Учебник для 11 класса

История России

       

§ 7. Культура России в конце XIX — начале XX в.

  • Имена каких деятелей культуры России, какие крупнейшие её достижения в XIX в. вы считаете наиболее значимыми?

1. Городская и сельская жизнь

Перемены в облике российского общества, обострение социальных и политических противоречий оказали большое влияние на жизнь страны на рубеже XIX-XX вв.

Особую роль в модернизации страны играли крупные города как центры сосредоточения основных учебных и культурно-просветительских учреждений. В начале XX в. в России насчитывалось 29 городов с населением более 100 тыс. человек, в которых проживало около трети всего городского населения.

В городах появились водопровод, канализация, электрическое освещение на улицах и в домах. Началось строительство многоэтажных доходных домов, железнодорожных вокзалов, электростанций. Новым видом городского транспорта стал трамвай. Получила распространение телефонная связь, к началу XX в. она существовала в 67 городах.

Большинство провинциальных российских городов сохраняли традиционный, сельский облик. Основная масса населения, в том числе и городского, продолжала существовать в рамках традиционной народной культуры.

Русский крестьянин жил в семье и в общине, где от поколения к поколению передавались культурные традиции и трудовые навыки. Семья была одновременно и школой воспитания крестьянских детей. Их приобщение к труду начиналось примерно с 9 лет. Крестьяне, часто не знавшие закона, в своей жизни руководствовались чувством справедливости. Отсутствие ощутимой связи между затратами труда и получаемым результатом способствовало широкому распространению суеверий.

В зимнее время наступал черёд для занятий промыслами — прядением и ткачеством, плотницким, столярным и гончарным ремёслами. Отдельные деревни славились росписью деревянной посуды, прялок и мебели, изготовлением глиняных и деревянных игрушек, вышивками и кружевоплетением.

В общественно-культурной среде российская деревня образовывала обособленный, во многом самодостаточный мир. Испытывая постепенно нараставшее влияние городской культуры, деревня сохраняла преобладающее положение в культурном пространстве страны, даже городском. Это проявлялось во многом, — например, в характере застройки провинциальных городов, сельскохозяйственных занятиях их жителей и т.п.

Образованная часть российского общества составляла особый социальный слой — интеллигенцию, которая была не просто группой людей, профессионально занимавшихся умственным трудом, как в странах Западной Европы, а выступала активной общественной силой. Выражение одобрения политики правительства считалось в интеллигентской среде дурным тоном. Более того, многие интеллигенты открыто подчёркивали своё сочувствие «бомбистам» (эсерам и анархистам), совершавшим покушения на высших чиновников, и осуждали их преследование властями.

2. Достижения науки и образование

Российские учёные второй половины XIX в. обогатили мировую науку важными достижениями в разных областях знания. Д.И. Менделееву принадлежит открытие периодического закона химических элементов, одного из основных законов естествознания, А.М. Бутлерову — теория химического строения вещества, И.М. Сеченову — разработка физиологических основ высшей нервной деятельности человека.

Мировое научное сообщество к началу XX в. уже признало заслуги российских коллег, особенно в естествознании и технике. Свидетельством тому являются Нобелевские премии, вручённые русским учёным: в 1904 г. — физиологу И.П. Павлову за труды по физиологии кровообращения и пищеварения, в 1908 г. — биологу и врачу И.И. Мечникову (совместно с немецким учёным П. Эрлихом) за исследования в области иммунологии и инфекционных заболеваний. Доклад П.Н. Лебедева, создателя первой русской научной школы физиков, на Международном конгрессе физиков в 1900 г. принёс ему мировую славу. Высшей степенью международного признания научных заслуг исследователя физиологии растений К.А. Тимирязева стало избрание его почётным доктором Кембриджского университета.

И.П. Павлов. Художник  М. В. Нестеров

Рис. И.П. Павлов. Художник М. В. Нестеров

В.И. Вернадский прославился созданием комплекса наук о Земле. Он разработал целостное учение о биосфере и эволюции биосферы в ноосферу, где человеческий разум и деятельность людей становятся определяющим фактором в развитии человечества.

Труды Н.Е. Жуковского в области теоретической аэродинамики позволили считать его основателем научной теории авиации. В 1908 г. началась конструкторская деятельность И.И. Сикорского. В 1913 г. он создал самый большой в мире четырёхмоторный самолёт «Русский витязь» с размахом крыльев 27 м и ещё более совершенный самолёт — «Илья Муромец». В 1913 г. военный летчик П.Н. Нестеров впервые выполнил ряд фигур высшего пилотажа, в том числе так называемую «мёртвую петлю». К.Э. Циолковский стал первопроходцем в разработке теории движения реактивных аппаратов и ракетной техники. Заметны были достижения российских физиков в изучении электромагнитных колебаний. Особенно значимым стало изобретение Л. С. Поповым радио. В 1895 г. на заседании Русского физико-химического общества он продемонстрировал первый в мире аппарат искровой беспроволочной телеграфии. К сожалению, изобретённое в России радио за рубежом внедрялось интенсивнее, нежели на Родине. В русско-японскую войну корабли российского флота, в отличие от японских, не были оснащены радиоаппаратурой.

Глубокий научно-практический смысл приобрела географическая наука. Интенсивно исследуется Арктика. Создаётся ледокольный флот с флагманом — ледоколом «Ермак». В 1913 г. был осуществлён первый в истории проход всего Северного морского пути. Результатом экспедиции стало открытие архипелага Северная Земля.

В России существовало четыре вида начальных школ — церковно-приходские, частные, государственные и земские, в их числе и создаваемые по инициативе самих крестьян «школы грамоты». К 1914 г. в начальных школах обучалась половина детей соответствующего возраста. Основными формами средней школы являлись классическая гимназия и реальное училище. На рубеже веков лишь у 4% россиян было среднее образование. Основой классической школы оставалось изучение древних классических языков — латинского и греческого. В реальных училищах главное внимание уделялось математике и естествознанию. Выпускники классических гимназий имели право продолжать обучение в университете, не сдавая вступительных экзаменов.

Потребности экономического и культурного развития стимулировали рост числа квалифицированных специалистов — инженеров, техников, экономистов, статистиков, агрономов, врачей, учителей, которых готовила высшая школа. В начале XX в. в России работало более 60 высших учебных заведений, где обучалось 70 тыс. студентов, к февралю 1917 г. их было уже 124.

В первые десятилетия XX в. появляются многочисленные частные учебные заведения различного профиля (Психоневрологический институт В.М. Бехтерева, Вольная высшая школа П.Ф. Лесгаф-та — создателя отечественной системы физического воспитания) и специальные высшие учебные заведения для женщин. Согласно закону 1911 г. о высшем женском образовании (ранее женщин не принимали в университеты), выпускницы «женских курсов» приобретали права окончивших университеты. В 1913 г. в России существовало уже 10 университетов.

Быстрыми темпами развивалась книгоиздательская деятельность. По количеству издаваемых книг Россия в первое десятилетие XX в. занимала третье место в мире после Германии и Японии. Книга в России стала частью привычного обихода многих людей. Крупнейший издатель И.Д. Сытин открыл собственную типографию, где печатались «дешёвые» книги для массового читателя.

3. Идейные искания и художественная культура

Духовная жизнь рубежа столетий — одна из интереснейших страниц в культурном наследии России. В ней отразились сложность и противоречивость эпохи, полной острейших конфликтов и политических битв, которые привнесли в общественное и художественное сознание новые черты и особенности.

У интеллигенции были популярны нравственное учение Л.Н. Толстого, философия Ф. Ницше с его идеей сверхчеловека и экономическая теория К. Маркса. Проблема взаимоотношений интеллигенции и народа продолжала волновать многих общественных и культурных деятелей, осознавших, что произошло расхождение интересов этих двух сил русского общества. Впервые широко обсуждался вопрос о деятельности интеллигенции в революции, правильности её позиции.

В 1909 г. появился сборник «Вехи». Авторами его были широко известные публицисты, религиозные мыслители, литературоведы, принадлежавшие к партии кадетов или близкие к ним по своим взглядам (Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, П.Б. Струве, М.О. Гершензон и др.). Главным в этом сборнике был вопрос об оценке русской революции и роли интеллигенции в ней, об отношении либералов к наследию революционных демократов. Критикуя такие черты мировоззрения интеллигенции, как её антигосударственность и безре-лигиозность, авторы возлагали на неё вину за жертвы и потрясения революционных лет.

В культурной жизни той поры шли поиски путей обновления форм художественного творчества и переоценка ценностей. Возрастал интерес к духовному миру личности. Это время вошло в историю как Серебряный век русской культуры.

Появились новые направления в художественном творчестве: символизм (В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, А. Белый), акмеизм (Н.С. Гумилёв, О.Э. Мандельштам), футуризм (В.В. Хлебников, В.В. Маяковский).

Творчество таких замечательных поэтов Серебряного века, как А.А. Блок, А.А. Ахматова, Н.С. Гумилёв, М.И. Цветаева и др., оставило заметный след в истории отечественной литературы. Лирические стихи С.А. Есенина, проникнутые любовью к Родине и её народу, были высоко оценены современниками.

В условиях бурной общественной жизни чрезвычайно возросла роль театра. Создание К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко Художественного театра в Москве (1898) стало событием громадного значения. Основу репертуара театра в первые годы его существования составляла драматургия А.П. Чехова и М. Горького.

В конце 1890-х гг. в России появился кинематограф. Первый русский кинопредприниматель А.А. Ханжонков в 1907-1908 гг. начал производство отечественных игровых фильмов, построил в Москве кинофабрику и ряд кинотеатров, в том числе «Арс» (ныне — «Художественный») и «Пегас» (ныне — «Дом Ханжонкова»). К 1913 г. в городах России работали более 1400 кинотеатров.

Великолепными достижениями отмечено музыкальное искусство. Новое развитие отечественных музыкальных традиций нашло своё выражение в творчестве С.В. Рахманинова и А.Н. Скрябина. Широкое признание получило исполнительское искусство Рахманинова. Идейно-художественные искания Скрябина отличало подлинное новаторство. В частности, Скрябин первый попытался создать светомузыку.

Блистательная музыка И.Ф. Стравинского к балетам «Жар-птица» и «Петрушка», новаторские симфонии С.С. Прокофьева завоевали мировую славу.

Короткий, но яркий период подъёма русской архитектуры связан с расцветом стиля модерн. Его приверженцы стремились максимально учесть те возможности, которые представляли новые строительные конструкции и материалы (бетон, сталь, стекло), в то же время эстетически осмысливая их, придавая им художественную выразительность. Их усилиями создавался новый образ городской среды. Наиболее удачными считаются здания Азовско-Донского банка в Петербурге (архитектор Ф.И. Лидваль), а в Москве — Казанского вокзала (А.В. Щусев) и Ярославского вокзала (Ф.О. Шехтелъ), типографии газеты «Утро России».

В архитектурном творчестве зачастую переосмысливались национальные традиции. Во многих зданиях гражданского назначения использовались формы русской архитектуры предшествующих эпох (например, здание Ссудной казны в Москве, архитектор В.А. Покровский'). Эти тенденции развивались и в храмовом строительстве.

Сложные процессы протекали в изобразительном искусстве. Передвижничество с его обострённым интересом к социальным проблемам и конкретно-историческим образам сохраняло свои позиции в живописи, но уже не могло служить ориентиром для новых поколений художников, тяготевших к символике мифа (М.А. Врубель), импрессионизму с его игрой цветом (К.А. Коровин) или к выражению религиозно-этических настроений (М.В. Нестеров). Основным в творчестве В.А. Серова, крупнейшего художника рубежа столетий, стал портрет, раскрывавший психологический облик Ф.И. Шаляпина, И.А. Морозова, Николая II и др.

Поиски новых путей в искусстве сближали многих творчески одарённых людей. Значительным явлением в развитии художественной культуры оказалось культурно-эстетическое объединение «Мир искусства» (художники А.Н. Бенуа, К.А. Сомов, Л.С. Бакст, Е.Е. Лансере, музыкальный критик В.Ф. Нувель, публицист Д.В. Философов, театральный и художественный продюсер С.П. Дягилев). Творчество мирискусников, как правило, тяготело к ретроспектив-ности, ушедшим эпохам, особенно представители этого объединения увлекались стилизацией «галантного» XVIII в.

Ареной творческих экспериментов стало объединение «Голубая роза». В 1907 г. в Москве открылась выставка молодых художников — последователей художника-символиста В.Э. Борисова-Мусатова. В ней участвовали П.В. Кузнецов, М.С. Сарьян, А.В. Фонвизин и др.

Особое место в живописи заняло творчество К.С. Петрова-Водкина, общепризнанного мастера XX в.

К.С. Петров-Водкин. Мать

Рис. К.С. Петров-Водкин. Мать

Некоторые художники, в чём-то перекликаясь с акмеизмом в поэзии, работали в стиле примитивизма. Картины М.З. Шагала, П.Н. Филонова, КС. Малевича несли черты нового искусства, связанного с экспериментами в области цвета и формы. К.С. Малевич, считающийся одним из основателей абстрактной живописи, провозгласил высшим искусство чистых форм и беспредметности, названное им супрематизмом (от лат. supremos — высший). На выставке в Петрограде он показал свой знаменитый «Чёрный квадрат», ставший манифестом художников нового направления. В этом же стиле работал В.В. Кандинский, выставивший накануне Первой мировой войны свои первые беспредметные композиции.

Приверженцы авангарда (в переводе с французского — передовой) пытались раздвинуть рамки традиционного понимания живописи. Их отличало стремление к постижению сущности миропорядка, Вселенной. Появление искусства авангарда, сформировавшегося в 1910-1920-е гг., было знаковым событием. Оно знаменовало утверждение модернизма, для которого характерен разрыв с традициями реализма и модерна в литературе и искусстве. Предметом творческой мысли становится не реальность, а её отражение в сознании художника.

К числу важнейших событий в истории отечественной музыки, живописи, оперного и балетного искусства, воплотивших эти искания, относятся Русские сезоны в Париже, организованные С.П. Дягилевым. Они стали подлинным открытием русского искусства для Западной Европы. С 1907 г. организуются Русские концерты. С них началась мировая слава певца Ф.И. Шаляпина.

В канун революционных событий 1917 г. Россия обладала богатейшим культурным наследием. Однако сохранялось противоречие между тем, что создало общество в сфере культуры, и возможностями овладения этими достижениями широкими слоями народа. Элитарной культуре просвещённой части общества противостояла традиционная культура основной массы народа. Глубина этого разрыва стала особенно очевидной в предреволюционный период.

Вопросы для самопроверки

  1. Составьте план и подготовьте ответ на вопрос «В чём состояли особенности городской и сельской жизни России в начале XX в.?».
  2. Приведите примеры выдающихся достижений российской науки изучаемого периода.
  3. Как взаимосвязаны процессы развития российского общества в различных сферах его жизни и идейные искания мастеров художественной культуры?
  4. Охарактеризуйте основные течения изобразительного искусства. Какие качественно новые черты появились в нём в указанный период?
  5. Как русская культура была представлена в это время в Западной Европе? В чём это выражалось и как свидетельствовало о её общемировом значении?

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru