Самоучитель игры на шестиструнной гитаре

       

Аккордовая техника. Баррэ

Выучите небольшую пьесу, в ней впервые встретится аккордовое изложение музыкального материала.

Первая половина каждого такта пьесы — это уже известное арпеджио, во второй половине эти же звуки исполняются одновременно. Процесс работы над этой пьесой будет складываться из следующего. Тщательно следя за постановкой свободной правой руки, проиграть первую половину такта.

После извлечения баса вспомните мышечное ощущение собранных, но не напряженных пальцев (как при игре гармонических интервалов), и таким же образом сыграйте три звука одновременно. Движения пальцев, положение кисти (проверьте перед зеркалом) те же, что и при игре арпеджио.

Выучите пьесу наизусть. Контролируйте правильность исполнения аккордов, освобождайте руку после каждого из них и доведите ваши действия до автоматизма.

Вслушивайтесь в арпеджио, попытайтесь каждый его звук услышать в аккорде. Очень поможет в этом «складывание» каждого аккорда из составляющих его звуков в разном порядке:

Добейтесь ровности звучания всех нот аккорда. Научитесь также выделять по своему желанию любой его звук. Для этого при проигрывании арпеджио выделите какой-либо звук, ощутите более плотное прикосновение к этой струне пальца правой руки, запомните высоту выделяемого звука и повторите ощущения при исполнении аккордов.

В «Прелюдии» Н. Ивановой-Крамской аккорды из трех звуков играются одновременно с басом.

Движения правой руки должны быть таки- ми же, как и в предыдущем произведении.

Медленный темп прелюдии позволяет проследить за работой правой руки, за освобождением ее после каждого аккорда, прослушать все его звуки. Чуть выделяйте верхний звук аккорда.

Обратите внимание на ключевой знак фадиез. Помните, он означает, что нота фа во всех октавах повышается на полтона. Будьте внимательны к случайным знакам.

Здесь впервые встречается и один из основных приемов в гитарной технике — баррэ (см. 7-й такт).

Баррэ — прием, при котором несколько одновременно звучащих и расположенных на разных струнах, но на одном ладу нот извлекаются одновременным прижатием этих струн указательным пальцем. При большом баррэ прямой указательный палец прижимает все струны (см. рис. 13). При малом баррэ немного согнутый во второй фаланге указательный палец прижимает три или четыре струны (см. рис. 14).

Рис. 13

Рис. 14

Баррэ обозначается скобкой, ограничивающей количество звуков, взятых этим приемом. Римская цифра над скобкой указывает лад, на котором исполняется баррэ.

В данном случае указательный палец прижимает на (1)-(3) V ладу, где соответственно расположены звуки ля, ми и до.

Ранее встречались звуки ми и до, взятые соответственно на (1) и (2). Принцип настройки гитары позволяет один и тот же звук извлекать на разных струнах. Постарайтесь запомнить зрительно это сочетание звуков, оно встретится еще не один раз.

Баррэ — прием трудный, качество его исполнения зависит не столько от силы, сколько от умения и практики. Прижимайте струны около ладовой перегородки, а самое главное — постарайтесь ощутить каждую струну под указательным пальцем, найти оптимальное место прикосновения струны к пальцу.

Работая над баррэ, не переутомляйте руку. Соблюдение всех указаний поможет со временем избавиться от излишних усилий при выполнении этого приема.

Выучите пьесу наизусть. Вслушайтесь в тяжелые, медленные «шаги» повторяющегося на протяжении всей пьесы баса ми и в наслаивающиеся на него аккорды. Интересно динамическое построение пьесы — длительное, почти до самого конца, creso. Надо так рассчитать силу звука, чтобы самое яркое звучание пришлось на кульминацию пьесы (8-й такт). С первой доли 9-го такта после цезуры сила звучности резко меняется — указание sub. p (неожиданное пиано).

Добейтесь выразительности исполнения, правильно извлекайте аккорды и освобождайте руку после каждого баса и аккорда.

В «Прелюдии» А. Иванова-Крамского мелодия проводится в нижнем голосе пальцем р и сопровождается мягко звучащими аккордами.


Правильная аппликатура левой руки обеспечит наибольшее удобство исполнения, а значит и необходимый темп.

Выучите пьесу наизусть, «пропойте» на инструменте каждую ее фразу. Помните о свободе обеих рук и о правильности посадки.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru