Загрузка...

Самоучитель игры на шестиструнной гитаре

Нотная запись

Освоив запись ритма, научитесь записывать ноты. Графически музыкальные звуки изображаются на нотном стане, состоящем из пяти основных линеек, к которым при необходимости сверху и снизу присоединяют добавочные. Ноты записываются на линейках и между ними: чем выше звук, тем выше располагается его изображение на нотном стане, и наоборот.

Попробуйте спуститься сверху вниз по грифу, прижимая 1-м пальцем левой руки все лады подряд на (3), извлекая звук i правой руки (первый звук — на открытой струне). Нетрудно заметить, что каждый следующий звук отстоит от предыдущего на одинаковое расстояние, а вся последовательность напоминает лестницу.

Один лад отстоит от другого на полутон — так называется кратчайшее расстояние между двумя соседними звуками.

Поднимаясь по воображаемой лестнице с открытой , через двенадцать ступенек услышим повтор исходного звука. Это расстояние от исходного звука до его повторения называется октавой. (Для тренировки постройте октаву от всех открытых струн.)

Семь из двенадцати различных звуков имеют собственные названия: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, остальные названия являются производными от них: до-диез, ре-диез, фа-диез, ля-бемоль, cи-бемоль, и т. д. (подробнее об этом см. далее).

Участок музыкального диапазона от одного звука до до следующего его повторения также называется октавой. Весь музыкальный диапазон охватывает восемь октав, гитарный диапазон составляет около пяти октав: от ми большой октавы до си второй. Гитара — инструмент транспонирующий, ноты для нее записываются на октаву выше реального звучания.

Узнать место извлечения записанных на нотном стане звуков можно только при помощи особого знака — ключа. Существует несколько ключей, в гитарной записи используют только один ключ — скрипичный. Его завиток в середине показывает местоположение на нотном стане ноты соль 1-й октавы (на правильно настроенной гитаре соответствует звучанию открытой (3)):

Последовательно записанные звуки 1-3-й октав будут выглядеть так:

Их написание надо выучить так же твердо, как таблицу умножения. Сыграйте теперь выученную ранее песню «Во саду ли, в огороде» от I лада (1), затем посмотрите на ее нотную запись и исполните ее, глядя в ноты, чередуя пальцы правой руки m и i:

Для облегчения «озвучивания» данной нотной записи предлагается следующая таблица-схема:

На ней обозначены составляющие мелодию звуки: в верхней части точками изображено место их извлечения на грифе, в нижней части каждая струна представлена в виде нотного стана. Так, первые два звука песни (фа) играются на I ладу (1), ми — на открытой (1), ре — на III ладу (2), и т. д. (продлите дальше и заполните таблицу до V лада самостоятельно по схеме).

Сыграйте по нотам русскую народную песню «Как пошли наши подружки», а затем выучите ее, чередуя пальцы правой руки.

Обратите внимание на дуги, помещенные над нотами. Это так называемые фразировочные лиги, объединяющие отдельные звуки в музыкальные фразы. Соблюдение указанной фразировки — один из существенных факторов выразительности исполнения.

Подобно ключевым, главным по смыслу словам человеческой речи, в музыке имеются смысловые опорные звуки, которые называются кульминационными. В каждой фразе есть самый выразительный, кульминационный момент; в свою очередь, одна из фраз является кульминацией более крупного построения.

Кульминация подчеркнута и более сильным звучанием, и ритмически. После кульминации следует спад напряженности, приводящий к завершению мелодии. Поэтому кульминация расположена чаще всего ближе к концу фразы или целого музыкального произведения.

В дальнейшем фразировочные лиги не всегда будут выставляться в тексте, и вашей задачей будет находить в любом произведении границы фраз и кульминационные моменты самостоятельно.

Разучите русскую народную песню «Соловейка»:

Подберите и выучите песню «Во поле береза стояла» от открытой. Запишите ее.

Используя звуки, входящие в мелодию песни, сымпровизируйте, сочините собственную мелодию и запишите ее. Предлагаем такой ритмический рисунок и возможный вариант 1-й фразы:


* Транспонирующими называются такие инструменты, реальная высота звучания которых отличается от ее нотной записи.

 

Рейтинг@Mail.ru