к росту цен (инфляции).

Рис. Проанализируйте диаграмму. Даёт ли она основание говорить о значительном улучшении материального уровня жизни населения? Почему? Своё мнение объясните. Как связаны отражённые на диаграмме процессы с формированием предпосылок для быстрого роста цен?

Уровень жизни падал, и простые люди всё меньше верили в способность властей добиться перемен к лучшему. Летом 1989 г. начались первые массовые забастовки рабочих, которые стали вскоре повседневным явлением.

Программа «500 дней»

После выборов народных депутатов РСФСР (1990) новое российское руководство (председателем Верховного Совета РСФСР стал Б. Н. Ельцин), как и лидеры других республик Союза, стало предпринимать собственные шаги по экономическому реформированию, надеясь на волшебную силу «рынка».

Летом 1990 г. Г. Явлинский, академик С. Шаталин и другие экономисты разработали программу «500 дней», которая предполагала провести приватизацию (передачу в частную собственность) государственных предприятий и значительно урезать экономическую власть Центра. Но под давлением консерваторов Горбачёв отказался от поддержки этой программы. Согласительная комиссия её, по существу, отвергла.

Из программы «500 дней». Лето 1990 г.

Главная цель реформы — экономическая свобода граждан и создание на этой основе эффективной хозяйственной системы, способной обеспечить динамичное развитие народного хозяйства и достойный уровень благосостояния гражданам страны, преодолев отставание от других стран. Трудный, но необходимый для судеб страны перелом, который требуется осуществить, состоит в том, что на смену государственной опеке, иждивенчеству и уравниловке, апатии и бесхозяйственности, порождённым административно-командной системой, должны прийти свобода хозяйственной деятельности и ответственность каждого гражданина за своё благосостояние, напряжённый и хорошо организованный труд, вознаграждение в соответствии с его результатами.

Какие цели ставила программа «500 дней»? Какими средствами их предполагалось достичь?

Руководство России заявило, что осуществит программу в одностороннем порядке, опираясь на поддержку Запада. Скорректированная программа предусматривала переход СССР к рынку к 1997 г. Однако этот план даже не был обсуждён из-за осложнения политической ситуации. В июне 1991 г. Президентом России был избран Б. Н. Ельцин. Его избрание рассматривалось как поддержка курса на ускорение экономических реформ почти 60 % участников выборов.

Даты

1987 — начало экономической реформы.

1990 — разработка программы «500 дней».

Расширяем словарный запас

Инфляция — обесценивание денег вследствие чрезмерного их выпуска (эмиссии) либо сокращения товарной массы в обращении при неизменном количестве выпущенных денег.

Приватизация — переход объектов государственной собственности к частным владельцам — отдельным лицам или трудовым коллективам. В период перестройки чаще использовали близкий по значению термин «разгосударствление» .

Вопросы для самопроверки

  1. Охарактеризуйте основные этапы экономических реформ в СССР в годы перестройки.
  2. Назовите причины неудач в реформировании экономики в эти годы.
  3. Охарактеризуйте программу «500 дней». Почему она так и не была принята?
  4. В чём заключается радикальный характер провозглашённого курса на переход к рынку?
  5. Почему руководство СССР так и не приступило к его реализации?
  6. По информации отдела торговли и бытового обслуживания правительства России в ноябре 1991 г. в Архангельской области сложилась следующая ситуация: «Мясопродукты реализуются по талонам из расчёта 0,5 кг на человека в месяц, которые не обеспечены ресурсами. Молоко имеется в продаже не более часа. Масло животное продаётся по талонам из расчёта 200 г на человека в месяц. Талоны не обеспечены ресурсами. Мукой в розницу не торгуют, она направляется только на хлебопечение... Хлебом торгуют с перебоями... Также по талонам продаются из расчёта на одного человека в месяц крупы и макаронных изделий — 0,25 кг, масла растительного — 150 г... яйцо — один десяток, чай — 50 г...» В ЦК КПСС поступали письма, авторы которых с болью признавались: «Не могу понять, что у нас происходит». Какие объяснения можете предложить вы?
  7. Проанализируйте диаграмму. Сделайте все возможные выводы.

Рис.

  1. Потребление на душу населения.
  2. Годовая выработка в промышленности на одного занятого.
  3. Годовая выработка в сельском хозяйстве на одного занятого.
  4. Производство промышленности на душу населения.
  5. Производство сельского хозяйства на душу населения.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru