История Средних веков

Учебник для 6 класса

Предыдущая страница История Средних веков Следующая страница

§ 14.6. Упадок и конец крестоносного движения

Многие в Европе пытались понять, почему крестоносное движение зашло в тупик.

    Проповедники внушали народу мысль, что безгрешные дети скорее смогут освободить Иерусалим, чем запятнавшие себя грехами рыцари. В 1212 году тысячи детей выступили в поход, чтобы вернуть Иерусалим. Многие дети вернулись домой, а остальные попали в руки корыстных дельцов и были проданы на невольничьих рынках Египта. Таков был печальный финал Крестового похода детей.

Бронзовые кони, увезённые крестоносцами в Венецию

Бронзовые кони, увезённые крестоносцами в Венецию

В XIII веке было организовано ещё четыре Крестовых похода, но особого успеха они не имели. Без помощи из Европы владения крестоносцев на Востоке были обречены. Их территория постоянно сокращалась. И вот уже в конце XIII века французский поэт с горечью написал: «Нам час пришёл — за ратью рать — Святую землю покидать!» В 1291 году пала последняя крепость крестоносцев на Востоке — Акра. Эпоха Крестовых походов закончилась.

Статуя крестоносца, вернувшегося домой

Статуя крестоносца, вернувшегося домой. XII в.

О воздействии Крестовых походов на судьбы Востока и Запада нельзя судить однозначно. С одной стороны, грандиозные двухсотлетние усилия оказались для католического Запада исторической неудачей; удержать христианские святыни не удалось. Мусульманскому миру Крестовые походы принесли жертвы и разрушения, гибель памятников культуры. Тяжелейший удар был нанесён по Византии. Вражда между католическим Западом и православной Византией ещё более усилилась. С другой стороны, укрепились торговые связи между Востоком и Западом, расширились знания мусульман и христиан друг о друге. Европейцы многому научились на Востоке. Но история Крестовых походов — ещё и история о том, как два разных мира не смогли научиться терпимости друг к другу. И в любом случае Крестовые походы — одна из самых ярких страниц в истории Средневековья.

Из речи Урбана II на Клермонском соборе (В изложении хрониста XII века Роберта Рёймсского)

    Земля эта, которую вы населяете, стеснена вашей многочисленностью и едва может прокормить тех, кто её обрабатывает. Вот почему вы друг друга кусаете и пожираете, ведёте войны и наносите друг другу множество смертельных ран. Пусть же прекратится меж вами ненависть, пусть смолкнет вражда, утихнут войны и уснут всяческие распри и раздоры. Становитесь на путь Святого гроба, отнимите землю эту у нечестивого народа, покорите её себе... Иерусалим — это пуп земли, край плодоноснейший по сравнению с другими, земля эта словно второй рай... И этот-то царственный град, расположенный посредине земли, ныне находится в плену у врагов и уничтожается народами, не ведающими Господа. Он... не прекращает молить о том, чтобы вы пришли ему на выручку.

  • К кому в первую очередь обращался Урбан II? Как вы считаете, какие его доводы были наиболее убедительными для людей того времени?

  1. Объясните название: «Крестовые походы».
  2. Каковы были причины Крестовых походов?
  3. Одна из хроник XII века о Первом Крестовом походе называется «Деяния Бога через франков». Какая мысль заключена в этом названии?
  4. Установите, как связаны причины Крестовых походов и состав их участников.
  5. По карте учебника определите, через какие государства и города проходили пути воинов-крестоносцев — участников Первого Крестового похода.
  6. Обобщите факты по истории Первого, Третьего и Четвёртого Крестовых походов в таблице:
    1. годы,
    2. участники, их цели,
    3. основные события,
    4. основные итоги.
  7. Какой момент в движении крестоносцев был поворотным и почему?
  8. В чём заключались причины слабости государств крестоносцев?
  9. Придумайте рассказ от лица крестьянина, рыцаря или монаха (на выбор), услышавшего речь папы Урбана II в ноябре 1095 г. в Клермоне.
  10. Составьте портреты государей — предводителей Третьего Крестового похода по плану:
    1. положение в феодальной иерархии,
    2. цели участия в Крестовых походах,
    3. особенности поведения,
    4. какое имел влияние,
    5. удалось ли ему осуществить свои цели.

    Можно ли на основе этих характеристик выявить общее в мотивах деятельности, особенностях поведения и др.? Используйте ресурсы Интернета.

Рейтинг@Mail.ru