|
|
Учебник для 11 класса История России§ 19. Культура и искусство СССР в межвоенные годы
1. Утверждение метода социалистического реализма в искусствеВыдвижение задачи построения социализма в одной стране настоятельно требовало мобилизации всех ресурсов для её выполнения. Важнейшим орудием социалистического строительства было признано искусство. К началу 1930-х гг. сфера культуры и духовной жизни стала рассматриваться правящей партией как арена классовой борьбы. В партийных документах обосновывалась необходимость руководства художественным процессом вплоть до жёсткого контроля над ним. Этими мерами обеспечивался принцип партийности литературы и других форм художественного творчества, провозглашённый в документах ВКП(б).
Единственно верным художественным методом литературы и искусства провозглашался социалистический реализм. Сторонники метода социалистического реализма утверждали необходимость наполнения реалистических традиций новым, социалистическим, содержанием. В частности, деятелям искусства предлагалось пропагандировать идеалы социализма, достижения партии и народа на фронтах индустриализации и коллективизации, а также критиковать чуждый советскому народу буржуазный образ жизни. В августе 1934 г. М. Горький в докладе на I Всесоюзном съезде советских писателей выступил с обоснованием нового метода как творческой программы советских литераторов. Съезд провозгласил образование единой организации литераторов — Союза писателей СССР. Только за членами Союза закреплялся статус профессионального писателя. Союз получил в распоряжение издательства и печатные органы. Вслед за Союзом писателей были созданы аналогичные организации художников, архитекторов, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей. Литература становилась мощным орудием пропаганды идей правящей партии. Классикой нового метода были признаны созданные в более ранние годы эпические произведения, авторы которых воспевали героику революции и Гражданской войны. В их числе — издававшиеся огромными тиражами романы М. Горького «Мать», Д.А. Фурманова «Чапаев», А.С. Серафимовича «Железный поток», А.А. Фадеева «Разгром», М.А. Шолохова «Поднятая целина», Н.А. Островского «Как закалялась сталь» и др. В литературу вошёл новый герой — убеждённый в правоте социалистических идей борец за дело революции и строитель нового мира. «Лучшим, талантливейшим поэтом эпохи» был объявлен ушедший из жизни в 1930 г. В.В. Маяковский. Статус «великого пролетарского писателя» прочно закрепился за М. Горьким. В то же время произведения авторов, не отвечавшие критериям идейности, не публиковались. Подобная участь постигла работы М.А. Булгакова, А.А. Ахматовой и др. Серьёзным нападкам подверглась детская литература. Писателей Д.И. Хармса и А.И. Введенского, художников В.М. Конашевича и В.В. Лебедева, а также других литераторов и иллюстраторов, работавших для детских журналов, обвинили в приверженности нереалистическим методам в художественном творчестве. В 1936 г. в центральном печатном органе ЦК ВКП(б) газете «Правда» появились статьи, осуждавшие формализм и безыдейность в современной советской музыке, а также в балете, театральном искусстве и кинематографе. К представителям «вредных буржуазных течений» причислили архитекторов-конструктивистов. Реализованные ими проекты зданий критиковались в печати, а новые проекты не принимались. 2. Воспитание нового человекаПо мысли идеологов сталинской эпохи, искусству предстояло взять на себя пропагандистское обеспечение программы государственного строительства и воспитания нового человека. Искусство и литература создавали подчас далёкую от реальности, но очень привлекательную картину всенародного энтузиазма и счастливой жизни строителей социализма. Правду о настоящей цене успехов, о колоссальных людских жертвах, об убогом быте донести до читателя было невозможно. Ужесточалась цензура, публиковавшиеся произведения были пронизаны одномерным оптимистическим настроением. Важнейшей и по-настоящему массовой формой пропаганды официальной идеологии стала клубная деятельность, призванная «воспитывать общественников». Рабочий клуб предлагал массовые зрелищные мероприятия (театральные и оперные постановки, концерты и т.п.). Здесь развивались различные формы самодеятельного творчества, предоставлялись возможности самообразования, в первую очередь — политического. По состоянию на январь 1936 г. в стране насчитывалось 5123 клуба и 65 тыс. так называемых красных уголков. Красные уголки организовывались при предприятиях, в учреждениях, общежитиях и жилых домах. В этих небольших по размерам помещениях проводились лекции и собрания по разъяснению внутренней и внешней политики партии, а также культурные и развлекательные мероприятия. В кружках художественной самодеятельности занималось более полумиллиона человек. По-настоящему массовым увлечением стало радиолюбительство, а важнейшим средством пропаганды и агитации — радио. Регулярное радиовещание началось в СССР в 1924 г. после ряда пробных передач. Репродукторы были установлены в многолюдных местах на улицах городов и посёлков. Для школьников была организована сеть Домов пионеров. Правящая партия уделяла особое внимание воспитанию подрастающего поколения в духе верности её идеям. Ещё в годы Гражданской войны при ячейках комсомола возникли первые детские организации — коммуны и клубы. В 1922 г. было принято решение о повсеместном создании пионерских организаций, в 1924 г. им присвоили имя В.И. Ленина. Для летнего отдыха детей создавались пионерские лагеря, самым крупным из которых был «Артек», находившийся на берегу Чёрного моря в Крыму. Там дети не только отдыхали, но и получали знания и полезные навыки. Люди всех возрастов и поколений проводили часы досуга в парках культуры и отдыха, где с широким размахом организовывались спортивные и зрелищные мероприятия. К культурно-массовой работе было привлечено множество людей. Парки украшали монументальной скульптурой, воспевавшей человека труда, строителя новой жизни. На ежегодных парадах физкультурников, проходивших в столице страны и столицах союзных республик в дни государственных праздников — 1 Мая и 7 Ноября, звучали победные марши. Как правило, торжества проходили в присутствии руководителей партии и правительства. Непременным атрибутом парадов и интерьеров общественных зданий стали транспаранты, призывавшие советских людей проявлять трудовой энтузиазм. Интерьеры общественных зданий расписывали художники В.А. Фаворский, Н.М. Чернышов, А.А. Дейнека и др. Популярными в монументальном искусстве и в станковой живописи стали спорт и Красная армия, а также картины нового, советского быта (Ю.И. Пименов, А А. Пластов, А.Н. Самохвалов, Г.Г. Нисский). Религиозные праздники власти пытались искоренить. Открыто они не отмечались, хотя во многих семьях по-прежнему придерживались религиозных традиций. Закрывались храмы, был запрещён колокольный звон, власть вела активную антирелигиозную пропаганду. 3. Искусство и государственное строительствоРазвернувшееся в годы второй пятилетки масштабное строительство общественных зданий и крупных социальных объектов также было призвано воплотить энергию созидания великого социалистического государства. В 1934-1940 гг. в Москве в форме гигантской пятиконечной звезды был возведён Театр Красной армии с двумя залами-амфитеатрами и огромным пространством фойе. По замыслу архитектора Б.М. Иофана (две фигуры, поднимающие в небо символ рабоче-крестьянского государства — серп и молот) В.И. Мухина создала скульптурную группу «Рабочий и колхозница» для павильона СССР на Международной выставке 1937 г. в Париже. В 1939 г. для пропаганды достижений сельского хозяйства и отечественной науки в Москве начала работать Всесоюзная сельскохозяйственная выставка (ВСХВ, с 1959 г. — ВДНХ). ВСХВ стала своего рода витриной победившего социализма, и не случайно она оказалась местом встречи героев одной из самых популярных довоенных кинолент — фильма «Свинарка и пастух» (реж. И. А. Пырьев). Кинематограф создал целую плеяду образов новых людей — героев мирной жизни. Это «Путёвка в жизнь» (реж. Н.В. Экк), «Семеро смелых» (реж. С.А. Герасимов), «Трактористы» (реж. М.А. Пырьев), «Светлый путь» (реж. Г.В. Александров). Большой популярностью пользовался кинофильм «Чапаев» (реж. братья Васильевы). Миллионы людей по всей стране вновь и вновь шли на «Чапаева». Исторические ленты об Октябрьской революции — кинотрилогия о Максиме (реж. Г.М. Козинцев и Л.З. Трауберг), «Депутат Балтики» (реж. А.Г. Зархи и И.Е. Хейфиц), фильмы «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году» (реж. М.И. Ромм) были названы шедеврами социалистического реализма. Невиданной популярностью пользовались фильмы, поставленные в бурно развивавшемся жанре музыкальной комедии. Немалой частью успеха фильмы режиссёра Г.В. Александрова «Весёлые ребята», «Волга-Волга», «Цирк» обязаны музыке композитора И.О. Дунаевского. Его мелодии стали действительно народными.
Рис. Афиша к кинофильму «Чапаев» Кинематограф 1930-х гг., как в фокусе, отразил основные черты творческого процесса — простые и доступные массовому зрителю художественные средства, тщательный отбор тематики и героев, активное мифотворчество, направленное на идеологическое обеспечение побед социализма. Не вписывающиеся в рамки социалистического реализма произведения замалчивались. Волна репрессий конца 1930-х гг. унесла жизни многих представителей творческой интеллигенции — режиссёра В.Э. Мейерхольда, поэтов О.Э. Мандельштама и Т.Ю. Табидзе, писателей И.Э. Бабеля, А. Весёлого и др. Одни на долгие годы попали в ссылки и лагеря, других лишили возможности творить.
Всемерной поддержкой пользовалось оперное и балетное искусство, которое олицетворяло сплав национальных традиций и достижений культуры социализма. Лучшие художественные силы были собраны в ведущих театрах страны — Большом в Москве и Кировском (бывшем Мариинском) в Ленинграде. Предвоенное десятилетие выдвинуло плеяду блестящих оперных исполнителей, составивших славу отечественной культуры, — А.В. Нежданову, Н.А. Обухову, В.В. Барсову, С.Я. Лемешева, И.С. Козловского, А.С. Пирогова. Советскую балетную школу представляли М.Т. Семёнова, Г.С. Уланова, О.В. Лепешинская, К.М. Сергеев, А.Н. Ермолаев. Постановки произведений отечественной классики и советских композиторов отличались особой парадностью. Предпочтение отдавалось исторической и историко-революционной тематике. Вопросы для самопроверки
|
|
|