Учебник для 10 класса

История России

       

§ 22. Москва — центр объединения русских земель. Дмитрий Донской

Дискуссия о путях и центрах объединения русских земель. Вопрос о путях и центрах объединения русских земель в XIV — первой половине XV в. в течение десятилетий был бесспорным. Как в дореволюционной историко-графии (возможно, за исключением С. М. Соловьева), так и в советских исторических исследованиях и научно-популярной литературе не было сомнения в том, что сама история, сама судьба предначертала именно Москве, Московскому княжеству явиться миру в качестве собирателя русских земель, а впоследствии стать инициатором и создателем Русского централизованного государства.

Правда, в зарубежных работах отмечалось, что процесс этот был сложным и противоречивым, что не только Московское княжество, но и другие политические центры средневековой Руси, а также сопредельных стран, в первую очередь Литва, претендовали, и небезуспешно, на эту роль в российской истории. Однако этим взглядам трудно было пробиться через толщу официальной историографии.

Лишь в 90-е гг. XX в. стала формироваться и другая точка зрения. Ее смысл заключался в том, что процесс собирания русских земель не был заранее предопределенным, что вовсе не Москва поначалу выступала инициатором собирания русских земель, а Тверь, а впоследствии Литов-ско-Русское государство, где 90 % населения было русским и православным. Эти взгляды отражены в работах Д. Н. Александрова, А. Н. Сахарова, С. В. Думина и др. (см., например: Александров Д. Н. Южная, Юго-Западная и Центральная Русь в XIII—XIV вв. и образование Литовского государства. — М., 1994; Александров Д. Н., Во-лодихин Д. М. Борьба за Полоцк между Литвой и Русью в XII—XVI вв. — М., 1994; Сахаров А. Н. Основные этапы внешней политики России с древнейших времен до XV в. // История внешней политики России. Конец XV— XVII век: От свержения ордынского ига до Северной войны. — М., 1999; Думин С. В. Другая Русь (Великое княжество Литовское и Русское) // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX — начала XX в. — М., 1991).

В частности, Д. Н. Александров указал на попытку собрать русские земли и централизовать власть в XIII в. князьями Галицко-Волынского княжества, а позднее — Черниговским и Брянским княжествами. А. Н. Сахаров обратил внимание на то, что не Москва, а Тверь, ее великий князь Михаил Ярославич начал собирать под своей рукой северо-восточные русские земли.

Все эти авторы отметили важную историческую роль, которую сыграло в данном процессе Великое Литовское и Русское княжество в XIV в. При этом ученые полагают, что катализатором объединения во многом были отношения русских земель и Золотой Орды. Литовско-Русское государство, независимое от Орды, именно этим во многом и притягивало к себе другие русские земли. Тверь в начале XIV в. стала подниматься к роли объединителя русских земель также на антиордынской и антимосковской основе, поскольку Московское княжество шло прочно в фарватере политики Орды.

И лишь когда в Литве произошел поворот в сторону католицизма и унии с Польшей, а Москва прочно взяла в свои руки инициативу борьбы с Ордой и добилась на этом пути впечатляющих успехов при Дмитрии Донском, объединительная поступь Москвы, к которой потянулись все антиордынские и антилитовские силы, стала безаппеляци-онной.

Против этих позиций выступают Б. Н. Флоря, A. JI. Хо-рошкевич, другие историки, которые придерживаются традиционных концепций. Эти взгляды выражены в книге Т. В. Пашуто, Б. Н. Флори, A. JI. Хорошкевич «Древнерусское наследие и исторические судьбы восточного славянства» (М., 1982).

Княжества Северо-Восточной Руси. Результатом монго-ло-татарского нашествия и установившегося ига стало то, что дальнейшее развитие отдельных русских княжеств пошло различными путями. Западнорусские земли (Полоцкое, Ту-рово-Пинское, позже Смоленское княжества) не смогли противостоять натиску возникшего в XIII в. Литовского государства. В XIV—XV вв. они оказались в составе Великого княжества Литовского. Не смогли сохранить независимость и земли Юго-Западной Руси. Владения потомков Даниила Галицкого были поделены в середине XIV в. между Литвой и Польшей. К Великому княжеству Литовскому отошел и Киев. Лишь в Северо-Восточной и Северо-Западной Руси продолжали существовать самостоятельные княжества, находившиеся, однако, в вассальной зависимости от Золотой Орды.

