|
|
Самоучитель игры на шестиструнной гитареИгра аккомпанементаИспользуя новый технический прием, разберитесь в аккомпанементе к романсу В. Абаза на слова И. Тургенева «Утро туманное». Романс предваряется вступлением, которое
можно использовать и как проигрыш между
куплетами. Над мелодией выписаны обозначения
аккордов латинскими и в скобках рядом с
ними — русскими буквами, которые встречаются
в гитарных сборниках и песенниках.
В «русской» записи с заглавной буквы (До, До# Си и т. д.) обозначены мажорные аккорды, со строчной (до, до# и т.д.) — минорные. Доминант-септаккорды обозначены: До7, До#7, Си7 и т. д. Например, аккорд Am в «русской» записи обозначается ля, аккорд С — До, Е7 - Ми7 и т. д. Если в басу нужно взять какой-либо иной звук, кроме основного тона аккорда, то используется дробь, в числителе которой указывается сам аккорд, а в знаменателе — нужный звук. Например, при обозначении берется ля-минорное трезвучие с нотой до в басу на III ладу (5) (фактически секстаккорд). Терцовый или квинтовый тон аккорда в басу делает его обращением трезвучия, что существенно меняет окраску аккорда. В некоторых случаях, например, в быстрых и ритмичных аккомпанементах, основной тон аккорда в басу чередуется с квинтовым (реже терцовым). В 15-16-м тактах доминантсептаккорд (H7) разрешается не в тоническое трезвучие (Em), a в трезвучие VI ступени (С), что звучит неожиданно. Такой часто встречающийся в музыкальной литературе гармонический оборот (V-VI) называется прерванным оборотом. Воспользуйтесь новыми обозначениями при исполнении аккомпанемента. Под строкой, на которой записана мелодия, дан ритмический вариант аккомпанемента и помещена его полная расшифровка в нотных знаках:
На данные нами следующие два куплета придумайте сами вариант аккомпонимента, на- пример арпеджируйте аккорды восьмыми, та- ким образом: первый такт — основной бас, а затем первые три струны в таком порядке (3), (2), (1), (2), (3), движение должно быть ровное, безостановочное, без пауз при переходе с аккорда на аккорд. В данных куплетах, как в некоторых сборниках, аккорды проставлены непосредственно в поэтическом тексте и аккорд сменяет аккорд - именно на том слоге, над которым он проставлен:
Выучите помещенные ниже новые аккорды:
Используя их, можно подобрать аккомпанеменент к песне А. Морозова на слова Н. Рубцова «В горнице моей». Перед подбором сыграйте, последовательность аккордов в тональности ля мажор: А — Д — Е7 — А.
Проверьте себя по цифровке: A, E7, A,
E7, A, E7, A, A7,
D, E7,F#m, D, E7, A.
Следующая далее песня Б. Мокроусова на слова М. Исаковского «Одинокая гармонь» записана в тональности ми минор и содержит модуляцию в соль мажор. Самостоятельно постройте аккорды основных ступеней, найдите их схемы и сыграйте. Играя предполагаемый в 1-м такте вариант аккомпанемента, помните, что если аккорд повторяется, то в следующем такте можно брать в басу не основной тон аккорда, а квинтовый или терцовый.
Порядок аккордов для проверки: Em, H7, Em, Am, H7, Em, Am, D7, G, Em, Am, H7, Em, Am, D7, G, Em, Am, H7, Em. Регулярно пробуйте самостоятельно подбирать по слуху мелодии и аккомпанементы к ним, пользуясь аккордами в известных тональностях.
|
|
|