История Средних веков

Учебник для 6 класса

Предыдущая страница История Средних веков Следующая страница

§ 19.3. Душа готики

В XII веке во Франции зародился новый стиль искусства. Именно во Франции в XIII веке он достиг зрелости, а затем распространился почти по всей Европе и господствовал вплоть до конца Средневековья. Современники именовали его «французской манерой», а потомки стали называть готикой (от названия древнегер-манского племени готов).

Страшный суд

Страшный суд. Надвратный рельеф церкви в Конке. XII в

Чудовище

Чудовище. Капитель собора в Кентербери. Англия

Маркграф Эккехард и его жена Ута

Маркграф Эккехард и его жена Ута. Собор в Наумбурге. XIII в.

Во многом готический собор был сходен с романским: башни у западного фасада; порталы, богато украшенные скульптурой; нефы, ведущие к алтарю; поперечный трансепт. Это естественно: готика не изменила назначения собора, который по-прежнему остался местом молитв и богослужений. Почти все элементы романского искусства сохранились, но изменились. Вместо мощных столбов — пучки тонких изящных колонн. Их линии, продолжаясь на своде, причудливо переплетались и заставляли тяжёлый каменный свод словно теряться в вышине. Многочисленные арки, прежде полукруглые, вытянулись вверх и в высшей своей точке как будто сломались — такие арки называют стрельчатыми. Вместо маленьких окошек, пробитых в толще стен, появились огромные окна. Внутреннее пространство собора оказалось наполнено светом. В таком храме человек чувствовал себя иначе. Хотя он казался маленьким рядом с огромным собором или внутри его, но храм не подавлял верующего. Напротив, стрельчатые арки, башенки с остроконечными шпилями, сотни статуй на фасадах и внутри здания — всё это влекло взор и мысли человека вверх, к Богу.

Мадонна с младенцем

Мадонна с младенцем. Витраж. Шартр XII в.

Собор Парижской Богоматери

Собор Парижской Богоматери. XII—XIV вв. Вид с юго-востока

Такие изменения стали возможны в результате достижений в технике строительства. Зодчие научились распределять тяжесть сводов, перенося её со стен на опорные столбы. Кроме того, тяжесть свода с помощью специальных полуарок — аркбутанов — частично передавалась на мощные столбы — контрфорсы, вынесенные из внутреннего пространства здания наружу. Благодаря этому можно было поднять своды на большую высоту. Если в самом высоком романском соборе — церкви аббатства Клю-ни — высота сводов составляла чуть более 30 метров, то в готических соборах она достигала 40 и более метров.

    Передача всей нагрузки на опорные столбы и контрфорсы позволила отказаться от толстых стен. Вместо них появились большие окна. В оконные рамы вставлялись изображения из разноцветных кусочков стекла, скреплённых свинцовыми ободками. Они назывались витражами (от латинского слова «витрум» — стекло). На огромных сияющих витражах, сменивших фрески романских соборов, изображались Христос и Богоматерь, святые, библейские сцены. Через витражи в храм проникало много света, в солнечную погоду он играл на колоннах и на полу красочными бликами, казалось, даже воздух в храме светился.

Схема готического храма в разрезе

Схема готического храма в разрезе

Западный фасад собора в Реймсе

Западный фасад собора в Реймсе. Франция. XIII в.

Подлинное царство витражей

Сент-Шапёль в Париже (XIII в.) подлинное царство витражей. Какие изобретения позволяли строить столь высокие храмы?

Готический собор был настоящим чудом средневекового искусства, в котором гармонично сочетались архитектура и живопись, скульптура и декоративно-прикладное искусство, роскошные одежды священнослужителей и торжественное звучание органа. Эта неземная красота создавалась долгим трудом гениальных мастеров — архитекторов, резчиков по камню, витражных дел мастеров. Их артели переходили из города в город, выполняя заказы. Строительство стоило огромных денег и было столь трудоёмким, что в лучшем случае продолжалось пару десятилетий, а иногда затягивалось на несколько веков.

Бериар Клервоский о скульптурном убранстве романских монастырских храмов

    Для чего же в монастырях, перед взорами читающих братьев, эта смехотворная диковинность, эти странно-безобразные образы? К чему тут грязные обезьяны? К чему дикие львы? К чему чудовищные кентавры? К чему полулюди? К чему пятнистые тигры? К чему воины, в поединке разящие? К чему охотники трубящие? Здесь под одной головой видишь много тел, там, наоборот, на одном теле много голов. Здесь, глядишь, у четвероногого хвост змеи, там у рыбы — голова четвероногого.

    Столь велика, в конце концов, столь удивительна повсюду пестрота самых различных образов, что люди предпочтут читать по мрамору, а не по книге, и целый день разглядывать их, поражаясь, а не размышлять о законе божьем, по-учаясь.

  • Есть ли связь между тем, что видит в церковном интерьере Бернар Клервоский, и назначением христианского храма? Как автор относится к тому, что видит? Чем объясняется такое его отношение?

  1. Как строительство романских, а затем и готических соборов связано с развитием потребностей общества?
  2. Каковы отличительные черты романского собора? Опишите их с помощью иллюстраций учебника.
  3. Почему над входом в храм часто находилось изображение Страшного суда?
  4. Назовите характерные особенности готической архитектуры (не менее пяти). Используйте иллюстрации учебника.
  5. Объясните, почему романские и готические соборы обычно были очень просторными и могли вмещать больше людей, чем жило в городе.
  6. Используя дополнительную литературу, докажите, что католический храм представлял собой «Библию в камне».
  7. Как вы думаете, почему в храмах часто встречались скульптурные сюжеты небиблейского содержания?
  8. Составьте таблицу на сравнение романского и готического стиля.


Рейтинг@Mail.ru