Учебник для 11 класса

История России

       

§ 23. Духовная жизнь и развитие мировой культуры в первой половине XX в.

В ХIХ в., с его достижениями в области естествознания и техники, основой новых идей стало научное знание. Роль науки в жизни человечества возросла ещё больше в XX в. В то же время повысилось значение духовной культуры, что было вызвано осмыслением новых черт в социальном и политическом поведении людей.

1. Осмысление истории

Первая мировая война, вспыхнувшая между нациями, которые считали себя цивилизованными, породила настроения скептицизма в отношении будущего европейской цивилизации. Многие мыслители, как, например, немецкий философ Освальд Шпенглер, предрекали скорый закат европейской культуры.

В XIX в. в науке преобладала идея, что общество развивается поступательно, постоянно совершенствуясь. Однако теперь многие мыслители, стремившиеся постичь логику истории, стали сомневаться в правильности такого подхода. Английский историк Арнолд Джозеф Тойнби рассматривал мировое развитие как процесс смены локальных цивилизаций, каждая из которых проходит своеобразный жизненный цикл от рождения до надлома, упадка и умирания. По мысли учёного, каждая цивилизация опирается на достижения предшествовавших ей культур и поэтому является качественно новым этапом в истории человечества.

2. Новое в науке о человеке и развитие философии

Большое влияние на образ мышления и мировосприятие учёных оказало преодоление упрощённых взглядов на человека. Возникли такие науки, как культурология, психология, социология.

В философии в первой половине XX в. выделились два основных направления: иррационалистическое и рационалистически-прагматическое.

Иррационализм отчасти опирался на исследования Зигмунда Фрейда — австрийского психиатра, эмигрировавшего в Англию. Фрейд доказал, что психика человека имеет сложную структуру, включающую несколько уровней. Помимо осознаваемого, индивидуального человеческого «Я», выделялось «сверх-Я» — усвоенные от родителей культурные, ценностные установки, определяющие поведение человека в обществе, и «Оно» — основа психики, которую составляют инстинкты и влечения, неосознаваемые человеком. Эти последние, по мнению учёного, в значительной мере определяют поведение человека, а грань между «нормальным» и «ненормальным» в культуре условна. Ведь она определяется не беспристрастными приборами, а людьми, которые исходят из мнений, суждений, предрассудков, меняющихся с течением времени, неодинаковых в разных обществах.

Идеи 3. Фрейда развивал швейцарский психиатр Карл Густав Юнг. Он считал, что именно в культуре находит выражение отношение человека к смыслу жизни, деятельности, добру и злу, справедливости и несправедливости. К. Юнг ввёл в науку такое понятие, как «коллективное бессознательное». По его мнению, в основе мышления, воображения каждой личности лежат некие первичные образы — архетипы. Одинаковые у всех людей, они сформировались в незапамятные времена, когда человек жил в единстве с природой (образы матери-земли, мудрого старца, демона и т.д.). Архетипы нашли отражение в мифологии, религии, магии, искусстве и призваны были компенсировать отдаление человека от природы. По мере развития сознания, особенно в эпоху индустриального общества, оно всё более становилось невосприимчивым к архетипам подсознания. Итогом стало распространение не только индивидуальных, но и массовых психозов, к проявлениям которых Юнг относил восстания, войны, революции.

Французский философ Клод Леви-Стросс считал, что, хотя человек применяет условные знаки, символы (буквы, цифры) сознательно, в сфере культуры человек создал мир символов, выражающих бессознательные начала разума. А потому духовная культура условна, построена на символах, иррациональных началах и понятиях.

