Самоучитель игры на шестиструнной гитаре

       

Игра стаккато

До сих пор вы встречались с двумя приемами игры — легато и нон легато (оба они использовались в «Грустной песенке»). Кроме них имеется еще один распространенный прием исполнения — стаккато (от итальянского staccato — оторванный, отделенный), при котором звуки играются несвязно, более отрывисто, чем при нон легато. Обозначается стаккато точкой над или под нотами.

Манера исполнения стаккато зависит от общего характера пьесы. В пьесах сдержанного, сурового характера стаккато будет скорее приближаться к нон легато. В пьесах грациозного характера стаккато исполняется легко и коротко.

Стаккато в игре на гитаре играется как левой, так и правой рукой. Стаккато левой рукой определяет, на наш взгляд, более тонкое исполнение этого штриха. При игре стаккато на прижатых левой рукой струнах не следует отдергивать пальцы от струн — они перестают прижимать струну только за счет быстрого расслабления руки.

Звучание открытой струны прекращается пальцем левой руки, который будет прижимать следующий лад. Например, в украинской народной песне «Журавель» в 1-м такте звучание соль прекращается 2-м пальцем левой руки, берущим следующий, звук ля. В этой пьесе штрихи стаккато и легато чередуются. Выучивая ее, добейтесь контрастности в исполнении этих приемов.

В 1-й фразе мелодии уже знакомой вам песни все звуки играются стаккато. Во 2-й фразе стаккато чередуется с легато.

Обратите внимание на изменение характера музыки в зависимости от употребляемого штриха.

В пьесе Н. Акимова «Дождик накрапывает» также употребляются приемы стаккато и легато. В двух первых тактах стаккато на ноте ми выполняется указательным пальцем левой руки, прикрывающим струну, на нотах до и ля пальцы левой руки отпускают струну, прекращая ее звучание. Первая четверть 2-го такта не имеет обозначения стаккато, поэтому она связывается с нотой ля. Аналогично исполняются следующие такты.


Добейтесь в исполнении пьесы выразительности. Стаккато здесь не короткое и колючее, а мягкое и ласковое. Прослушивайте все паузы в тексте.

Выучив пьесу наизусть, выполните стаккато одной правой рукой. Это необходимый навык. При выполнении стаккато пальцы правой руки после извлечения звука возвращаются на струны, прекращая их звучание.

Разучите «Испанский вальс» Н. Паганини и постарайтесь достигнуть легкого, грациозного характера стаккато. Обратите внимание, что везде в I части 1-я восьмая лигуется со 2-й, исполняемой стаккато.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru