География

Учебник для 9 класса

Предыдущая страница География Следующая страница

§ 29. Санкт-Петербург — новый «хозяйственный узел» России

Как вы думаете, Санкт-Петербург как город-лидер подавляет или стимулирует развитие других городов Северо-Запада?

Возвращение Россией ранее принадлежавших ей берегов Балтики, основание в 1703 г. Санкт-Петербурга и перенос в него российской столицы коренным образом изменили геополитическое и экономико-географическое положение Северо-Запада.

Петербург с самого своего основания был «русско-западноевропейским» городом. Это проявилось и в составе его многонационального населения, и в архитектуре, и в культурной жизни, и в попытках императорской власти внедрять западные нововведения в российскую жизнь.

Как шло формирование нового крупнейшего промышленного центра России?

Особенностью развития Северо-Запада в XVIII—XIX вв. была концентрация населения и хозяйства в Санкт-Петербурге. В отличие от Центральной России, где Москва росла в окружении множества экономических центров — будущих городов, ставших затем частью Московской агломерации, Санкт-Петербург, созданный волевым решением Петра I, развивался почти в «экономической пустыне»: его пригороды — это в основном дворцово-парковые ансамбли (Петергоф, Царское Село, Павловск и т. д.). Петербург быстро стал крупнейшим промышленным центром Российской империи. Здесь в основном развивались отрасли, работающие по государственным заказам: судостроение, производство вооружения (артиллерийские, пороховые, снарядные, оружейные заводы). С началом железнодорожного строительства развернулось также производство паровозов, вагонов, а еще позже — электротехнических изделий, автомобилей, самолетов. Для промышленности города была характерна привязка к внешним связям. Город использовал английский уголь, американский хлопок, металл из Швеции и Германии и т. д. Работая на импортном сырье, город поставлял в Россию готовую продукцию.

Как изменилась роль Санкт-Петербурга в советское время?

В советский период Санкт-Петербург, как и Москва, стал базой индустриализации всей страны, «всесоюзным конструкторским бюро», школой освоения новой техники. Заводы города принимали участие в оснащении новостроек, квалифицированные кадры рабочих и инженеров помогали осваивать новое оборудование.

Хозяйство Санкт-Петербурга

Рис. 87. Хозяйство Санкт-Петербурга

После революции 1917 г. Россия стала более «закрытой» страной, обособленной от Западной Европы. В советский период Петербург был вынужден переориентировать свои связи — с внешних на внутренние. Вместо английского угля промышленность города стала получать донецкий, а затем и печорский, вместо американского хлопка — хлопок из Средней Азии и т. д. Началось и промышленное развитие окрестностей города. В конце 1920-х гг. была построена ГЭС на реке Волхов, затем алюминиевый завод, работавший на ее базе; начата добыча бокситов, фосфоритов; построены две ГЭС на реке Свирь; позже — крупный нефтеперерабатывающий завод в городе Кириши, там же — ГРЭС и самая крупная электростанция района — Ленинградская АЭС в городе Сосновый Бор недалеко от Санкт-Петербурга.

В самом Санкт-Петербурге промышленность специализировалась на наукоемком машиностроении: судостроении, производстве турбин и генераторов для электростанций, приборов. Санкт-Петербург, наряду с Москвой, стал крупнейшим центром российской оборонной промышленности.

Какие новые хозяйственные задачи приходится решать Санкт-Петербургу после распада СССР?

После распада СССР у России остался лишь небольшой участок Балтийского побережья (правда, появилась еще часть территории бывшей Восточной Пруссии — Калининградская область, отрезанная, однако, от остальной территории России). Наша страна вынуждена платить большие деньги за транзит своих грузов через порты Эстонии и Латвии. Чтобы сократить эти затраты, необходимо построить новые порты уже на российской территории — то есть на побережье Финского залива. Но здесь нагрузка на природную среду и так уже достаточно велика, поэтому активисты «зеленых движений» — борцы за охрану природы — выступают против такого строительства.

Санкт-Петербургу приходится наряду со многими экологическими проблемами, свойственными городам-миллионерам, решать одну специфическую и уникальную — предотвращать в городе регулярные наводнения из-за нагонных западных ветров, повышающих уровень воды в Финском заливе и преграждающих путь невской воде. О наводнении 1824 г. А. С. Пушкин писал:

        Но силой ветра от залива
        Перегражденная Нева
        Обратно шла, гневна, бурлива,
        И затопляла острова...

Чтобы предотвратить наводнения, наносящие колоссальный ущерб, в 1980-х гг. началось строительство уникальной дамбы, которая должна была перекрывать Финский залив в момент начала нагона воды (наблюдения показали, что опасные ветры дуют два-три дня, и в течение этого времени Нева будет впадать в искусственное «озеро», изолированное от моря). Построить удалось только северную часть дамбы, соединяющую с материком остров Котлин (на котором стоит город Кронштадт); а строительство южной части вначале было остановлено из-за протестов «зеленых», опасавшихся, что появление дамбы приведет к усилению загрязнения залива, а затем прекратилось из-за нехватки средств.

Выводы

Созданный волей Петра I на «пустом месте» Санкт-Петербург быстро стал важнейшим хозяйственным центром огромной империи, настоящим «окном в Европу», откуда в Россию шел поток нововведений. И сейчас Санкт-Петербург (вместе с Москвой) — один из двух наиболее развитых центров России, способный помочь другим районам в их экономическом развитии.

Вопросы и задания

  1. Какие политические, военно-стратегические и хозяйственные задачи решало создание Санкт-Петербурга?
  2. Подумайте, какие факторы определили сверхконцентрацию населения и хозяйства Северо-Запада в Санкт-Петербурге.
  3. В чем проявляется, по-вашему, сходство и различие двух промышленных гигантов — Москвы и Санкт-Петербурга?
  4. Как вы думаете, существует ли разница между городом, который естественно «вызрел», «вырос» на территории, и городом, созданным «на пустом месте»? Одинаково ли они влияют на окружающее хозяйственное пространство?

Рейтинг@Mail.ru