История Средних веков

Учебник для 6 класса

Предыдущая страница История Средних веков Следующая страница

§ 2.5. Церковь и античное наследие

Античное наследие — это всё то, что сохранилось к тому времени от античности: дороги и акведуки, дома и улицы городов, произведения скульпторов и писателей, тексты законов, основные хозяйственные навыки, традиции управления государством и многое другое. Но хотела ли церковь сохранить античную науку, образование, искусство? Ведь многие служители церкви, среди которых наиболее знаменит папа Григорий I Великий, считали, что христианам нужно доступное и понятное изложение основ веры. Однако такая позиция полностью в жизнь не воплощалась. В богослужении использовался латинский язык, богословские сочинения также писались на латыни. Без античных знаний по астрономии невозможно было вычислять христианские праздники, античная строительная техника позволяла сооружать церкви.

Наконец, церковь сохранила и приспособила к своим потребностям позднеримскую систему образования, которая составляла основу знаний в течение всего Средневековья. Набор учебных предметов именовался «семь свободных искусств».

Папа Григорий I

Папа Григорий I. Резьба по кости. IX-X вв.

    «Семь свободных искусств» делили на два цикла: тривиум (по-латыни «троепутье») и квадривиум (по-латыни «четверопутье»). В состав первого цикла - наук о слове - входили грамматика (правила чтения, письма на латинском языке), риторика (умение говорить связно и красноречиво) и диалектика (умение рассуждать и спорить). Одолев тривиум, ученик приступал к наукам о числах - квадривиуму, (арифметика, геометрия, музыка и астрономия). Под музыкой имелась в виду теоретическая дисциплина, связанная с математическими вычислениями музыкальных интервалов.

Церковь сыграла огромную роль в возникновении и развитии средневековой культуры. Историки применяют к эпохе Средневековья такие определения, как христианская культура, христианская Европа.

Музыкант

Музыкант. Изображение с миниатюры XI в.

Из письма папы римского Григория I Великого (590—604) одному из епископов

    ...Дошло до нас — и мы не можем об этом вспомнить без стыда, — что ты обучаешь кого-то грамматике. Известие об этом поступке, к которому мы чувствуем великое презрение, произвело на нас очень тяжёлое впечатление... Одними устами нельзя воздавать хвалу Христу вместе с хвалами Юпитеру...

Из «Капитулярия (указа) о занятиях науками» короля Карла Великого (конец VIII в.)

    Не только не пренебрегайте обучением наукам, но смиренно и с угодным Богу старанием прилежно им обучайтесь, дабы вы могли легче и правильнее постигать тайны Священного Писания... Без сомнения, тем скорее каждый читающий уразумеет это духовно, чем лучше будет он предварительно наставлен в науках... И всё это должно совершаться со столь же благочестивым намерением, с коим мы это предписываем.

    Сравните отношение к образованию Григория I и Карла Великого. В чём причины различия их мнений?


  1. Кого называют отцами церкви? Как можно объяснить такое название?
  2. Почему в христианской церкви появилась необходимость созыва соборов? В чём значение первых соборов?
  3. Что такое ереси? Кто такие еретики? Какие ереси вы знаете?
  4. Что такое церковная иерархия? Составьте в рабочей тетради её схему для западной и восточной церкви.
  5. Какие задачи выполняли монастыри в раннее Средневековье?
  6. Как вы думаете, неизбежно ли было появление ересей?
  7. Оцените, какую роль сыграла церковь в развитии культуры в то время.
  8. Подумайте, каким потребностям общества и государства того времени отвечала система образования.
  9. О каких достижениях раннего Средневековья можно узнать, кропотливо изучая книги того времени?
  10. Используя ресурсы Интернета, найдите интересные факты о жизни и деятельности отцов церкви: Августина, Иеронима, Иоанна Златоуста.
  11. По ресурсам Интернета и дополнительной литературе узнайте, каковы были основные правила жизни монашеского ордена бенедиктинцев. Почему верующие почитали монахов-бенедиктинцев?

Рейтинг@Mail.ru