Самоучитель игры на шестиструнной гитаре

       

Первые навыки игры аккомпанемента к знакомым мелодиям

Каждый гитарист должен уметь подобрать хотя бы простейшее сопровождение к песне. Для этого помимо музыкального слуха надо обладать некоторыми теоретическими знаниями в области гармонии — науке о взаимосвязях и закономерностях последовательностей аккордов.

На каждой ступени мажорного или минорного лада можно построить какое-либо трезвучие, все звуки которого принадлежат этому ладу. Ступени лада и основанные на них трезвучия имеют различную степень устойчивости, что отражено в следующей схеме (неустойчивые ступени и аккорды заштрихованы):

Обратите внимание на трезвучия, построенные на I, IV и V ступенях — в мажоре они мажорные, в миноре — минорные. Вследствие своего свойства максимально выявлять характер лада они называются главными трезвучиями лада, а ступени, на которых они строятся — главными ступенями (не путайте с устоями лада).

Главные ступени имеют еще одно обозначение: I ступень называется тоникой (Т), IV — субдоминантой (S), V — доминантой (D).

Каждый аккорд, построенный на одной из главных ступеней лада, выполняет определенную роль — или функцию — в организации аккордовых последовательностей.

Функция тоники заключается в создании ощущения полной устойчивости, завершенности, законченности, покоя.

Функция доминанты прямо противоположна тонической — это максимальная неустойчивость, напряженность, четко выраженное стремление к разрешению в тонику.

Функция субдоминанты промежуточная: в сравнении с доминантой она более устойчива, однако подчиняется тонике.

В музыкальных произведениях все названные функции встречаются в таких сочетаниях, которые не нарушают функциональной подчиненности аккордов. Так, возможны последовательности: Т — S — Т, Т — D — Т, Т — S — D — Т; реже, в основном в современной музыке: Т — D — S — Т, Т — D — S.

Как правило, музыкальное произведение не ограничивается рамками какой-либо одной тональности, внутри него часто бывают переходы (модуляции) в другие тональности. Умение услышать момент перехода в другую тональность и, соответственно, смену тоники, — залог успешного подбора по слуху.

Подобрать по слуху не только правильный, но и красивый аккомпанемент к любой мелодии — задача чрезвычайно сложная, требующая хорошего слуха, знания гармонии и большого исполнительского опыта. Поэтому в гитарных сборниках мелодии песен часто сопровождаются обозначением аккордов аккомпанемента буквенно-цифровым способам, или цифровкой, помогающим быстро и ориентироваться в выборе нужной гармонии. Для большего удобства построения аккордов указываются звуки, лежащие в основе аккорда; далее следует обозначение вида аккорда (трезвучие, септаккорд и т. д.).

Основной тон аккорда обозначается, как правило, заглавными латинскими буквами: А — ля, В — cи-бемоль*, С — до, D — ре (не путать с обозначением доминантовой функции), E — ми, F — фа, G — соль, Н — (в некоторых отечественных популярных изданиях приняты русские обозначения). Диез или бемоль справа от буквы указывает на то, что весь аккорд строится от этого звука (ля-бемоль, до-диез, фа-бемоль и т. п.).

Если добавочные буквенные или цифровые обозначения отсутствуют, то следует играть мажорное трезвучие. Строчная латинская буква «m» означает минорное трезвучие. Цифра 7 сверху или снизу означает доминантсептаккорд, играющийся от данного звука. Если несколько звуков мелодии (иногда даже тактов) объединены одной гармонией, одним аккордом, то его обозначение выписывается только в самом начале, при этом сам аккорд может либо тянуться, либо произвольно повторяться.

Попробуйте теперь сыграть простейшее аккордовое сопровождение к песне «Соловейка» по цифровой записи. В целях облегчения этой достаточно сложной на первых порах задачи под мелодией помещены ритмические варианты аккомпанемента, а также дана схема расположения на грифе тонов каждого обозначенного в цифровке аккорда.

На этой схеме горизонтальные линии соответствуют струнам гитары, вертикальные — ладовым перегородкам. Точками показано расположение пальцев левой руки на ладах. Аппликатура помещена слева от точек, кружком обозначен основной тон аккорда на соответствующем ладу, перечеркнутым кружком — струны, которые не должны звучать при извлечении аккорда. Римскими цифрами сверху указаны лады, снизу дано обозначение аккорда (точки в скобках — если трудно можно, обойтись без них:

Расставьте пальцы левой руки по ладам и струнам для извлечения первого аккорда Am (см. схему) и большим пальцем правой руки мягко проведите по всем струнам сверху вниз. Движение правой руки должно получиться быстрым, но спокойным и мягким, усвойте его. Аккорд должен звучать чисто и не громко. Так же подготовьте и сыграйте остальные аккорды.

Особое внимание обратите на левую руку. Поскольку приходится одновременно прижимать несколько струн, добиться чистого звучания всех звуков аккорда довольно трудно, возможно возникновение излишнего напряжения. Не допускайте утомления левой руки, отдыхайте. Каждый следующий аккорд исполняйте только после полного освобождения левой руки. Уверенно выучите все три аккорда, затем сыграйте их в обоих ритмических вариантах.

В 1-м варианте каждый звук мелодии сопровождается аккордом, во 2-м — частота аккордов соответствует ритмической пульсации четвертями, но в обоих случаях смена гармонии происходит на тех же самых звуках мелодий.

Разберите эту мелодию с точки зрения смены гармонических функций. Тональность песни — ля минор.

Первые два звука до (III ступень ля минора) гармонизируются тоническим трезвучием (Am). Звук си (II ступень) — доминантсептаккордом (E7), который разрешается в тоническое трезвучие. Звук ре входит в состав субдоминантового трезвучия (Dm) и в состав . Но в данном случае субдоминанта звучит логичнее. Опорный звук ре будет ярче охарактеризован, являясь основным тоном аккорда. Выучите этот вариант аккомпа- немента песни, одновременно пропевая мелодию. Научитесь точно, без задержек переходить с аккорда на аккорд так, чтобы исполнение аккомпанемента не нарушало течения мелодии.

Подберите недостающие аккорды к песне «Во поле береза стояла» и «Как на матушке, на Неве-реке», запишите их вместо вопросительных знаков цифровкой в тональности ля минор (отсутствие знака означает продолжение той же функции). Придумайте ритмический рисунок аккомпанементов и выучите их.

Помните, что в любом случае смена аккорда происходит на той ноте мелодии, над которой выставлено обозначение нового аккорда. Перед проигрывайте мелодию на инструменте, одновременно пропевая ее.

Проверьте себя. Последовательность аккордов в песне «Во поле береза стояла» такая: Am, Dm, Am, E7, Am, Dm, Am, E7, Am, E7, Am, E7, Am, E7, Am, E7, Am. В песне «Как на матушке, на Неве-реке»: Am, Dm, Am, E7, Am, Dm, Am, E7, Am.

Выучите еще два новых аккорда G7 и С.

В 9-м такте этой песни происходит кратковременное отклонение — смена основной тональности ля минор на до мажор. Такое отклонение в параллельную тональность (параллельными называются мажорные и минорные тональности с одинаковыми ключевыми знаками) характерно для народной песни.

В мажоре VI ступень является тоникой параллельного минора, в миноре тоника параллельного мажора — III ступень. Отклонение осуществляется либо как непосредственное сопоставление двух тональностей, либо через доминантсептаккорд новой тональности. В песне «Ехал казак» отклонение помечено скобкой. Возврат в основную тональность сопровождается появлением ее доминантсептаккорда. Внимательно вслушайтесь в смену тональностей.


* В ряде изданий звук cи-бемоль обозначается как Hb.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru