История Средних веков

Учебник для 6 класса

Предыдущая страница История Средних веков Следующая страница

§ 23.6. Раннее Возрождение в искусстве

В XV веке гуманистические идеи ярко проявились в живописи, скульптуре и архитектуре. Так, скульптор Донателло впервые, возрождая античную традицию, отступил от средневековых правил и создал тип круглой статуи. Такой статуей можно было любоваться со всех сторон, она была самостоятельным произведением искусства, а не просто частью убранства храма. Архитектор Брунеллески блестяще решил труднейшую инженерную задачу, за которую не решались браться несколько поколений зодчих: перекрыл огромным куполом собор своего родного города.

Купол Флорентийского собора

Купол Флорентийского собора — творение Филиппо Брунеллески. XV в.

С середины XV века принципы Возрождения определяли творчество многих мастеров и во Флоренции, и в других городах: Венеции, Милане, Неаполе, Урбйно. Наряду с иконами и фресками, украшавшими церкви, появляются картины, предназначенные исключительно для художественного созерцания: мифологические сцены, портреты, пейзажи. Вершиной раннего Возрождения считается живопись Сандро Боттичелли, писавшего картины на евангельские и античные сюжеты («Весна», «Рождение Венеры»). В конце XV века культура Возрождения в Италии вступила в период блестящего и всестороннего расцвета.

Капелла Пацци во Флоренции

Капелла Пацци во Флоренции ещё один шедевр Брунеллески

Из трактата папы Иннокентия III «О презрении к миру, или О ничтожестве человеческого состояния»

    Планеты и звёзды Господь Бог сделал из огня, ветер и бури — из воздуха, рыб и пернатых сотворил из воды, людей и скот — из праха. Сравнивая себя с обитателями воды, человек обнаруживает, что он ничтожен; рассматривая небесные создания, познаёт, что ещё более ничтожен; рассматривая сотворенных из огня, приходит к мысли, что ничтожнее его нет. Он полагает себя равным только вьючным животным и узнаёт в любом из них себе подобного.

Из трактата флорентийского гуманиста XV века Джанбццо Манётти «О достоинстве и превосходстве человека»

    Неудивительно, если древние и новые изобретатели благородных искусств... не найдя облика прекраснее человеческого, согласились, видимо, в том, чтобы богов ваяли или рисовали в образе людей...

    Но до сих пор речь шла об облике, а что сказать о тонком и остром уме этого столь прекрасного и изящного человека? Право же, этот ум столь могуч и замечателен, что благодаря выдающейся и исключительной остроте человеческого разума после первоначального и ещё не завершённого творения мира, видимо, нами всё было изобретено, изготовлено и доведено до совершенства. Ведь наше, то есть человеческое, поскольку сделано людьми, то, что находится вокруг... Наша живопись, наша скульптура, наши искусства, наши науки, наша мудрость...

  • В чём различие во взглядах на человека между Иннокентием III и Манетти? Какими качествами в человеке восхищается Манетти?

  1. Что объединяет линейную перспективу и портретную живопись?
  2. В чём суть изобретения Гутенберга?
  3. Почему культура Возрождения возникла именно в Италии?
  4. В чём взгляды гуманистов расходились с традиционным средневековым мировоззрением?
  5. Как проявилось Возрождение в искусстве? По иллюстрациям учебника отметьте характерные черты искусства той эпохи.
  6. Обсудите, что способствовало развитию наук, искусства в странах Европы в XIV—XV веках.
  7. На основе иллюстраций учебника попробуйте поразмышлять, чем отличается искусство Возрождения от искусства Средневековья.
  8. Гуманисты подчёркивали большую воспитательную роль истории. Согласны ли вы с ними? Поясните свою позицию.


Рейтинг@Mail.ru