Информатика
Учебник для 4 класса

§ 1. Человек в мире информации

Цель

Вспомнить, как человек получает информацию, где хранит её, что делает с ней, что может быть носителем информации, что может быть источником информации для человека.

Убедиться, что мы научились узнавать и называть виды информации по способу её восприятия человеком и по способу представления на носителе.

Повторить

Мы уже знаем о том, как человек получает информацию и что делает с ней. Мы теперь знаем, что информацию он получаетс помощью своих органов чувств.

Информация, которую получает человек, может храниться в его памяти.

Хранить информацию можно независимо от памяти человека. Для этого нужно представить её на носителе — на бумаге, доске, в памяти компьютера или как-то иначе.

Рассмотрим это на примере.

Петя нарисовал в своём альбоме цветными карандашами лесную поляну. На ней были трава, цветы, дерево, птица и пастушок, играющий на дудочке.

На бумаге (носителе информации) мальчик сумел представить только информацию, которую он воспринял зрительно — глазами. Однако возможности восприятия человеком информации гораздо богаче.

Мальчик долго думал, как изобразить на бумаге звуки дудочки, пение птички и запахи цветов. Звуки он изобразил нотными знаками. Потом взял ручку и написал:

«Поют птицы, цветы хорошо пахнут, ягоды вкусные, а солнечные лучи тёплые!»

Текст позволяет представить на бумаге то, что нельзя изобразить рисунком.

В каждый момент времени мы получаем разную информацию одновременно всеми своими органами чувств. Например, когда мы едим яблоко, мы ощущаем его вкус, запах, цвет, температуру, твёрдость, мы слышим хруст. Значит, яблоко является источником информации разных видов — вкусовой, обонятельной, зрительной, осязательной, слуховой.

Когда люди находятся в одном и том же месте, где одни и те же вещи, одни и те же запахи и звуки, каждый видит и слышит своё. Это происходит потому, что человек осознаёт только те сигналы, которые соответствуют его потребностям и интересам в данный момент.

Каждый объект является источником информации разных видов, а человек осознаёт только то, что наиболее важно для него, и хранит это в своей памяти.

Человек получает информацию, когда он общается с другими людьми, наблюдает за природой, за животными, читает книги, рассматривает произведения искусства.

В школе дети общаются, рассуждают, читают, слушают, рассматривают, наблюдают, записывают, рисуют, работают с данными на компьютере. То есть они осуществляют много разных действий с информацией: получение, хранение, обработку, передачу и использование.

С информацией можно осуществлять разные действия: получение, хранение, обработку, передачу и использование.

Выполни

План действий

  1. Возьми какую-нибудь книгу или учебник.
  2. Открой её на 33-й странице.
  3. Рассмотри страницу с точки зрения способов представления информации.
  4. Создай в рабочей тетради и в текстовом редакторе таблицу по образцу и заполни её.

Способ представления информации

Вид данных

Текст

Текстовые данные

Число

Схема

Рисунок

Фотография

    Примечание. При создании таблицы в текстовом редакторе воспользуйся инструментами «Нарисовать таблицу» и «Ластик».

  1. Сохрани файл под именем «Способы представления информации» в папке «Моё портфолио».

    Главное

    • Человек получает информацию с помощью органов чувств.
    • Полученная информация сохраняется в его памяти.
    • Полученную информацию можно представить на носителе, можно сохранить в памяти компьютера, обработать, передать и использовать.
    • Люди, которые находятся в одном и том же месте, где одни и те же вещи, одни и те же запахи и звуки, видят и слышат разное — каждый своё.

    Знать

    1. Природа одарила человека органами чувств. Назови их. Зачем они нужны человеку?
    2. Какие виды информации по способу её восприятия человеком ты знаешь? Сравни их: чем они различаются?
    3. Где хранится информация, воспринятая 14 человеком?
    4. Из одной и той же ситуации каждый человек извлекает свою информацию в зависимости от его потребностей и интересов в данный момент. Расскажи об этом из своего опыта.

    Уметь

    Выполни задания в рабочей тетради № 1.

    Выполни на компьютере задания к параграфу из раздела УМЕТЬ компакт-диска.

    Прочитай на досуге в книге «Расширь свой кругозор» текст «Описание — способ сохранения информации».


Рейтинг@Mail.ru