Основоположником рационалистически-прагматического подхода к культурной жизни принято считать американского философа Джона Дьюи. Он полагал, что познание и творчество не более чем средства решения жизненных задач, позволяющие рационально организовать своё поведение. Когда человек добивается жизненного успеха, он, по мнению Дж. Дьюи, достигает гармонии с окружающим миром, получая от этого эстетическое наслаждение. Искусство при этом — особая форма обобщения жизненного опыта, не имеющая самостоятельного познавательного, интеллектуального значения. Образцы культуры прошлого, считал Дьюи, имеют лишь ценность как музейные экспонаты, если они не связана с повседневным опытом человека.

3. Живопись: от импрессионизма к модерну

Импрессионисты Клод Моне, Огюст Ренуар, Эдгар Дега стремились с помощью игры красок отразить красоту мира в простых, окружающих человека явлениях и предметах. Пришедший им на смену постимпрессионизм пытался как бы «раздвинуть» горизонты пространства. Художни-ки-постимпрессионисты Поль Сезанн, Винсент Ван Гог, Поль Гоген выработали новые живописные методы, обратились к философии жизни.

П. Сезанн. Гора Сент-Виктуар. 1890-е гг.

Рис. П. Сезанн. Гора Сент-Виктуар. 1890-е гг.

На рубеже XIX-XX вв. в европейском и американском искусстве появился стиль модерн (т.е. новый современный), охвативший живопись, зодчество, декоративно-прикладное искусство. Его духовным двойником стала поэзия символистов. Для зданий в стиле модерн характерны подчёркнутая индивидуалистичность, плавные взаимоперетекающие поверхности, изысканная орнаментальность, использование цветной керамики. Яркими представителями этого направления были испанский архитектор Антонио Гауди и бельгиец Хенриван де Велде.

Модерн стал широко популярен благодаря использованию этого стиля при производстве продукции, предназначенной для массового покупателя, — обоев, светильников, посуды и мебели. Их отличали мягкие обтекаемые формы и пастельные тона. Классическим примером модерна в живописи может послужить творчество австрийского художника Густава Климта.

4. Искусство индустриального общества

Бурные события Первой мировой войны, революционные перемены, быстрый технический прогресс привели к появлению новых форм художественного осмысления мира. Под модернизмом понимают новые течения в искусстве (музыке, литературе, живописи) начала XX в. Художники-модернисты полностью порвали с традициями реалистического отображения действительности.

Одним из направлений модернизма был примитивизм — попытка художника увидеть мир как бы «детскими глазами», выразив самые общие, всем понятные его черты. Один из основателей примитивизма — француз Анри Руссо. В этом стиле на раннем этапе своего творчества писал французский художник Анри Матисс. Родоначальниками кубизма была группа французских художников — Пабло Пикассо, Жорж Брак, Фернан Леже, Гийом Аполлинер и др. Они стремились передать не облик, а конструкцию, архитектонику предмета, изображать мир в виде взаимосвязанных геометрически правильных фигур.

Типичным порождением начала XX в. стал футуризм — творческий стиль, зародившийся в Италии. Он не только идеализировал то новое, что принесла в жизнь человечества индустриальная эпоха, но и претендовал на создание культуры будущего.

Появившийся в 1909 г. манифест футуризма, автором которого был писатель Фелиппе Томмазо Маринетти, призывал к разрушению «старого мира» и его памятников, воспевал войну, насилие, революцию, достижения техники. Футуристы мечтали не только о новой технике и новых городах, но и о новой расе людей. Художники-футуристы Умберто Боччони, Карло Карр, Луиджи Руссоло передавали динамику движения, перемен.

Почти одновременно с футуризмом появляется такое направление художественного творчества, как абстракционизм. Его называют беспредметным искусством.

Родоначальниками абстракционизма были В.В. Кандинский, Пит Мондриан, К.С. Малевич. Они стремились полностью освободить искусство от необходимости отражения реальности, ограничивающей свободу творчества художника. Их работы — это сочетание причудливой игры различных форм и красок. Вершиной абстракционизма принято считать «Черный квадрат» К. Малевича (1913).

В годы Первой мировой войны скандальную известность приобрёл дадаизм, получивший такое название от слова «дада», обозначающего бессвязный детский лепет. Дадаисты — поэт Тристан Тцара, художники Марсель Дюшан и Курт Швиттерс и др. — считали современную цивилизацию омерзительной, отвергали её основные ценности, в том числе и эстетические. В их творчестве преобладал гротеск, стремление шокировать публику изображением наиболее антиэстетичных, отталкивающих сторон жизни.

Гротескные тенденции проявились и в другом течении, скептически воспринимавшем достижения европейской цивилизации, — экспрессионизме, зародившемся в Германии. Экспрессионизм характеризуется повышенной эмоциональностью, обращением к иррациональным явлениям, проявляющимся через буйство звуков и красок. Он выражает тревожное, болезненное мироощущение, присущее периодам социальных потрясений и конфликтов. Самые известные художники-экспрессионисты — Оскар Кокошка и Эдвард Мунк.

Э. Мунк. Крик. 1893 г.

Рис. Э. Мунк. Крик. 1893 г.

Идеи дадаизма и экспрессионизма получили дальнейшее развитие в сюрреализме — культурном течении, зародившемся в 1920-1930-е гг. Согласно воззрениям сюрреалистов, художник, поэт, писатель — бог-творец, созидающий собственный мир — сверхреальность (сюрреальность). Эта сверхреальность неподвластна законам обыденного мира, в ней текучи время и пространство, она иррациональна, символична, открыта грёзам, фантазиям, чуду. Самым известным представителем сюрреализма является Сальвадор Дали, в этом стиле творил и такой художник, как Пабло Пикассо.

Развитием новаторских, технократических идей в 1920-е гг. стал конструктивизм. Его последователи пытались максимально сблизить культуру с инженерным делом, рационализировать творчество. Впоследствии конструктивизм развился в искусство дизайна. Первая лаборатория дизайна — школа Баухауз была создана в Германии в 1919 г. Наиболее популярен был конструктивистский стиль в архитектуре. Его самыми яркими представителями были француз Ле Корбюзье и русский И.И. Леонидов. В 1922 г. Корбюзье создал проект «Города будущего», лишённого привычного деления на блистательный центр и нищие окраины. Конструктивисты считали, что подлинную красоту способен создать только строительный гений человека, организующий пространство более рационально и эстетично, чем природа.

5. Литература

Новое прочтение получил романтизм. Сентиментальные женские романы «о зачарованных принцах» начала XIX в. продолжились в романах, действие которых разворачивалось в далёких колониальных странах. Простому европейцу они казались загадочными и полными опасностей. Проза и стихи нобелевского лауреата (1907) Редьярда Киплинга об отношениях Запада и Востока, важности «цивилизаторской» миссии европейцев, сложностях во взаимопонимании различных культур получили общемировое признание. Его рассказы о Маугли — ребёнке, воспитанном в сообществе животных, порой более гуманном, чем человеческий коллектив, широко известны во всём мире.

Большое влияние на литературу XX в. оказало оформившееся в XIX в. направление критического реализма, обращавшегося к нерешённым в обществе проблемам, судьбам людей, вырванным обстоятельствами из привычных условий существования. Развитием его стало течение психологического реализма, наиболее яркими представителями которого были Уильям Фолкнер, Эрнест Хемингуэй, Стефан Цвейг, Антуан де Сент-Экзюпери. В центре внимания творчества этих писателей — личность, её судьба в меняющемся мире, поиск смысла жизни. Их герой — человек ищущий, стремящийся к счастью для других, к возвышенной любви. Главная его победа — победа над самим собой. Такого героя можно убить, но нельзя победить.

Широкое распространение получило направление интеллектуального реализма, характеризовавшегося усилением философского начала в литературном творчестве. Английский писатель и драматург Бернард Шоу, английский фантаст Герберт Уэллс, чешский фантаст и драматург Карел Чапек, немецкий драматург Бертольт Брехт показывали в своих произведениях, что созданный людьми мир зачастую не только губит человеческое в человеке, но и строится как мир бесчеловечный. Особенно ярко эта мысль прозвучала в антивоенных произведениях англичанина Ричарда Олдингтона и немецкого писателя Эриха Марии Ремарка. Роман Ремарка «На Западном фронте без перемен» был переведён на десятки языков.

Писателям-реалистам свойственен гуманизм, сочувствие к страданиям людей, негативное отношение к насилию и социальной несправедливости. Многие из них принимали участие в социальной благотворительности и политической деятельности, считали, что государство должно проводить активную социальную политику.

Увеличилась популярность литературы, рассчитанной на широкую читательскую аудиторию. Широкое признание получил жанр детектива, классики которого — английские писатели Артур Конан Дойл и Агата Кристи — создали образы героев (сыщиков Шерлока Холмса и Эркюля Пуаро), до сих пор вдохновляющих режиссёров на создание кинофильмов и телесериалов. Возрастающим успехом у читателей пользовалась научная фантастика. Многие произведения детективного и приключенческого жанров относились к так называемой дешёвой, «бульварной» литературе (её так называли, поскольку она продавалась с лотков на улицах).

6. Модернизм в литературе

Модернистские веяния в области художественного творчества не обошли своим влиянием и литературу. Многие писатели отдали дань авангардизму, отказываясь от традиционных сюжетных линий, логики повествования. Один из основателей авангардизма — Джеймс Джойс использовал метод «потока сознания», описывая все случайные переходы мыслей, впечатлений, ощущений. С авангардизмом экспериментировали такие писатели, как Марсель Пруст, Андре Жид и др.

Идеи иррациональности мира, бессмысленности попыток понять его нашли отражение в экспрессионистском направлении в литературе. Австрийский писатель Франц Кафка в своих произведениях показывает мир, в котором за повседневной рутиной жизни действуют обезличенные, враждебные человеку силы. За ними просматривается бездушная государственная машина. Для экспрессионизма характерен гротеск, отсутствие оптимизма перспективы, показ незащищённости и одиночества человека.

Идея преобладания государства над человеком и его индивидуальностью лежала в основе экзистенциализма. Писатели этого направления Жан Поль Сартр и Альберт Камю рассматривали личность как абсолютную ценность. У экзистенциалистов отсутствуют привычные для реалистической литературы положительные герои. Их персонажи чаще всего эгоцентричны, враждебны друг другу и обществу.

Широкое распространение получили художественные произведения, относящиеся к жанру социальной антиутопии, сочетающей элементы авангардизма и реализма. Английские писатели Олдос Хаксли, Джордж Оруэлл, известный фантаст Герберт Уэллс, автор приключенческо-романтических повестей и романов о героях освоения Аляски Джек Лондон, обращаясь к теме будущего, создали романы-предостережения. Герои их произведений живут в обществе, которым управляет узкая группа людей. Их господство основывается на безраздельной власти над малообразованными и интеллектуально ограниченными членами массовых политических партий. «Железная пята» новой олигархии беспощадно искореняет не только инакомыслие, но и стремится не допустить появления людей, способных к самостоятельному, критическому восприятию реальности. Зарождение черт подобного общества писатели видели в современной им индустриальной эпохе.

7. Музыка и театр

Музыкальная жизнь начала XX в. также ознаменовалась поиском новых форм самовыражения. В творчестве венгерского музыканта Белы Бартока проявились черты экспрессионизма. Он пытался воплотить в музыке мир подсознательного за счёт новых приёмов исполнительской техники. В 1920 г. возникло творческое объединение французских композиторов, получившее название «Шестёрка», по числу её членов. Входившие в неё Луи Дюрей, Да-риюс Мийо, Франсис Пуленк и др. провозглашали отказ от эмоциональности в музыке. Они стали основателями так называемого музыкального конструирования, стремившегося к простоте и ясности музыкального языка.

В 1920-1930-е гг. ускорилось формирование национальных музыкальных школ. Мировую известность приобрели Бостонский и Филадельфийский симфонические коллективы. США стали одним из центров музыкальной жизни благодаря творчеству композиторов Джорджа Гершвина, дирижёров Артуро Тосканини и Леопольда Стоковского. Америка была также родиной джаза — лёгкой музыки, сложившейся на основе народных ритмов афроамериканцев. Джаз быстро приобрёл мировую популярность, в этом стиле создавали свои произведения многие известные композиторы.

Театральное искусство в период между двумя мировыми войнами переживало период расцвета. Реалистическая традиция, заложенная К.С. Станиславским, получила признание во многих странах мира. Поиск новых форм театрального искусства наиболее полно отразился в российской театральной школе В.Э. Мейерхольда, немецкой — Макса Рейнгардта. Экспрессионистское течение в театре было связано с отказом от традиционной трактовки авторского текста, введением новых, символических персонажей, широким использованием нестандартных приёмов оформления сцены.

8. Киноискусство

С изобретением кинематографа в 1895 г. получил распространение новый вид художественного творчества — киноискусство. Очень быстро кино вышло за рамки создания документальных фильмов. Несмотря на ограниченность технических возможностей, началось создание игровых кинокартин. Уже на заре развития киноискусства появились комбинированная, трюковая, панорамная съёмка, съёмка крупным планом, значительно расширившие творческие возможности кино. В первых игровых фильмах типичными были жанры мелодрамы и комедии, артисты Макс Линдер (Франция) и Чарли Чаплин (США) получили мировую известность. Уже в начале века пригород Лос-Анджелеса — Голливуд стал центром американской киноиндустриии, а затем превратился в мировую «фабрику грёз».

Новые возможности открылись с изобретением звукового кино в 1930-е гг. В 1933 г. в США был снят первый цветной фильм. По своим творческим возможностям кино приблизилось к театральному искусству, а его аудитория стала более массовой. В то же время многие «звёзды» немого кино не смогли найти себя в новых условиях, когда экспрессии движений, мимики, жеста стало недостаточно.

Вопросы для самопроверки

  1. Назовите важнейшие, на ваш взгляд, изменения в духовной жизни, культуре стран мира в первой половине XX в.?
  2. Какие проблемы отразило развитие философской, социальной мысли? Чем они отличались друг от друга, что нового внесли в представления о человеке и обществе? Какое влияние они оказывали на духовную жизнь общества?
  3. Дайте характеристику основным модернистским течениям в искусстве.
  4. В чём вы видите особенности конструктивизма? Можно ли назвать это направление порождением индустриальной эпохи и почему?
  5. Охарактеризуйте основные направления развития художественной литературы первой половины XX в. Какие произведения отечественных и зарубежных авторов вам известны?
  6. Охарактеризуйте основные новаторские идеи в музыкальном искусстве XX в. С именами каких композиторов они связаны?
  7. Какие черты характеризуют развитие театрального искусства первой половины XX в.?
  8. Какие жизненно важные проблемы затрагивало киноискусство? Раскройте его роль в духовной жизни общества.

Самостоятельная работа

Проанализируйте политику западных стран и СССР в 1938-1940 гг. с опорой на конкретные факты:

  • СССР был готов и искал реального сближения со странами Запада в 1938-1939 гг., стремясь обезопасить себя от возможного немецкого или японского нападения.
  • Столкнувшись с затягиванием и саботированием союзных переговоров со странами Запада, их уступками Германии в вопросе о Чехословакии (Мюнхенское соглашение 1938 г.), СССР вынужден сам был действовать с позиций политического прагматизма, подписав с Германией Пакт о ненападении.

Обсудите данные вопросы на круглом столе или семинаре или сделайте сообщение в классе на тему «Внешняя политика СССР в 1938-1940 гг.».

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru