История Средних веков

Учебник для 6 класса

Предыдущая страница История Средних веков Следующая страница

§ 23.4. Гуманизм и гуманисты

Любители античности часто использовали латинское словосочетание «студиа гуманитатис» — «изучение человеческого». Тех, кто занимался «изучением человеческого», стали называть гуманистами. Они усердно изучали грамматику (латинскую, а с XV века и греческую), риторику, историю и этику (моральную философию). Но если в эпоху Средневековья грамматикой и риторикой занимались по сочинениям отцов церкви, то мыслители Возрождения опирались на труды античных авторов.

Кондотьер Гвидориччо да Фольяно

Кондотьер Гвидориччо да Фольяно. Симоне Мартини. Кондотьерами в Италии называли предводителей отрядов наёмных солдат.

    Гуманистом мог стать любой, кто страстно любил античность и имел время и способности, чтобы изучать её. Но в действительности гуманистов было очень мало, их кружки насчитывали обычно лишь десяток-другой единомышленников. В таких кружках проводили время в беседах люди разного происхождения и достатка. Знания открывали перед ними путь к высшим городским должностям, постам секретарей государей и пап.

В противовес христианским добродетелям смирения и аскетизма гуманисты разработали собственные моральные принципы. Достоинство человека они связывали не со знатным происхождением, а с качествами и поступками самого человека. Идеалом Ренессанса был всесторонне развитый человек, способный достичь совершенства в различных сферах деятельности: скульптуре и поэзии, живописи и инженерном деле.

    Достичь такого идеала было невозможно без изменений в воспитании и обучении детей. Школа, созданная при дворе герцогов Мантуи, называлась «Дом радости». Её просторное здание в античном аиле было расположено в окружении рощ и лужаек, удобных для физических упражнений. Науки здесь преподавались так, чтобы их усвоение было по возможности увлекательным. Особое внимание уделялось изучению античной культуры.


Рейтинг@Mail.ru