Постепенно в Северо-Восточной Руси выделяются самые крупные и сильные княжества — Московское, Тверское, Суздальское, Нижегородское, Рязанское. Центром Руси считалось Владимирское великое княжество со столицей Владимир-на-Клязьме. Ярлык хана Золотой Орды на это княжение давал его обладателю верховную власть над всеми княжествами северо-востока и северо-запада (Новгород Великий и Псков). Однако фактически все княжества се-веро-востока, так же как и Новгород и Псков, оставались самостоятельными государствами.

Княжества заключали между собой договоры о границах, торговле, решении спорных дел, выдаче беглых крестьян и холопов, взаимной военной помощи, об общей линии во внешних делах. Споры и усобицы между правителями, нарушения договоров и взаимные нападения были явлением постоянным.

Недоразумения между правителями нередко улаживали с помощью старших или нейтральных князей и духовных владык. В этом плане большую роль играли русские митрополиты, перешедшие в конце XIII в. из Киева во Владимир, а в XIV в. — в Москву. Митрополиты Кирилл, Петр, Алексей и другие владыки олицетворяли сохранявшееся, несмотря на раздробленность, духовное (религиозное) единство Руси. При отсутствии политического, государственного единства это имело весьма важное значение — митрополиты, архимандриты, епископы как бы собирали воедино помыслы и стремления русских людей, отделенных друг от друга границами княжеств, враждовавших нередко между собой. Они часто мирили князей, как это делал, к примеру, Сергий Радонежский — основатель Троицкого монастыря.

Земли каждого княжества состояли из городов и волостей. Ими управляли княжеские бояре и слуги — наместники и волостели, сидевшие в них обычно по году или по два на «кормлении»: собирая подати в великокняжескую казну, они сами содержались — «кормились» — за счет горожан и крестьян.

В княжествах правители вели все дела с помощью Боярской думы — совета из бояр. Бояре также возглавляли управление теми или иными «путями» — отраслями дворцового хозяйства, отсюда их наименование — «путные бояре» (пути конюший, сокольничий, стольничий, ловчий, чашничий; соответствующие им должности, ставшие позднее чинами,— конюший, стольник, чашник и др.).

Борьба за первенство. Между княжествами развернулась борьба за первенство на Руси. По существу, речь шла о том, какое княжество возглавит процесс объединения русских земель. Формой этой борьбы в первой половине XIV в. стала схватка между правителями крупнейших княжеств за титул великого князя владимирского. Получивший его князь присоединял к своим владениям богатые земли Владимирского княжества, получал большие доходы с Новгорода и считался первым среди других князей. Судьба великого княжения владимирского зависела от воли золотоордынского хана.

Рост Московского княжества

Наиболее развитым и сильным княжеством в начале XIV в. стало Тверское. Именно в Твери появился первый в послемонгольской Руси каменный храм. Тверской правитель Михаил Ярославич, племянник Александра Невского, в 1304 г. получил от хана ярлык на великое княжение владимирское. Однако вскоре на арену борьбы за политическое лидерство выдвигается Москва. Александр Невский завещал Москву младшему сыну Даниилу. При нем она стала столицей княжества, самого, пожалуй, захудалого и незавидного на Руси. Однако на рубеже XIII и XIV столетий его территория заметно расширяется: в нее включают Коломну (1300) и Можайск (1303) с их землями, захваченными полками Даниила и его сына Юрия. По завещанию князя Ивана Дмитриевича, бездетного внука Александра Невского, к Москве переходит Переяславское княжество.

Отъезд князя Михаила Ярославича на суд в Орду. Миниатюра из летописи

Юрий Данилович, ставший московским князем после смерти отца в 1303 г., начал борьбу с Михаилом Яросла-вичем за владимирский престол. В 1317 г. ему удалось, женившись на сестре хана Золотой Орды Узбека, получить ярлык великого князя владимирского. Со своей дружиной и татарским отрядом Юрий двинулся против Твери, но потерпел поражение. В плен к тверскому князю попала жена Юрия, сестра хана. Вскоре она умерла, и московский правитель обвинил Михаила Ярославича в ее отравлении. Тверской князь был вызван в Орду и после суда казнен в 1318 г. Но схватка за власть не окончилась. Вскоре Юрий потерял доверие Узбека. Сын Михаила Ярославича Дмитрий в 1325 г. в Орде зарубил московского князя. Разгневанный этим самосудом Узбек приказал казнить Дмитрия, но ярлык на великое княжение владимирское дал его брату Александру. Московским князем стал брат Юрия Иван Данилович по прозвищу Калита.

Спор в Орде о великом княжении владимирском между московским и тверским князьями. Миниатюра из летописи

Все эти годы на Руси царило, по словам летописей, «смятение» — города и села грабили и выжигали ордынские и свои же русские отряды.

В 1327 г. в Твери вспыхнуло восстание против ордынского отряда во главе с Чол-ханом. Поводом к нему стала стычка на торгу — татарин отобрал лошадь у местного дьякона, и тот призвал на помощь земляков. Сбежался народ, зазвучал набат. Собравшись на вече, тверичи вынесли решение о восстании. Они со всех сторон бросились на насильников и угнетателей. Чол-хан и его приближенные укрылись в княжеском дворце, но его подожгли вместе с ордынцами. Немногие оставшиеся в живых бежали в Орду.

Узбек двинул против Твери татарский отряд и приказал присоединиться к нему русским князьям со своими войсками. Активное участие в походе принял московский князь Иван Калита. Огнем и мечом прошли каратели по тверским землям. Александр Михайлович бежал в Псков, потом в Литву. После тверского восстания Узбек решил разделить великое княжение владимирское на две части: московский князь получил Новгород и Кострому; Владимир, Нижний Новгород и Городец отошли под власть еще одного великого князя владимирского — Александра Васильевича, правителя Суздаля. Лишь после его кончины в 1332 г. Иван Калита получил ярлык на все владимирское княжение.

Иван Калита. Став правителем «надо всею Русскою землею», Иван Данилович старательно расширял свои владения. Он прикупал, присоединял с помощью династических браков, захватывал новые земли. В Орде он вел себя смиренно и льстиво, не скупился на подарки хану и его женам, князьям и мурзам. При Иване Калите сбор дани Орда уже полностью передала русским князьям, прежде всего великому князю владимирскому. Московский князь исправно доставлял положенный «выход» в Сарай, беспощадно выколачивал его с подданных. Враги князя говорили, что часть собранного оседала в его кремлевских подвалах. Начиная с Ивана Даниловича ярлык на владимирское княжение получали, за немногими исключениями, его потомки — московские правители. Они возглавляли Московско-Владимирское княжество, одно из самых обширных государств в Восточной Европе. Ивану Калите покорились князья ростовские, галицкий, белозерский, угличский.

Благодаря осторожной политике великого князя владимирского, его показной покорности и смирению, исправному поступлению «выхода» хан Узбек и его преемники долгие годы не предпринимали больших походов против русских земель. Прекратились ордынские погромы, настало время, которое современники назвали «тишиной великой». «Христиане» отдохнули «от великой истомы, многих тягот и насилия татар». Иван Калита принял также меры против разбойников, которых было немало в лесах в те смутные годы. Все это способствовало хозяйственному развитию, росту населения во всех русских землях, и прежде всего в московских.

Митрополит всея Руси Петр подолгу жил в Москве, в которой стараниями московского князя выросло несколько каменных церквей. Митрополит поддерживал политику великого князя владимирского, также оказывавшего всяческую помощь церкви. Сам Иван Калита проявлял непоказное христианское благочестие. По преданию, он всегда ходил с кошелем (калитой) на поясе, оделяя нищих и убогих (отсюда и его прозвище). В каменном Успенском соборе Московского Кремля митрополит Петр был похоронен после кончины. Москва, а не Владимир стала отныне центром митрополии, фактической церковной столицей Руси. Это свидетельствовало о возросшей мощи и влиянии княжества.

От Калиты до Дмитрия Донского. Политику Ивана I Даниловича Калиты продолжали его сыновья — Семен Гордый (1340—1353) и Иван II Красный (1353—1359). Эта политика была дальновидной и целеустремленной — действуя разными методами, применяя то оружие, то деньги и хитрость, московские правители медленно, но верно укрепляли свою власть, положение Москвы как политического центра Руси, объединяли вокруг нее русские земли. Князь Семен правил твердо и властно (отсюда его прозвище — Гордый), ему подчинялись другие русские князья. Он и его брат Иван Красный (красивый, прекрасный) часто ездили в Орду, и на Руси по-прежнему, как и при их отце, не бесчинствовали татарские отряды. Однако в годы их правления москвичам пришлось выдерживать борьбу с новгородцами и рязанцами, Литвой, шведами и ливонцами.

После кончины Ивана II на престол вступил 9-летний Дмитрий Иванович. Митрополит Алексей и московские бояре выступили против притязаний суздальско-нижегородского князя Дмитрия Константиновича на владимирское княжение. В ход пошли деньги и подарки (в Орде) и военная сила (на Руси), и вскоре князь-соперник смирился, отказался от ярлыка в пользу Москвы, а позднее выдал свою дочь Евдокию замуж за Дмитрия Ивановича. Они стали союзниками, забыв старые распри.

Москве пришлось отбивать нападения литовских войск. Трижды, с интервалом в два года (1368, 1370, 1372), «ли-товщина» подкатывалась к Москве, но не смогла взять ее благодаря возведенному в 1367—1368 гг. вокруг города кремлю из белого камня (это была первая каменная крепость в Северо-Восточной Руси). В союзе с Олъгердом Ге-диминовичем, великим князем литовским, выступал Михаил Александрович, князь тверской. Они разоряли московские города и волости. В ответ московские полки жгли тверские селения.

Тверской князь дважды получал в Орде ярлык на великое княжение. Но поход 1375 г., организованный Москвой и носивший общерусский характер, положил конец его притязаниям. Тверь капитулировала. Михаил признал себя «младшим» по отношению к «старейшему» князю московско-владимирскому, отказался от претензий на владимирский стол, от союза с Литвой, обязался выступать вместе с Москвой против Орды.

События 60-х — первой половины 70-х гг. XIV в. укрепили роль Москвы как общерусского центра. Ее авторитет на Руси сильно вырос. Договор с Новгородом предусматривал совместную борьбу с Ливонским орденом, Литвой и Тверью. Попытка Рязани, усилившейся в те годы, противостоять Москве закончилась неудачей.

Начало открытой борьбы против Золотой Орды. Постепенно Москва и другие русские княжества переходили к противостоянию Орде. Этому способствовала начавшаяся там «великая замятия» — кровавые междоусобицы, свидетельствовавшие о вступлении этого государства в период раздробленности. За два с половиной десятилетия в Орде сменилось до двух с половиной десятков ханов, случалось, что правили сразу два хана — к востоку от Волги и к западу от нее. Появлялись и исчезали временщики. Одним из них, самым сильным, был Мамай, темник, т. е. командующий 10-тысячным отрядом военачальник. Он фактически правил Ордой от имени ханов, которых русские летописцы звали «мамаевыми царями». Ожесточенная борьба ослабила Орду, и подвластные ей народы начали расправлять плечи.

В 1365 г. рязанские князья разгромили войско ордынского князя. Он сжег Рязань, но, когда возвращался с полоном и награбленным имуществом, его настигли в степи рязанцы. Ожесточенное сражение закончилось их победой. Через два года та же участь постигла другого ордынского князя, разорившего нижегородские земли. Дмитрий и Борис Константиновичи, князья нижегородский и Городецкий, полностью разгромили «рать татарскую» на реке Пьяне.

Прошло три года, и ордынцы опустошили Рязанскую землю. Опасность угрожала московским владениям. Дмитрий Иванович и его двоюродный брат Владимир Андреевич, князь серпуховско-боровский, привели войско на Оку-реку «и татар не пустили и все лето там стояли».

В середине 70-х гг. XIV в. Дмитрий прекратил выплату дани Орде и тем самым порвал с ней отношения. Тогда же восставшие жители Нижнего Новгорода перебили 1,5-тысячный ордынский отряд — «ни един от них избысть возмездия». В ответ Мамай послал карательный отряд, разоривший нижегородские места. В 1377 г. московские войска во главе с князем Дмитрием Михайловичем Боб-роком-Волынцем и нижегородская рать взяли город Булгар и другие ордынские города на Средней Волге. Там некоторое время «сидели» русские наместник и сборщик пошлин. Часть торгового пути по Волге оказалась под контролем Москвы.

Но в том же году ордынцы разгромили московских и нижегородских воевод на реке Пьяне. Недооценив силы врага, проявив беспечность, они потеряли бдительность — сложили доспехи в телеги и мешки (стояла сильная жара) и увлеклись хмельным питием («ездят пиани»). Неожиданный удар ордынцев закончился их полной победой. Победители подвергли страшному погрому Нижний Новгород и другие города княжества.

Год спустя Мамай послал против Москвы войско во главе с опытным полководцем Бегичем. Но Дмитрию Ивановичу и его соратникам урок Пьяни пошел впрок. Навстречу татарам вышло большое московское войско во главе с самим правителем. Противники, примерно одинаковые по численности, сошлись в начале августа 1378 г. на реке Воже, в рязанских землях к югу от Оки. 11 августа ордынская конница переправилась на северный берег Вожи и обрушилась на центр русских полков, которым командовал сам Дмитрий Иванович.

Строительство Московского Кремля в 1367 г. Миниатюра из летописи

Его большой полк отбил натиск и перешел в контрнаступление. С флангов бросились в бой полки правой и левой руки. Их мощный удар привел к разгрому и бегству ордынцев. Многие, в том числе и Бегич, погибли; другие, бросив огромный обоз, бежали в степи.

Куликовская битва. Мамай, озлобленный поражением, организовал набег на Рязанское княжество и вновь разорил его. Ордынский правитель стал готовить новый большой поход, мечтая повторить нашествие Батыя («как при Батые было»). Он стремился восстановить власть Орды над Русью, возобновить поступление дани, подорвать растущее могущество Москвы.

Мамай собрал воинов со всей Орды, нанял в итальянских колониях, существовавших тогда в Крыму, тяжело вооруженных пехотинцев. Со своим войском он двинулся на Русь и остановился в августе 1380 г. у ее границ в верховьях Дона, поджидая полки своего союзника — великого князя литовского Ягайлы Ольгердовича.

Куликовская битва

Готовилась и Русь. Помимо московских дружин, в войске Дмитрия Ивановича были полки из многих земель Северо-Восточной Руси, пришли отряды из западнорусских земель во главе с братьями Ягайлы. Князь повел свое войско к Коломне, из нее — к Лопасне левым берегом Оки, затем на юг от нее, к Дону, у впадения в него реки Неп-рядвы. В русской армии были не только «князья русские», «воеводы», бояре, дружинники, но и «все люди», «народ», т. е. крестьяне, горожане.

Русские переправились через Дон в ночь на 8 сентября 1380 г. Здесь, у устья Непрядвы, на обширном Куликовом поле, всхолмленном, пересеченном оврагами и речными долинами, утром началась кровопролитная битва. В центре русских войск стоял большой полк, на флангах — полки правой и левой руки, впереди — передовой полк, позади — запасной, на восточной окраине, в зеленой дубраве за рекой Смолкой, — засадный полк. Мамай в центре поставил пехоту, на флангах — конницу.

Вооружение дружинника времен Дмитрия Донского

По преданию, сигналом к сражению стал поединок Пересвета и Челубея, русского и ордынского богатырей, погибших в схватке. Ордынские силы обрушили страшный удар на передовой полк, полностью его уничтожили, но и сами потеряли много воинов. Затем ордынцы набросились на большой полк и прорвались к стягу великого князя. На помощь пришли брянские, владимирские и суздальские дружины. Большой полк устоял. «И была брань крепкая, и сеча злая, и лилась кровь, как вода, и падало мертвых бесчисленное множество от обеих сторон, от татарской и русской. Не только оружием убивали, но и под конскими ногами умирали, от тесноты великой задыхались, потому что не могло вместиться на поле Куликовом, между Доном и Мечой, такого множества сошедшихся сил».

Ордынцам не удалось сломить и правый фланг русских. Мамай перенес удар на левый их фланг. Сюда смерчем налетели конные ордынские полки, и русские начали медленно отступать. Враг рвался вперед, отбросил и резервный полк, начал обходить большой полк.

Наступил критический момент сражения, и тут в бой неожиданно для ордынцев вступил засадный полк во главе с князем Владимиром Андреевичем и Дмитрием Михайловичем Боброком. По призыву Боброка: «Час прииде и время приближеся! Дерзайте, братья и други!» — свежая русская конница, вихрем вырвавшись из дубравы, обрушила удар на врага во фланг и тыл. Он был настолько стремителен и страшен, что ордынцев, смятых и разгромленных, охватила паника. Их конница бросилась бежать, смяв свою же пехоту, и устремилась к Красному холму, где находилась ставка Мамая.

Началось общее бегство. Войско Мамая перестало существовать, а сам он бежал в Крым и там погиб.

Победа Дмитрия Ивановича над Золотой Ордой вдохнула новые силы и надежды в сердца русских людей, поразила воображение современников и потомков. «По Русской земле, — ликует автор «Задонщины» — повести XIV в. о Куликовской битве, — распространилось веселие и отвага, и вознеслась слава русская...» Москва показала себя политическим лидером Руси, а ее князь, прозванный Донским,— вождем национального значения. Русский народ, воодушевленный великой целью, нанес удар огромной силы тем, кто хотел повторить «Батыев погром».

Кольчуга, найденная на Куликовом поле

Правда, два года спустя Тохтамыш, новый хан Золотой Орды, неожиданно пришел на Русь, ослабленную потерями на Куликовом поле. Он подошел к Москве, обманом захватил и сжег город. Русь вынуждена была возобновить уплату дани Орде. Однако это не могло свести на нет все результаты Куликовской битвы. Объединение русских земель продолжалось.

Дмитрий Иванович многое сделал для Руси. С мальчишеского возраста и до конца дней своих он непрерывно в походах, заботах, хлопотах. Приходилось ему бороться и с Ордой, и с Литвой, и с русскими соперниками. Улаживал князь и церковные дела: он пытался, правда, неудачно, сделать митрополитом своего ставленника, священника Митяя (Михаила).

Полная забот и треволнений жизнь не стала долговечной для князя; он прожил неполных четыре десятка лет. Но, заканчивая свой недолгий земной путь, Дмитрий Донской оставил сильно окрепшую Русь, заветы на будущее. Умирая, он передал, не спрашивая согласия хана Тохта-мыша, своему сыну Василию (1389—1425) владимирское великое княжение как свою вотчину и выразил надежду, что «Бог переменит Орду», т. е. освободит Русь от ига.

Митрополит Алексей и Сергий Радонежский. Заметную роль, причем не только в церковно-духовных, но и в политических событиях на Руси времени Дмитрия Донского, играли церковные пастыри. Они немало способствовали усилению Москвы, собиранию русских земель, укреплению авторитета власти великого князя. Наставник князя Дмитрия московского, фактический правитель Москвы в годы его малолетства, митрополит Алексей происходил из рода черниговских бояр, переселившихся в Москву. Родился он в конце XIII или в начале XIV в., в 20-летнем возрасте стал монахом, а 1352 г. — епископом владимирским, а в 1354 г. — митрополитом всея Руси. Его недюжинный ум и широкое образование, твердость характера и энергия объясняют то большое влияние, которое он приобрел не только в правящих кругах, но и по всей Руси. Тому же способствовали благочестие и строгость в личной жизни. Умирая в 1378 г., митрополит Алексей хотел видеть своим преемником игумена Троицкого монастыря Сергия Радонежского, самого почитаемого подвижника Русской православной церкви.

Родился Варфоломей (так звали Сергия до принятия монашества) в 1314 г. (по другой версии — в 1322 г.) в семье ростовских бояр. При Иване Калите родители Варфоломея, обнищавшие от ордынских поборов и ратей, переехали в глухие леса к северу от Москвы — в городок Радонеж. После их кончины сын ушел в Хотьково-Покровс-кий монастырь. Некоторое время спустя вместе со Стефаном, старшим братом и монахом этого монастыря, он основал пустынь (монастырь). Братья построили там церковь Святой Троицы, на месте нынешнего соборного храма Святой Троицы Троице-Сергиева монастыря. Приняв здесь иночество в 1337 г., Сергий Радонежский стал игуменом новой обители. Его смирение и трудолюбие, большое нравственное влияние прославили Троицкий монастырь, в котором он установил строгие порядки согласно общежительному уставу. Эти порядки стали образцом для многих других обителей. Сам Сергий основал несколько монастырей, его ученики — до 40 обителей.

Сергий снискал огромный авторитет на Руси. «Тихими и кроткими словами» он укрощал распри, примирял князей, добивался их подчинения великому князю Дмитрию Ивановичу. Он же, по преданию, благословлял Дмитрия Донского на решительную борьбу с Ордой. По просьбе московского правителя Сергий скрепил его духовную грамоту (завещание) в 1389 г. Но стать митрополитом он решительно отказался, не желая возвышаться над другими людьми.

Вопросы и задания:

  1. Можно ли процесс объединения русских земель назвать закономерным?
  2. Дайте характеристику дискуссии историков о путях и центрах объединения русских земель, обозначив их расхождения во взглядах. А что, на ваш взгляд, объединяет позиции названных в параграфе авторов?
  3. Что, на ваш взгляд, позволило Москве победить в борьбе за первенство с другими княжествами, претендовавшими на политическое лидерство на Руси?
  4. Почему Русь смогла одолеть противника в Куликовской битве?
  5. В чем проявился полководческий талант Дмитрия Донского?
  6. Каково значение Куликовской битвы?
  7. Почему Куликовская битва не положила конец зависимости Руси от Орды?
  8. Используя дополнительную литературу, составьте рассказ о Сергии Радонежском.

Документы

Духовная грамота московского князя Ивана Калиты. Около 1339 г.

Завещаю сыновьям своим отчину свою Москву, а раздел учинить им такой. Дал я сыну старшему Семену: Можайск со всеми волостями, Коломну со всеми Коломенскими волостями, Городенку, Мезыню, Песочную и Середокоротну, Похряне, Устьмерску, Брошевую, Гвоздну, Ивани деревни, Маковец, Левичин, Скульнев, Канев, Гжель, Горетову, Горки, село Астафьевское, село на Северске в Похрянском уезде, село Константиновское, село Орининское, село Островское, село Копотенское, сельцо Микулинское, село Малаховское, село Напрудское у города...

Даю сыну моему Ивану: Звенигород, Кремичну, Рузу, Фоминское, Суходол, Великую слободу, Замошскую слободу, Угож, Ростовцы, Окатьеву слободку, Скирминовское, Тростну, Негучу; а села: Рюховское, село в Замошской слободе, село Семчинское...

Я дал сыну моему Андрею: Лопасню, Северскую, Наруниж-ское, Серпухов, Нивну, Темну, Голичихи, Щитов, Перемышль, Ростовец, Тухачев; а села: село Талежское, село Серпуховское, село Колбасинское, село Нарское, село Перемышльское, село Битяговское, село Труфоновское, село Яси-новское, село Коломенское, село Ногатинское...

А княгине моей с меньшими детьми даю: Сурожик, Муш-кину гору, Радонежское, Бели, Ворю, Черноголовль, на Воре слободку Софроновскую, Вохну, Дейково, Раменье, Данилищеву слободку, Машев, Сельну, Гуслицу, Раменье, что было за княгинею; а села: Михайловское, Луцинское, село у озера, село Родонежское, Дейгунинское, Тыловское, Рогож, Протасьевское, Аристовское, Лопастьнское, Михайловское на Яузе, 2 села Коломенских.

В перечислении владений Ивана Калиты выделите наиболее значительные и соотнесите их с картой на вклейке.

Летописная повесть о побоище на Дону

...Великий же князь пришел к реке Дону за два дня до Рождества Святой Богородицы... Пришли они к Дону, стали тут и много раздумывали. Одни говорили: «Пойди, князь, за Дон», а другие сказали: «Не ходи, так как умножились враги наши, не только татары, но и Литва, и рязанцы...» [Дмитрий] сказал брату своему и всем князьям и воеводам великим: «Подошло, братья, время битвы нашей...» И велел мосты мостить и о бродах разузнавать в ту ночь. На следующий день, в субботу рано, 8 сентября, в самый праздник, во время восхода солнца была тьма великая по всей земле, мгла, не было света от утра до третьего часа... Князь же великий приготовил свои полки великие, и все его князья русские свои полки подготовили, и великие его воеводы оделись в одежды праздничные, и случайности смертельные уничтожились... Когда князь перешел за Дон в чистое поле, в Мамаеву землю, на устье Не-прядвы Господь Бог один вел его...

И было это в шестой час дня, начали появляться поганые... И тут приготовились татарские полки против христиан, и встретились полки; и, великие силы увидав, пошли, и гудела земля, горы и холмы тряслись от множества воинов бесчисленных... Когда бились они с шестого часа до девятого, пролилась, как дождевая туча, кровь обоих — русских сыновей и поганых... А Мамай, в страхе затрепетав и сильно застонав, сказал: «Велик Бог христианский и велика сила его...» И сам обратившись в бегство, быстро побежал обратно к орде... И гнали их до речки Мечи...

  1. В чем был смысл раздумья — переправляться ли русскому войску за Дон?
  2. Можно ли по приведенному летописному отрывку сделать вывод о том, как в русском войске среагировали на солнечное затмение, случившееся в день битвы?
  3. Что нового вы узнали о битве из документа?

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru