История Средних веков

Учебник для 6 класса

Предыдущая страница История Средних веков Следующая страница

§ 23. Культура Западной Европы в XIV—XV веках: новые горизонты

Что нового появилось в западноевропейской культуре XIV-XV веков?

§ 23.1. Человек и общество

Культура большинства стран Западной Европы в XIV—XV веках продолжала традиции расцвета Средневековья: те же университеты, рыцарские романы, готические храмы. Однако заметны и черты нового, тесно связанные с переменами в жизни общества.

Монахи подносят Библию королю Карлу Лысому

Монахи подносят Библию королю Карлу Лысому. Миниатюра IX в.

В эпоху расцвета Средневековья отдельный человек не противопоставлял себя обществу. Он ценился не сам по себе, а как член коллектива себе подобных: цеха, гильдии, общины. Его жизнь подчинялась определённым правилам, и отступление от них осуждалось обществом. Но к концу Средневековья объединения людей, вне которых прежде невозможно было представить их жизнь, начинают мешать им, сковывать их инициативу. В обществе появляется больше возможностей для людей предприимчивых, не следующих традициям, а ломающих их. Крестьяне, ремесленники, купцы всё меньше помогают друг другу и всё больше соперничают между собой. Человек начинает обособляться от коллектива и искать свой путь в жизни.

Святая Варвара

Святая Варвара. Робер Кампен. XV в. Определите, чем различаются произведения изобразительного искусства с точки зрения пространственной перспективы

Сходные явления происходят и в искусстве. Появляется линейная перспектива. Прежде художники изображали более значимые фигуры крупнее, чем прочие. Даже помещённые на заднем плане фигуры Христа или императора были крупнее, чем простые люди на первом плане. Теперь же фигуры и предметы, расположенные ближе к зрителю, изображаются крупнее, чем удалённые от него. Изображение строится исходя из того, как видит мир глаз конкретного человека — самого художника.

Портрет молодой дамы

Портрет молодой дамы. Петрус Кристус. 1450 г.

Среди произведений средневековой литературы и искусства очень много анонимных: писатели и художники часто не указывали своё авторство и даже считали это греховным. Но как раз с XIV— XV веков художник всё реже остаётся анонимным. Не только его мастерство, но и непохожесть на других высоко ценятся им самим и теми, кто его окружает. Творчество приносит ему более высокое положение в обществе, чем прежде.

Портрет Антуана Бургундского

Портрет Антуана Бургундского. Рогир ван дер Вейден. 2-я половина XV в.

Наконец, именно в конце XIV — начале XV века в живописи появляется новый жанр — портрет. Прежде художники, даже изображая определённого человека, представляли его идеальным святым, государем или рыцарем; неповторимость облика их мало интересовала. Теперь же художник рисует конкретного человека, не похожего на всех остальных.


Рейтинг@Mail.ru