Самоучитель игры на шестиструнной гитаре

Новые приемы гитарной техники

Графическое изображение лиги имеет несколько значений: она может быть связующей, объединяя несколько звуков одной высоты в единую длительность, фразировочной, штриховой.

В гитарной технике лига обозначает еще и специфический прием звукоизвлечения, который можно назвать «техническим» легато. Он исполняется тремя способами.

При восходящем движении мелодии первый звук извлекается правой рукой, второй или последующие — пальцами левой руки без участия правой. Палец левой руки опускается на нужный лад этой же струны с такой силой, которая необходима для того, чтобы заставить струну звучать:

Здесь перед начинающим гитаристом возникает проблема ритмичного исполнения. Поэтому в этом и во всех других случаях перед употреблением «технического» легато мелодию следует проиграть обычным образом правой рукой, с соблюдением правильного ритма. И лишь заломнив ритмический рисунок, можно воспользоваться «техническим» легато.

При нисходящем движении мелодии первый звук извлекается правой рукой, второй или последующие — пальцем левой руки, который с необходимой силой снимается в направлении кисти, слегка опираясь после извлечения звука на соседнюю, более тонкую струну (исключение — «техническое» легато на (1):

Правая рука извлекает звук на одной струне, а один из пальцев левой руки опускается на другую струну, заставляя ее звучать без участия правой руки (этот прием используется редко ввиду появления нежелательных призвуков):

«Техническое» легато — прием сложный. Чтобы добиться хорошего его исполнения, следующую пьесу учите по разделам (скобкой отмечены фрагменты, требующие отдельного изучения). Каждый раздел предварительно проигрывается без применения «технического» легато.


В «Лесной сказке» О. Максимова используются все освоенные ранее приемы игры. Постарайтесь уравнивать по силе первый и второй звук под лигой. Мелодия исполняется апояндо, аккомпанемент — тирандо. Штрих стаккато (своеобразная имитация крика кукушки) подчеркивает длинную половинную ноту в мелодии. Несмотря на то, что звуки в 5-м и 11-м тактах можно взять приемом баррэ, от этого приходится отказаться, так как стаккато в аккомпанементе становится трудновыполнимым.

В 14-м и 22-м тактах ля-диез и ре-диез выдерживаются левой рукой и прослушиваются во время исполнения флажолетов. Выучите пьесу наизусть, добейтесь выразительности исполнения.


Необычный, яркий, с резкой сменой настроения этюд современного кубинского композитора Л. Брауэра не труден для исполнения, если освоено «техническое» легато. Аппликатура и местоположение пальцев левой руки в 4-м, 5-м и 16-18-х тактах на (2)-(6) абсолютно одинаковы. Очень важно соблюдение указанной аппликатуры правой руки.



* Размер в скобках указывает на другую единицу пульсации .


 

Рейтинг@Mail.ru