Информатика
5 класс

   

§ 1. Информация вокруг нас

      Ключевые слова:
      • информация
      • виды информации
      • действия с информацией

Как человек получает информацию

Каждый день вы узнаёте что-то, чего не знали раньше, — получаете новую информацию.

Информация — это знания, получаемые вами в школе; сведения, которые вы черпаете из книг, телепередач; новости, которые вы слышите по радио или от людей.

Окружающий нас мир — мир информации. Первичную информацию об окружающем мире — о температуре, цвете, запахе, вкусовых качествах, физических свойствах предметов — люди и другие живые существа получают через органы зрения, слуха, вкуса, осязания, обоняния, через вестибулярный аппарат и нервную систему.

В Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (sc.edu.ru) размещена анимация «Классификация информации по способу её восприятия людьми». Рекомендуем ознакомиться с этим ресурсом.

Больше всего информации мы получаем с помощью зрения: глазами мы воспринимаем буквы, цифры, рисунки, различаем цвет, форму, размеры и расположение предметов.

Но можем ли мы полностью доверять своим органам чувств? Взгляните на рис. 1. Что вы можете сказать о размере и форме представленных на этом рисунке фигур?

Рис. 1

Скорее всего, вы заметили различия там, где их на самом деле нет. Убедитесь в этом, воспользовавшись линейкой.

В Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (sc.edu.ru) размещена виртуальная лаборатория «Оптические иллюзии». Рекомендуем поработать с этим ресурсом, выполнить необходимые измерения виртуальными инструментами.

Для получения более точной информации в дополнение к органам чувств человек издавна использует различные устройства и приборы: линейку, транспортир, термометр, барометр, весы, компас, телескоп, микроскоп и т. д.

Виды информации по форме представления

Люди имеют дело с разными видами информации, воспринимаемой органами чувств. Получаемую информацию человек умеет обрабатывать и представлять в текстовой, числовой, графической и других формах (табл. 1).

Таблица 1
Виды информации



Потребность человека выразить имеющуюся у него информацию привела к появлению речи, письменности, изобразительного и музыкального искусства.

Важную для себя информацию человек старается запомнить, а если не надеется на свою память, то и записать, например, в записную книжку — сохранить.

Люди обдумывают полученную информацию, делают определённые выводы, другими словами, обрабатывают информацию. Поиск нужного слова в словаре, перевод текста с иностранного языка на русский, заполнение календаря погоды, раскрашивание контурных карт, вставка пропущенных букв в упражнении по русскому языку — всё это примеры обработки информации.

Человек постоянно совершает действия, связанные с получением и передачей, хранением и обработкой информации.

Чтение газеты, заучивание правила или стихотворения, решение математической задачи, фотографирование — это действия человека с информацией. А вот, например, приготовление обеда — это действия с продуктами питания. Но чтобы приготовить какое-то блюдо, необходимо иметь информацию о том, как это делается. Только тогда получится вкусно и полезно. Каждое действие с чем-либо человек осуществляет на основе информации о том, как это делается.

Самое главное

Информация — это сведения об окружающем нас мире.

Человек получает информацию с помощью органов чувств: органов зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния.

Виды информации по форме представления: числовая, текстовая, графическая, звуковая, видеоинформация.

Человек постоянно совершает действия, связанные с получением и передачей, хранением и обработкой информации.

Вопросы и задания

  1. Расскажите, что вы знаете об информации.
  2. Назовите чувства и органы чувств человека, с помощью которых он получает следующие виды информации:
    1. зрительную информацию;
    2. звуковую информацию;
    3. вкусовую информацию;
    4. обонятельную информацию;
    5. осязательную информацию.
  3. Животные также получают информацию с помощью своих органов чувств, но значимость того или иного органа чувств для разных животных различна. Какое, по вашему мнению, чувство (зрение, слух, обоняние, осязание) является наиболее развитым у орла; волка; летучей мыши; дельфина; крота?

Вам будет легче ответить на этот вопрос после просмотра анимации «Восприятие информации животными через органы чувств», размещённой в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (sc.edu.ru).

  1. Являются ли перечисленные действия действиями с информацией: просмотр телепередачи; игра в шахматы; устное решение примера по математике; заучивание стихотворения; игра на компьютере? Поясните свою точку зрения.
  2. Является ли покраска стен примером действия с информацией? Назовите примеры действий, которые не относятся к действиям с информацией.
  3. Какая информация нужна человеку, приступающему к ремонту квартиры?
  4. Можно ли информацию потерять? Приведите примеры.

Рейтинг@Mail.ru