География

Учебник для 9 класса

Предыдущая страница География Следующая страница

§ 30. Санкт-Петербург — «вторая столица» России

Сохраняют ли свою актуальность старые пословицы: «Питер — голова, Москва — сердце», «Москва создана веками, Питер — миллионами»?

Несмотря на то, что в начале XVIII в. столица была перенесена в Санкт-Петербург, Москва продолжала выполнять некоторые столичные функции: в ней проходила коронация российских императоров, она оставалась главным центром внутренней торговли, в ней возник первый университет и т. д., то есть она стала вторым по значению городом империи — «второй столицей».

Примерно то же произошло и после возвращения столицы в Москву: хотя Санкт-Петербург успел побыть столицей «всего» 200 лет (а не несколько веков, как Москва), накопленный им к XX в. потенциал был, пожалуй, даже большим, чем у Москвы. По числу жителей два города были примерно одинаковыми, промышленность Санкт-Петербурга (в основном металлообрабатывающая) по техническому уровню явно превосходила «ситцевую» (в основном текстильную) московскую, а как культурный центр Санкт-Петербург к тому времени значительно обогнал Москву.

Современный Санкт-Петербург — второй по значению в России центр науки и образования (в нем более 50 вузов), по-прежнему выполняющий инновационные функции.

Почему Санкт-Петербург называют городом-музеем?

Санкт-Петербург поражает своим богатейшим культурным наследием, которое создавалось концентрацией усилий и средств огромной империи. Богатства петербургских музеев, собранные российскими императорами, особенно Эрмитажа, значительно превосходят московские, созданные энтузиастами и меценатами.

Меценат — имя римского государственного деятеля, прославившегося широким покровительством поэтам и художникам, что сделало его имя нарицательным.

Уникальными для России являются этнографические музеи Петербурга. Один из них — музей этнографии имени Петра Великого (расположенный на набережной Невы в одном здании со знаменитой кунсткамерой — собранием диковин, первым российским музеем, основанным еще Петром I). Залы музея посвящены культуре и быту народов различных стран и континентов; многие экспонаты привезены русскими путешественниками, географами и этнографами, участниками экспедиций, организованных Русским географическим обществом.

Виды дворцово-парковых ансамблей

Рис. 88. Виды дворцово-парковых ансамблей

А дворцово-парковые ансамбли окрестностей Санкт-Петербурга! Создаваемые как летние загородные резиденции императоров, они должны были, по замыслам их творцов, внушать иностранцам и россиянам должное почтение к столь богатой стране, ошеломлять посетителей своей роскошью.

Может быть, поэтому на российских туристов, знакомящихся с Версалем и другими дворцами Западной Европы, они не оказывают особого впечатления — ведь они видели дворцы Санкт-Петербурга и его пригородов. (Хотя именно с Версалем российские императоры собирались состязаться в роскоши — но российские ученики во многом превзошли своих учителей.)

На свете очень немного городов такой фантастической красоты, по-столичному торжественных, с совершенной планировкой и архитектурой. Драгоценным достоянием России является сам облик Санкт-Петербурга, его многочисленные архитектурные памятники.

В отличие от Москвы, которая росла «естественно» в течение многих веков, наращивая, как дерево, «годовые кольца», Санкт-Петербург с самого своего возникновения развивался по строгому плану. Центральная часть города, созданная в XVIII—XIX вв., поражает своей целостностью, единством облика. Планировочным центром города является Адмиралтейство, что еще раз подчеркивает замысел Петра I: главное в этом городе — его обращенность к морю. От здания Адмиралтейства лучами расходятся три главные улицы города, в том числе знаменитый Невский проспект, многократно описанный в русской литературе.

Выводы

В XIX— начале XX в. путешественники из Западной Европы часто говорили, что Санкт-Петербург — «чисто европейский» город, а культурная граница между Европой и Азией проходит где-то между Санкт-Петербургом и Москвой. Созданный «по европейским образцам», собравший цвет европейского искусства (хранящийся в его музеях, воплощенный в постройках, во всем облике города), Санкт-Петербург символизирует «европейский вектор» развития России, способствует развитию страны «по европейскому пути».

Вопросы и задания

  1. Вспомните, какие функции присущи столичному городу. Какие из них сохранил и продолжает развивать Санкт-Петербург?
  2. Утверждают, что нет такой области, где Санкт-Петербург не проявил бы себя во всем блеске. Каких вы знаете деятелей науки, культуры и искусства, творивших в этом городе?
  3. Сравните две столицы России — Москву и Санкт-Петербург по географическому положению, планировке, роли в жизни страны, характеру агломераций

Рейтинг@Mail.ru