История Средних веков

Учебник для 6 класса

Предыдущая страница История Средних веков Следующая страница

§ 18.2. Вера, разум и опыт

В начале XII века среди преподавателей парижских школ выделялся философ Пьер Абеляр (1079—1142). На его блестящие лекции собирались ученики со всех концов Европы. Другие преподаватели, чьи лекции не пользовались такой популярностью, отчаянно завидовали Абеляру. Сами они, занимаясь толкованием Священного Писания и сочинений отцов церкви, не стремились на лекциях добавлять к уже сказанному что-то новое, своё. Абеляр же считал, что Бог дал человеку разум, чтобы тот мог свободно мыслить и получать таким образом новое знание. Он утверждал, что не надо бояться новых выводов, даже если они противоречат взглядам кого-либо из отцов церкви. Ведь и сами христианские богословы порой давали противоположные ответы на одни и те же вопросы. Значит, нужно полагаться не на древние авторитеты, а на собственный разум и умение рассуждать.

Абеляр

Абеляр. Миниатюра XIII в.

Враги обвинили Абеляра в ереси. Главным гонителем Абеляра был Бернар — аббат монастыря Клерво в Бургундии. Суровый аскет, уже при жизни имевший славу святого, он отличался редким красноречием и пользовался огромным влиянием. В противоположность Абеляру Бернар Клервоский отрицал способность человеческого разума познавать мир. Он считал, что удел смертных — молиться и верить и только искренняя вера по милости Божией может приоткрыть перед людьми тайны мироздания, перед которыми бессилен разум. Бернар был мистиком, то есть верил в то, что в молитве человек может непосредственно общаться с Богом.

Спор Бернара с Абеляром — столкновение не только противоположных характеров, но и двух разных взглядов на мир и человека. Абеляр основывался на разуме, Бернар — на вере. В XII веке разум должен был уступить вере, но будущее было за ним.

Астроном, математик и писец

Астроном, математик и писец. Миниатюра XIII в.

По сравнению с верой и разумом опыту, наблюдению и изучению природных явлений в средневековой науке и философии отводилась скромная роль. Господствовало множество фантастических представлений об устройстве мира и его обитателях. Их принимали на веру, даже не пытаясь проверить.

    В эпоху Средневековья астрономия была неотделима от астрологии, а химия - от алхимии. Астрологи, накопившие немало знаний о движении Солнца, планет и звёзд, утверждали, что по звёздам можно определить будущее. Многие короли или полководцы, прежде чем что-либо предпринять, советовались с астрологами. Алхимики были заняты поисками «философского камня», с помощью которого любые металлы можно превратить в золото. В ходе этих поисков были накоплены многие сведения, важные для развития химии. Люди учились получать сплавы, кислоты, краски, освоили производство пороха. Были созданы многие химические приборы.

  • Оцените роль астрологии и алхимии в развитии науки.

Вольнодумцам, которые осмеливались опираться в своих выводах не на откровения веры или доводы разума, а на опыт и наблюдение, обычно выпадала нелёгкая судьба. Так случилось с англичанином Роджером Бэконом, жившим в XIII веке. Он считал, что только опыт позволяет проверить, верны ли наши знания. Учёный предвидел многие открытия, сделанные спустя столетия после его смерти (телескоп, летательный аппарат). За смелые взгляды и критику церковных авторитетов он подвергался преследованиям, много лет провёл в монастырской тюрьме.

Рейтинг@Mail.ru