История Средних веков

Учебник для 6 класса

       

§ 9.5. Искусство жить красиво

Богатство Халифата, расцвет сельского хозяйства, ремёсел и торговли создавали новые возможности для повседневной жизни людей, по крайней мере богатых и знатных. Сведя воедино и развив многие традиции античного, византийского, персидского быта, арабы сумели красиво организовать свой быт и досуг.

В Халифате процветало производство предметов роскоши: тончайших тканей, керамики, стеклянных ваз и кубков. В искусстве украшать дворцы и разводить сады арабы не знали себе равных. Они любили и умели развлекаться: охотились и пировали, играли в шахматы и слушали музыку. К примеру, знакомые нам слова «лютня» и «гитара», равно как и сами инструменты, арабского происхождения. Большую роль в жизни арабов играли книги.

Водоподъёмное устройство

Водоподъёмное устройство. Миниатюра XIV в.

В VIII веке арабы переняли у китайцев секрет изготовления бумаги. Книги стали дешевле и доступнее. При дворах эмиров и халифов создавались огромные библиотеки. Так, библиотека кордовского халифа в X веке насчитывала более 400 тысяч томов — по тем временам фантастическая цифра!

Два путешественника разговаривают с прохожим

Два путешественника разговаривают с прохожим. Миниатюра XIII в.

    Мусульмане унаследовали римскую привычку мыться в банях. В больших городах насчитывались сотни бань. Баня была своеобразным клубом, где можно было не только вымыться, но и отдохнуть, побеседовать с друзьями. Позже, в эпоху Крестовых походов, привычку ходить в баню переняли у арабов жители Западной Европы.

    Арабское застолье отличалось изысканностью. Сформировались утончённые манеры поведения за столом, и отступление от них воспринималось с раздражением. Существовали определённые правила перемены блюд, мытья рук, пользования зубочистками.

Интерьер мечети в Кордове

Интерьер мечети в Кордове. Мечеть строилась с VIII по Хв.

Быт и культура повседневной жизни были важнейшими сторонами мусульманской цивилизации и оказали глубокое влияние на средневековую Западную Европу.

Арабский автор VIII века Абу-Юсуф о мудрости, проявленной халифом Омаром в Иерусалиме

    Омару открыли ворота города, и он вошёл и воссел во дворе церкви Воскресения. Когда настало время молиться, он сказал патриарху Софронию: «Я хочу помолиться». Тот ответил: «Повелитель верующих, помолись на том месте, где находишься». Омар ответил: «Здесь я не буду молиться». Тогда патриарх привёл его в церковь Константина и положил ему коврик в середине церкви. Омар сказал: «Нет, и здесь я не буду молиться». И вышел Омар на лестницу, и помолился один на лестнице. И затем сказал Софронию: «О, патриарх, ты знаешь, почему я не помолился внутри этой церкви?» Тот ответил: «Не знаю, о, повелитель верующих!» Тогда Омар сказал: «Если бы я помолился внутри этой церкви, то эта церковь пропала бы для тебя, ушла бы из твоих рук, и мусульмане после меня отняли бы её у тебя, говоря при этом: „Здесь помолился Омар"».

  • Подумайте, почему Омар так поступил. Какое впечатление на христиан должен был произвести его поступок? Почему арабский историк VIII века счёл достойным упомянуть этот случай в своей книге?

  1. В чём причины успехов завоевательных походов арабов?
  2. Найдите на карте территории, вошедшие в Халифат к 750 году. Какие государства существовали здесь в древности?
  3. Против каких государств выступили арабы? Чем закончилось это столкновение для каждой из сторон?
  4. Почему Халифат оказался непрочным? Проследите его распад по карте.
  5. Объясните устройство мечети.
  6. Каков вклад арабов в развитие мировой науки?
  7. Какую роль сыграл арабский язык на мусульманском Востоке? Какие языки сыграли сходную роль в христианской Европе? Обсудите этот вопрос в классе.
  8. От имени средневекового европейского путешественника опишите свои впечатления от арабского Востока. Что могло показаться ему необычным в образе жизни арабов, их быте и нравах? Привлеките ресурсы Интернета.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru