Загрузка...

Самоучитель игры на шестиструнной гитаре

Графическая запись музыкального ритма

Пропойте первый куплет песни «Во поле береза стояла» и вслушайтесь в чередование слогов-звуков песни:

    Во поле береза стояла,
    Во поле кудрявая стояла,
    Люли-люли, стояла,
    Люли-люли, стояла.

Нетрудно заметить, что протяженность слогов разная. Условно 1-ю фразу можно записать так (короткие звуки обозначим , длинные — ):

Получилась наглядная запись временных соотношений звуков песни, то есть запись ее музыкального ритма. Попробуйте теперь равномерно шагать, напевая мелодию.

Условная запись всех действий будет выглядеть следующим образом: (над текстом записан ритм песни, под текстом—ритм равномерных шагов):

Обратите внимание на акценты в песне (отмечены в тексте знаком >) — они повторяются через равные промежутки времени. В данном случае периодически повторяются группы, состоящие из одной сильной и одной слабой доли. Равномерное чередование сильных, ударных и слабых, безударных долей называется метром, посредством которого выявляется музыкальный ритм. Чтобы лучше понять взаимосвязь метра и ритма, попробуйте, напевая ту же мелодию, шагать то быстрее, то медленнее, то останавливаясь. Выполнить это задание не сбиваясь будет трудно. Только на фоне равномерного движения метра возможны любые изменения ритмического рисунка, которые не приведут к дезорганизации звуков во времени. Так как музыка — искусство, разворачивающееся во времени, правильное ощущение метра и ритма имеет огромное значение для каждого исполнителя.

Еще раз посмотрите на запись песни. Отделите каждую метрическую группу вертикальными чертами. Получится такт — условный «отрезок музыки» от одной сильной доли до другой.

В каждом такте песни «Во поле береза стояла» две доли, но могут быть такты, состоящие из трех, четырех, пяти и более долей, причем в них также будет только одна сильная доля, а остальные — слабые.

Равномерные шаги-доли соответствуют четвертным музыкальным длительностям, или четвертям. Четверть — основная единица музыкальной пульсации. Кроме нее для ритмической записи существует еще целый ряд длительностей; целая (), половинная (), восьмая (), шестнадцатая (). Все перечисленные длительности находятся в строго определенном соотношении друг с другом, что отражается в самих их названиях: четверть в четыре раза короче целой, но вдвое протяженней восьмой, шестнадцатая вдвое короче восьмой и т. д.*

Соотношения длительностей остаются всегда неизменными, они не зависят от характера музыки. Реальная же протяженность длительностей определяется именно характером музыки: в спокойной колыбельной четверть будет звучать дольше, чем в скором марше, хотя в обоих случаях восьмая будет в два раза короче четверти. Необходимо строго соблюдать указанные длительности, вырабатывать в себе ощущение равномерной ритмической пульсации.

Для того, чтобы лучше уяснить соотношение четвертей и восьмых, проделайте такое упражнение. Глядя на верхнюю ритмическую строку песни «Во поле береза стояла», проговорите записанные на ней восьмые на слог «ти», а четверти — на слог «та», сочетая это с размеренной ходьбой в ритме четвертей.

В традиционной нотной записи принято в самом начале произведения указывать количество долей в такте и единицу пульсации (так называемый размер такта). Размер такта выражается дробью, числитель которой обозначает количество равных долей в каждом такте, зна- менатель — какая длительность принята за единицу пульсации. Например, в песне «Во поле береза стояла» при равномерной пульсации четвертями в каждом такте имеется две доли, поэтому размер записывается .

Проговорите ритмослогами и прохлопайте следующие ритмические упражнения:

Придумайте несколько своих ритмических комбинаций из восьмых и четвертей, запишите их и проговорите ритмослогами. Затем проиграйте все записанные упражнения поочередно на всех струнах со сменой пальцев правой руки, следя за посадкой и постановкой. Попробуйте не помогать себе проговариванием всех слогов, а проделывайте всю работу в уме перед исполнением на инструменте и сравните полученный результат с желаемым.

На гитаре наиболее распространена испанская система обозначения пальцев (или аппликатура): большой палец — р, указательный — i, средний — m, безымянный — а. Выучите эти обозначения, чтобы не путать пальцы при разучивании музыкальных произведений.

Сыграйте в сдержанном темпе скороговорку «Андрей-воробей» на открытой (3), предварительно проговорив ритмический рисунок песни ритмослогами, а затем пропев со словами. Обязательно чередуйте пальцы правой руки (i и m).

Ударные слоги в скороговорке должны соответствовать более сильному, акцентированному их исполнению на инструменте. Добейтесь отчетливого, но не грубого произнесения сильных и более слабых звуков.

Следуя правилу образования тактов, поставьте тактовые черты перед каждой сильной долей и определите размер (постарайтесь проделать это самостоятельно, а затем проверьте себя):

В результате 1-й такт получился неполным, без сильной доли. Такое явление называется затактом и часто встречается в музыкальных произведениях. Там, где есть затакт, последний такт тоже неполный (таким образом, в сумме должен получиться один полный такт).

Воспроизведение метра с помощью шагов или хлопков можно иногда заменять счетом вслух, который в дальнейшем понадобится только как вспомогательное средство при разборе сложных ритмических рисунков. Научитесь считать вслух на следующих очень простых в ритмическом отношении примерах. Основное правило при счете вслух — равномерно произносить нужные слоги.

Проиграйте это упражнение со счетом вслух (считайте равномерно) на любой открытой струне.

В тех случаях, когда в произведении соседствуют разнообразные длительности и бывает трудно сразу установить между ними правильные временные соотношения, прибегают к искусственному уменьшению основной единицы метра. Так, в следующем примере встречаются восьмые, четвертные и половинные длительности. Чтобы точнее контролировать протяженность каждой длительности, считать вслух здесь надо так (а затем проиграть на каждой струне):


* Четверть не всегда была основой метрической. До начала XVII в. основой пульсации являлась целая, от ее дробления и произошли названия остальных длительностей.

** Отдельные восьмые (() часто объединяются в группы ).

 

Рейтинг@Mail.ru