ГЕОГРАФИЯ

Учебник для 9 класса

       

§ 36. Население и хозяйство Поволжья

Каковы основные этапы хозяйственного освоения территории?

Из учебников истории вы знаете, что на заре становления Киевской Руси ее соседями были Хазарское и Булгарское царства. Позднее, после распада Золотой Орды, здесь находились Казанское и Астраханское ханства, с которыми вело оживленную торговлю нарождающееся Российское государство.

После присоединения этих ханств к России, в конце XVI в., на Волге возникают первые русские оборонительные пункты — сторожевые города Царицын (Волгоград), Самара, Саратов. Астрахань становится южными морскими «воротами» России. Крепостными крестьянами начинает постепенно заселяться правобережная, а затем и левобережная часть региона.

С отменой крепостного права на обширные земли Заволжья устремились десятки и сотни тысяч крестьянских переселенцев. К началу XX в. Поволжье становится крупнейшим районом производства товарного зерна и мукомольной промышленности. Происходит бурный рост волжских городов, ставших крупными перевалочными и торговыми пунктами, а сама Волга выполняет функцию «главной улицы России», по которой идут потоки разнообразных грузов: зерна, леса, нефти и т. д.

В советский период индустриализации страны Поволжье перепрофилируется из аграрного в промышленный регион. Особенно этот процесс усилился в военные годы, после эвакуации туда промышленных, в первую очередь оборонных, заводов. Крупнейшие волжские города — Куйбышев (Самара), Казань, Сталинград (Волгоград), Саратов и Ульяновск становятся важнейшими центрами оборонной промышленности страны.

С 1950-х гг. целых два десятилетия в районе быстрыми темпами развивались нефтедобыча и сопутствующие ей отрасли: нефтепереработка и нефтехимия. Был полностью зарегулирован сток Волги — построили крупнейшие по тем временам ГЭС: Волгоградскую, Саратовскую, Куйбышевскую (Самарскую), на Каме — Нижнекамскую. В дальнейшем приоритетное развитие разнообразных отраслей машиностроения будет продолжаться.

Каковы особенности состава населения?

Поволжье отмечается пестрым национальным составом населения. Здесь проживают татары, калмыки, мордва, украинцы, казахи, удмурты, немцы и другие. Русские составляют подавляющее большинство населения (около 70%) и преобладают во всех регионах, кроме Татарстана и Калмыкии. Для Поволжского района характерен большой миграционный прирост: в последнее десятилетие сюда буквально хлынули потоки переселенцев из соседнего Казахстана и стран Средней Азии.

Национальные костюмы народов Поволжья

Рис 103. Национальные костюмы народов Поволжья (татарский и калмыцкий)

Что представляет собой современное хозяйство района?

Ведущая роль принадлежит машиностроению, которое занимает первое место по объему производства. Наиболее развито транспортное машиностроение, особенно выделяется автомобилестроение.

В городе Набережные Челны (Татария) находится крупный автомобильный комплекс КамАЗ, состоящий из группы заводов и производящий грузовые автомобили. Недалеко от него, на другом берегу Камы, в городе Елабуге, выпускаются малолитражные автомобили «Ока». Тольятти (Самарская область) — крупнейший производитель легковых автомобилей в стране. Центром автомобилестроения является также Ульяновск, а в городе Энгельсе (Саратовская область) выпускают троллейбусы.

Отраслью специализации является также авиационная промышленность. В Казани, Ульяновске, Самаре и Саратове делают самолеты, а в Казани еще и вертолеты. Поволжье выделяется также производством подшипников и станков, электротехнических изделий и приборов.

Ведущим звеном топливно-энергетического комплекса Поволжья является нефтяная промышленность (главным образом в Татарии и Самарской области), а также нефтепереработка, причем используется не только собственная, но и западносибирская нефть. Электроэнергию в районе вырабатывают на трех видах электростанций: ТЭС (3/5 суммарного производства электроэнергии), ГЭС и АЭС (Балаковская).

Поволжье лидирует в России по производству пластмасс, химических волокон, синтетического каучука и покрышек, минеральных удобрений. Нижнекамский нефтехимический комбинат является крупнейшим в России производителем каучука, здесь же расположен и крупнейший в стране шинный завод.

Многоотраслевое сельское хозяйство Поволжья выделяется производством зерна, подсолнечника, горчицы, бахчевых, овощей, мяса, шерсти.

В пищевой промышленности выделяются мукомольно-крупяная (сосредоточена в крупных транспортных узлах Самаре, Саратове, Волгограде), маслобойная (Саратов и Волгоград), мясная. Основным центром рыбной промышленности является Астрахань.

Легкая промышленность представлена текстильной, кожевенно-обувной и меховой отраслями.

Какие основные факторы способствовали становлению крупнейших городов Поволжья?

Как вы уже знаете, в Поволжье — три города-миллионера: Казань, Самара и Волгоград. Давайте присмотримся получше к их экономико-географическому положению — не подскажет ли оно нам, почему именно эти города стали самыми крупными?

Казань находится на повороте Волги, которая почти здесь же принимает свой крупнейший левый приток Каму.

Основанный булгарами в 1177 г. город вначале служил пограничной крепостью, защищавшей северо-западные границы Волжско-Камской Булгарии. После разгрома Бул-гарии монголо-татарами (в XIII в.) город становится частью Золотой Орды, а после ее распада — центром Казанского ханства (XV—XVI вв.). В 1552 г. Казань берут штурмом войска Ивана Грозного, и с тех пор это один из крупнейших городов России.

В 1804 г. в Казани основывается один из первых российских университетов; здесь учились Лев Толстой и Владимир Ульянов (Ленин); из профессоров наибольшую известность получил Н. И. Лобачевский — создатель неевклидовой геометрии.

Казань

Рис. 104. Казань

В 1930—1960-х гг. в Казани строятся крупные промышленные предприятия: авиа-, вертолето- и моторостроения; меховой комбинат (самый крупный в России) и т. д. Город становится одним из крупнейших центров высшего образования (более 15 вузов). Особенность Казани как культурного центра — обслуживание» всего татарского населения России и СНГ. Издание литературы на татарском языке, радио- и телевещание, подготовка учителей языка и литературы для татарских школ — всем этим Казань обеспечивает все другие регионы России, где проживают татары.

Самара возникла в 1586 г. как сторожевая крепость в месте, где Волга делает большую дугу, максимально уходя к востоку. Поэтому уже самим географическим положением городу суждено было стать базой освоения огромных пространств Заволжья, тем более что впадающая в Волгу река Самара (по имени которой назван город) позволяет добраться по ней почти до реки Урал.

Город развивался прежде всего как центр торговли лошадьми, скотом, кожами, салом, шерстью, позже зерном (в начале XX в. это крупнейший центр мукомолья в России). Губернским центром он стал в 1851 г. В конце XIX в. через город проходят железные дороги в Сибирь и Среднюю Азию. Таким образом, Самара оказывается на пересечении главной реки России и главных железных дорог.

Самара

Рис. 105. Самара

В 1941 г. в Самару (вернее, в Куйбышев — так город назывался с 1935 по 1990 г.) эвакуировали московский авиазавод, два подшипниковых завода, многие другие предприятия из западных районов страны. Сюда переехали правительство СССР и иностранные посольства.

Сейчас Самара — один из крупнейших промышленных центров России с развитым ВПК, производством гражданских самолетов и двигателей, станков и многого другого. После начала добычи нефти в Поволжье в Самаре возникла и нефтепереработка. Широко известна продукция кондитерской фабрики «Россия» — одной из лучших в стране.

Царицын, как и Самара, возник как деревянная сторожевая крепость в 1589 г. Здесь Волга более всего приближается к Дону, и в этом месте издавна существовал волок. Царицынская крепость должна была служить для обороны волжского пути и «переволоки» от кочевников и разбойников.

В конце XIX в. начинается бурное торгово-промышленное развитие города. В 1862 г. построена самая первая на юге России железная дорога Царицын — Калач-на-Дону (почти по линии древнего волока), соединившая бассейны Волги и Дона. Позже построены дороги на Москву и на Северный Кавказ. Царицын становится центром торговли бакинской нефтью, зерном, рыбой, солью, арбузами, лесом. В 1918 г., во время Гражданской войны, Царицын оказался важнейшим звеном транспортного маршрута, снабжавшего хлебом Северного Кавказа Центральную Россию (поскольку путь через Ростов был перерезан), поэтому оборона Царицына (от донских казаков, выступавших на стороне белых) сыграла решающую роль в кампании 1918 г.

В советский период (1920 г.) Царицын становится губернским центром (в 1925 г. город переименован в Сталинград, а в 1961 г. — в Волгоград). В 1930-е гг. в нем начинается строительство новых крупных заводов, в том числе тракторного — одного из крупнейших в мире.

Тракторный завод должен был быть построен в степной зоне (где наибольшая нужда в тракторах), в районе с наилучшей транспортной доступностью (значит— на одной из магистралей, проходящих через степную зону, например на крупнейшей реке) и желательно в том месте, которое ближе всего к сырьевой базе, то есть к центру производства металла. Таким местом на Волге, максимально приближенным к Донбассу, был Сталинград. По словам Н. Н. Баранского, «так, почти математически точно, мы приходим к единственной наилучшей точке строительства завода».

Мировую известность Сталинград получил во время Великой Отечественной войны, когда победа в продолжавшейся полгода битве стала поворотной в судьбе всей войны. Для немецко-фашистских войск было необходимо захватить город на Волге, перекрыть важнейший водный путь. Сталинград стал последней точкой, куда смогли дойти фашисты в своем продвижении на восток.

Город был практически полностью разрушен, его пришлось отстраивать заново. После войны в городе продолжилось новое промышленное строительство: вводятся в строй мощная ГЭС, алюминиевый завод, нефтеперерабатывающий завод, несколько оборонных предприятий, расширяется передельный металлургический завод, строится Волго-Донской канал и т. д.

Волгоград

Рис. 106. Волгоград

Таким образом, каждая из «ключевых» точек на Волге вызвала к жизни развитие крупного города. Каждый из них стал городом-миллионером, в каждом сейчас представлены различные функции: промышленные, транспортные, торговые, административные, научные, культурные, образовательные и другие. Но история этих городов складывалась по-разному, и в результате в каждом из них образовалось свое специфическое сочетание этих функций, каждому стала свойственна разная степень их развития. «Самым промышленным», позже всех получившим административные функции, оказался Волгоград; «культурно-образовательные» функции в наибольшей степени оказались развитыми у Казани — самого старого из рассмотренных городов и давно уже выполнявшего «столичную» роль (центра ханства, затем губернии, затем одной их крупнейших республик России).

Выводы

Поволжье — густонаселенный староосвоенный район с мозаичным многонациональным населением, район мощной многоотраслевой промышленности, развитого сельского хозяйства и разветвленной транспортной системы. Основу хозяйства района составляют взаимосвязанные производства машиностроительного, топливно-энергетического, химического и агропромышленного комплексов. В Поволжье много крупных городов, возникновение и развитие которых во многом обусловлено выгодным экономико-географическим положением.

Вопросы и задания

  1. На какие особенности населения (расселение, трудовые навыки и т. д.) оказывали влияние Волга и ее притоки?
  2. Какие отрасли хозяйства Поволжья определены волжской речной артерией? А какие от нее не зависят?
  3. Под влиянием каких причин и как постепенно расширялся и менялся перечень отраслей специализации Поволжья?
  4. Поволжье — район, где остро проявляются экологические проблемы. Перечислите их. Чем объяснить их возникновение?
  5. Судьба города во многом определяется его географическим положена Изучите географическое положение описанных в данном параграфе городов Поволжья. Есть ли у них что-то общее, определившее их возникновение вдоль оси Волги?

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru