Учебник для 10 класса

История России

       

§ 40. Культура и быт XVII в. (продолжение)

Литература. Народный дух, нередко критический, здравый, реалистический подход к объяснению действительности все явственнее проявлялся в литературе XVII в. Эта литература, как и другие явления общественной, духовной жизни, ярко отражает рост национального самосознания народа, идейные противоречия, противоборство разных социальных сил.

События начала XVII в. подвигли взяться за перо князей и бояр, дворян и посадских людей, монахов и священников. Авраамий Палицын в «Сказании» подробно повествует о «разбойничестве» первых лет нового века, восстании Болотникова, борьбе с самозванцами и интервентами.

Другие авторы: дьяк И. Тимофеев (Семенов) во «Временнике», И. М. Катырев-Ростовский, родовитый князь, многие известные и анонимные составители повестей и сказаний, слов и видений — взволнованно говорят о Смуте. В объяснении ее причин, наряду с божественным промыслом, указывают на замыслы и поступки людей, порицают их: одних — за нарушение справедливости (например, убийство царевича Дмитрия происками Годунова), других — за «безумное молчание» в связи с этим, третьих («рабов» господских) — за непослушание и мятеж.

Участники похода Ермака составили «Казачье написание». Инициативу похода они отводят самим казакам, а не Строгановым. Федор Порошин, беглый холоп, ставший подьячим Войска Донского, создает в 40-е гг. XVII в. «Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков». С ее страниц встает эпопея героической борьбы донцов с турками в ходе взятия и защиты Азова (1637—1642).

По-прежнему русские люди любили читать жития святых — Антония и Феодосия Печерских, Сергия Радонежского и многих других. Жития распространялись в тысячах списков. Составлялись жития и в XVII в., появлялись новые святые подвижники и их жития с описанием подвигов и чудес, с ними связанных. Создаются также жития-биографии не церковных, а гражданских лиц.

«Житие» Аввакума — талантливая и яркая автобиография, острая, полемическая и живая. «Просторечие», яркость зарисовок, наглядность образов, индивидуальная манера письма делают «Житие» новаторским произведением, несмотря на консерватизм взглядов автора-старообрядца.

Столь же ярким явлением русской литературы того времени являются сатирические повести и сказания. Их авторы вышли из низших слоев приказной и духовной среды, отсюда их просторечие, бытовые сцены, критический взгляд на явные противоречия социальной жизни. Таковы «Азбука о голом и небогатом человеке», «Служба кабаку», «Повесть о Шемякином суде», «Сказание о куре и лисице», «Сказание о попе Савве и великой его славе», «Ка-лязинская челобитная». Мздоимство и жадность, пьянство и распущенность бичуются в этих повестях метко и остроумно, живым языком, с пословицами и скоморошьими прибаутками.

В литературе XVII в. появились новые черты: демократический писатель и читатель, внимание к личности героев, их душевным переживаниям. Родились новые жанры — светская повесть-драма, стихи с их бытовыми, сатирическими, любовными мотивами. Но все эти черты означали лишь первые шаги к новому. В основном литература продолжает старые традиции; она по-прежнему в основном анонимна.

Архитектура. Сочетание народных традиций и новых тенденций характерно и для русской архитектуры XVII в. Она во многом продолжала линию русского деревянного зодчества.

Деревянное зодчество, теснейшим образом связанное с потребностями жизни народа, его быта, обычаев, отличалось реализмом и функциональной целесообразностью. Основные элементы деревянного дома — квадратный сруб (клеть) с подклетью для хозяйственных помещений, кладовых, сени между клетями, крыша, двери и окна — устойчиво бытовали столетиями, перешли и в каменные здания.

Русские плотники и каменщики работали с большой изобретательностью и художественной выдумкой. Их постройки отличались прочностью и конструктивным совершенством.

Деревянные церкви сохранились в Карелии, Архангельской, Вологодской, Костромской, Тверской и других областях. Прекрасным образцом деревянной жилой архитектуры был дворец в Коломенском (1667—1668), разобранный «за ветхостью» столетие спустя — при Екатерине II. Современники прозвали его восьмым чудом света. Своей сказочностью и красотой, разнообразием форм и богатством резных узоров, яркими красками и позолотой он поражал воображение, напоминал драгоценную и уникальную игрушку.

Дворец царя Алексея Михайловича в селе Коломенском

Каменное зодчество, прерванное Смутой, возрождается с 20-х гг. XVII в. В Москве восстанавливаются стены и башни Кремля. Одна за другой по всей стране строятся шатровые церкви и соборы — Архангельский собор в Нижегородском кремле, церковь Покрова в Медведкове (имение князя Д. М. Пожарского), Успенская «Дивная» церковь в Угличе и др. В них заметно стремление к нарядности и декоративности, камерности и интимности. Эти черты постепенно нарастают и в культовом, и в гражданском зодчестве. Чтобы в этом убедиться, достаточно взглянуть на трехэтажные «терема» Московского Кремля, выстроенные Антипом Константиновым, Баженом Огурцовым, Третьяком Шарутиным и Ларионом Ушаковым; церкви Ильи Пророка и Иоанна Предтечи в Ярославле; московские — Троицы в Никитниках, Рождества в Путинках; Вознесенскую в Устюге Великом; митрополию в Ростове (ошибочно именуется Ростовским кремлем) и многие, многие другие.

В городах богатые бояре, дворяне и купцы строят каменные палаты, все более «узорочные», особенно во второй половине столетия. Таковы дома думного дьяка Авер-кия Кириллова, бояр Голицына и Троекурова в Москве, Коробова в Калуге, Иванова в Ярославле и т. д. А построенные в конце века для царской семьи пышные «чертоги» Троице-Сергиевой лавры предвосхищают дворцы следующего столетия.

В XVII в. оформляются знаменитые комплексы Троице-Сергиевой лавры, Иосифо-Волоколамского, Новодевичьего, Симонова, Спасо-Ефимьева, Воскресенского Новоиерусалимского и многих других монастырей.

К концу столетия складывается стиль московского, или нарышкинского, барокко, пышный и величавый, парадный и исключительно нарядный. В Нарышкинских палатах на Петровке в Москве, церквах в Филях, Троице-Лыкове, Уборах под Москвой, Успенском соборе в Рязани и многих других используется башенный тип постройки, сочетание красного кирпича для основной кладки и белого камня для отделки. Здания отличаются изяществом и разнообразием декоративного убранства.

В архитектуре заметны стремление к реализму, использование народных традиций, идущих из глубины веков.

Изобразительное искусство. Те же черты можно отметить и в живописи. Как и в архитектуре, здесь русский национальный стиль вырабатывает новые черты, формы. Дальнейшее развитие получает строгановская школа с ее мелким, каллиграфическим письмом, тончайшей прорисовкой деталей. Прокопий Чирин, Никифор Савин, Емельян Москвитин — наиболее замечательные представители этой школы, работавшие в Москве, часто писавшие иконы по заказу Строгановых. Утонченность исполнения, красочность икон восхищали современников.

В творчестве Симона Федоровича Ушакова (1626— 1686), мастера царской Оружейной палаты, крупнейшего русского художника XVII в., и других мастеров намечается стремление к реализму. Ушаков имел учеников — Ивана Максимова, Михаила Милютина и многих других.

Реалистические тенденции в сочетании с яркими, жизнерадостными мотивами и красками русские мастера проявляли и при росписи церквей. Фрески церквей Троицы в Никитниках в Москве (возможно, их авторы Владимиров и Ушаков), Ильи Пророка в Ярославле (Гурий Никитин, Сила Савин «со дружиною») и многие другие поражают красочностью и богатством композиций, изобретательностью и оптимизмом, народным духом и обилием бытовых деталей.

Черты реализма заметны и в портретном жанре. Если парсуны (портреты) царя Федора Ивановича (1600), М. В. Скопина-Шуйского (1610) сделаны в обычной иконописной манере, то изображения середины и второй половины XVII в. говорят о стремлении к портретному сходству, реалистическому письму. Таковы портреты царей — Алексея Михайловича (С. Лопуцкии), Федора Алексеевича {И. Богданов), патриарха Никона (И. Детерсон и Д. Вух-терс). На иконах появляются реалистические пейзажи (например, у Тихона Филатьева, конец XVII в.), изображения зданий.

Театр. Театр возник при дворе, и он должен был противостоять скоморошьему лицедейству, народному театру Петрушки: вместо народных сцен в театре ставились пьесы на библейские, историко-героические темы; вместо народного языка, подчас резкого, грубоватого и фривольного, звучал напыщенный, тяжеловесный язык.

Царь Алексей Михайлович по инициативе боярина А. С. Матвеева поручил в 1672 г. организацию театра Иоганну Готфриду Грегори, пастеру лютеранской церкви из Немецкой слободы в Москве. Он набрал труппу из 60 иноземцев, потом появились актеры из русских, вскоре начали играть на немецком и русском языках пьесы на библейские темы: об Эсфири («Артаксерксово действо»), Товии, Юдифи и Олоферне. После кончины царя (1676) театр закрыли, и он более не возобновлял свои постановки.

Быт. Самый устойчивый компонент жизни людей — быт, и он испытал в XVII в. изменения. В наименьшей степени они происходили у крестьян. По-прежнему большинство их жило в «черных», или «курных», избах без трубы, и потому дым из топившейся печи выходил через отверстие в крыше, окна закрывал бычий пузырь вместо слюды или стекла, вечером свет давала лучина, вставленная в светец. Вместе с людьми зимой в избе находились телята, овцы и куры. На деревянных лавках у стен и сидели, и спали.

Ели деревянными ложками из мисок, блюд, тарелей, пили из стаканов, ковшей, братин. Посуда тоже в основном была деревянной. Посуду, поставцы для нее, сундуки и коробья для домашнего имущества украшали росписью, нередко красочной, многоцветной — цветами и травами, фантастическими зверями и птицами, рисовали и бытовые сцены. В богатых семьях встречалась посуда фаянсовая, оловянная, медная.

Ели крестьяне хлеб, в основном черный, горох, толокно и гречневую кашу, капусту и морковь, свеклу и огурцы, репу и редьку, лук и чеснок. По праздникам к столу подавали мясо. Рыбу употребляли свежей и соленой. Пили квас и пиво, которые готовили дома.

Важную роль в повседневном быту играли обряды: песни и причитания, ряженье и гадание; в ночь на Ивана Ку-палу — вязание венков и прыганье через костер. Любили деревенские жители глядеть на пляски и слушать песни, представления и прибаутки скоморохов, Петрушку — кукольный театр на открытом воздухе, в котором часто присутствовали политические мотивы.

Одежду крестьяне шили из домотканого холста, который красили в разные цвета, покрывали вышивками из цветных ниток, из сермяжного сукна. Летом носили лапти, зимой — валенки.

Посадские люди жили тоже в основном в деревянных избах; у зажиточных они были просторнее, при них имелись всякие служебные постройки — погреба, амбары, «сушила», конюшни. Появились и каменные палаты под железо. В доме стояли те же столы, лавки вдоль стен, но были и шкафы, а также кресла, стулья, зеркала на западноевропейский манер. Для платья и других вещей заводили сундуки, ларцы, коробья.

Хозяйство в домах простых людей вели очень расчетливо, все в семье неукоснительно подчинялись хозяину, соблюдали церковные обряды, вели себя благочестиво. Так, во всяком случае, велел жить Домострой, и его правила соблюдали, не без исключения, конечно, о чем и повествует сатирическая литература.

Гораздо больше иноземных новшеств наблюдается в дворянском и особенно княжеско-боярском быту. Бояре, например В. Голицын, Троекуровы и др., имели большие каменные дома со многими комнатами и высокими потолками. Снаружи их украшали резные крылечки, карнизы, наличники; высокую крышу покрывали медными золочеными листами. Стены внутри украшали росписи («личины») и ковры, зеркала и гравюры. С потолка свешивались люстры.

В комнатах стояла красивая заграничная мебель: кровати с балдахинами и стулья, обитые золоченой кожей; в поставцах — дорогая посуда. Выставлялось на удивление гостям оружие — огнестрельное и холодное. Еду подавали самую разнообразную — из мяса, рыбы, птицы, ее сдабривали пряностями, солеными лимонами, которые привозили из Голландии. Лимоны были большой роскошью, доступной богатым и знатным людям, что не осталось незамеченным в народе. «Артамоны едят лимоны, а мы, молодцы, — одни огурцы» — такова была пословица того времени, намекавшая на боярина Артамона Матвеева, большого любителя всего заграничного.

Из Астрахани привозили виноград, арбузы и дыни. В застолье обильно были представлены напитки — пиво, квас, меды на ягодах, привозные вина.

Одежды для вельмож, богачей делали из шелковых, суконных материй, часто заграничных, украшали их жемчугом и драгоценными камнями, шитьем из золота и серебра. Боярские шубы, тяжелые и роскошные, производили впечатление торжественности и богатства, но отличались неудобством. Одеяния дополняли высокие меховые шапки, яркие сафьяновые сапоги с загнутыми носками, тяжелые трости. Во время парадных выездов вельмож везли кони с богатой сбруей, бубенцами на шее и ногах, пучками страусовых перьев на головах, их сопровождала пышная конная свита.

К концу XVII столетия одежда постепенно заменяется более скромной и удобной, на западный манер. Бояре и дворяне начинают стричь волосы и брить бороду, заводят иностранные книги и музыкальные инструменты, игрушки, входит в моду курение табака.

В среде феодалов также соблюдали старинные обычаи, слушали русские сказки и смотрели представления скоморохов. Но разница в быту господ и простолюдинов становится заметнее, резче.

Вопросы и задания:

  1. Испытывала ли русская культура XVII в. зарубежное влияние? Было ли оно велико (при ответе привлекайте материалы § 39 и 40)?
  2. Как в быту различных слоев населения проявлялось их положение в обществе?
  3. Сравните быт русских людей XVII в. с их бытом в XVI в. (обратитесь к § 29).
  4. Опираясь на материалы § 39 и 40, докажите, что XVII столетие стало началом нового периода в истории русской культуры.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru