Природа России

Учебник по географии для 8 класса

Предыдущая страница Оглавление Следующая страница

Приложение 1

Приемы работы с различными источниками географической информации и планы характеристик

Приемы работы с картой

  1. Прочитайте название карты.
  2. Определите ее масштаб.
  3. Изучите легенду и определите, что и как показано на карте.
  4. Найдите на карте заданную территорию и, используя легенду и номенклатуру, расскажите, что есть на этой территории.
  5. Если для ответа данных одной карты недостаточно, используйте другие нужные вам карты.

Приемы анализа физико-географического профиля

  1. Прочитайте название профиля, название его начального и конечного пунктов.
  2. Найдите эти пункты на карте атласа, проследите по ней, как проходит профиль.
  3. Изучите условные обозначения на профиле, чтобы уметь прочитать все, что на нем показано.
  4. Установите особенности компонентов природы, изображенных на профиле, их взаимосвязи.

План характеристики компонента природы

  1. Особенности компонента природы.
  2. Причины этих особенностей.
  3. Связь данного компонента с другими компонентами природы.
  4. Влияние данного компонента на условия жизни и хозяйственную деятельность человека.
  5. Влияние человека на данный компонент природы, меры по его рациональному использованию.

План характеристики ПТК

  1. Географическое положение, типичный внешний облик.
  2. История и результаты географического изучения и освоения территории.
  3. Геологическое строение, рельеф.
  4. Климат.
  5. Внутренние воды.
  6. Почвы.
  7. Растительный и животный мир.
  8. Природные зоны.
  9. Природные ресурсы, их использование и охрана.
  10. Экологические проблемы территории.

Схема характеристики природы региона

Какие задачи можно решать на основе анализа карт

Современная картография — это наука, охватывающая теорию, методику и технические приемы создания и использования картографических произведений (географических карт, глобусов, рельефных карт, карт Луны, планет, звездного неба и т. д.).

Картографический метод исследования — это использование карт для познания изображенных на них явлений, процессов и их динамики. Применение картографического метода исследования основано на работе с картами как пространственными моделями действительности.

Для изучения явлений по их изображениям на картах используются различные способы анализа.

Визуальный анализ карт используется наиболее часто. Основан он на том, что любая карта — это образно-знаковая модель, наглядно воспроизводящая пространственные формы, отношения и структуру территорий. Уже непосредственный взгляд на карту, например физическую карту России (см. атлас для 8 класса, выпущенный издательством «Дрофа», с. 4—б), позволяет получить общее представление о формах поверхности на территории нашей страны, их размещение относительно друг друга.

При более внимательном изучении карты можно установить преобладающие высоты территории, обнаружить особенности размещения форм поверхности и т. д. (Вспомните план анализа карты (прием чтения карты).)

Картометрические исследования заключаются в измерении и исчислении по картам количественных характеристик явлений, например определение координат, расстояний, длин, высот, площадей и др.

Определите протяженность Западно-Сибирской равнины в градусной мере и километрах по 70° в. д.

Графический анализ заключается в исследовании различных построений, выполняемых по географическим картам: профилям, разрезам, блок-диаграммам, диаграммам и т. д.

Такие построения часто применяют для наглядного представления о размещении явлений в иных плоскостях: в вертикальной плоскости с помощью профилей и разрезов; в наклонной плоскости в виде блок-диаграмм. Профили широко используют для изучения рельефа земной поверхности, геологического строения земной коры, комплексного изучения территории.

По учебнику (рис. 13) расскажите, что изображено на профиле. Подробно охарактеризуйте рельеф нашей страны.

По разрезу (рис. 84) охарактеризуйте геологическое строение Восточно-Европейской платформы.

Совместный анализ карт различной тематики широко используется для изучения взаимосвязей, например, между размещением полезных ископаемых и геологическим развитием территории; между рельефом и климатом; между рельефом, почвами и растительностью. С помощью совместного анализа карт различной тематики, сопоставления и наложения карт можно выявлять и объяснять причинно-следственные связи.

Вспомните состав приема сопоставления карт. Сопоставьте карты атласа — климатическую и карту начала ледостава на реках и режима рек (см. атлас для 9 класса, выпущенный издательством «Дрофа»). Сделайте выводы.

Географы не зря называют карту «вторым языком географии», не зря говорят: «карта раскрывает» многие явления. Умение читать и анализировать карты разного содержания избавляет от необходимости механически заучивать сведения об особенностях географического положения территории, размещении форм рельефа и полезных ископаемых, пограничных государствах и многом другом. По карте можно совершать интереснейшие путешествия. Ведь карта действительно рассказывает о многом. Надо только понимать ее язык, уметь читать ее.

Геологические карты. На этих картах способом цветового фона и буквенными обозначениями (индексами) показывают возраст магматических и осадочных пород, их состав, а с помощью геологического профиля — характер залегания. Четвертичные отложения показаны лишь там, где нижележащие, более древние породы не изучены.

Тектонические карты. Способом цветового фона и специальными знаками изображают размещение плит, платформ, геосинклинальных областей, разломов в земной коре, краевых прогибов, их возраст. На этих же картах дополнительно показано и распространение полезных ископаемых.

Климатические карты. Способами цветового фона, изолиний, буквенными и цифровыми обозначениями, а также специальными знаками показаны:

  • границы климатических поясов;
  • направление перемещения и типы воздушных масс;
  • распределение годового количества осадков по территории;
  • средние температуры воздуха в январе и июле;
  • годовые величины испарения и испаряемость;
  • высота снежного покрова и продолжительность его залегания;
  • агроклиматические ресурсы;
  • неблагоприятные явления, связанные с климатом.

Вы сможете получить из карт учебника и атласа необходимую информацию о климате любой территории России, о причинах его разнообразия.

Синоптические карты — карты погоды. Они составляются на основе наблюдений за погодой, проводимых сетью метеорологических станций, в том числе и космических, на определенный срок.

На синоптических картах показаны следующие сведения: давление воздуха, атмосферные фронты, области высокого и низкого давления и направление их движения, области с осадками и характер осадков, скорость и направление ветра, температура воздуха.

Сопоставление карт позволяет получить карту прогноза погоды.

Карты земельных ресурсов и почв. На почвенной карте показаны разные типы почв, их размещение, дана характеристика типов почв. Карта сочетается с почвенными разрезами и профилями.

Карты мелиорации. Характеризуют состояние почв и мероприятия по сохранению и восстановлению почвенных ресурсов.

Карты растительности. Отражают ее зональные типы и локальные особенности, показывают площади лесов, состав леса по породам.

Карты заповедников и природных зон. Дают представление о размещении природных зон, типичных представителях растительного и животного мира в этих зонах, а также о размещении и профиле заповедников.

Общая характеристика рельефа. Рассмотрим, как можно дать общую характеристику рельефа России, пользуясь только картами атласа. Например, по физической карте России (см. атлас для 8 класса, выпущенный издательством «Дрофа») можно получить следующие данные о формах поверхности на территории нашей страны, их размещении: «Рельеф нашей страны весьма разнообразен. Равнины, низменности, горы, плоскогорья, возвышенности — все эти формы рельефа видим на карте нашей страны. Большую часть территории России занимают равнины: в европейской части страны расположена Русская (Восточно-Европейская равнина), в азиатской — Западно-Сибирская низменность. Эти равнины разделены невысокими Уральскими горами. К югу от Русской равнины расположены Кавказские горы, где находится высшая точка России — г. Эльбрус (5642 м).

На юго-востоке от Русской равнины расположена Прикаспийская низменность. Здесь находится самая низкая точка России — на 28 м ниже уровня океана. К востоку от Западно-Сибирской равнины, за Енисеем, расположена обширная возвышенная равнина — Среднесибирское плоскогорье.

На востоке и на юге азиатской части нашей страны поднимаются горы: хребты — Верхоянский, Становой, Черского, Джугджур, Срединный (на Камчатке); нагорья — Алданское, Колымское, Чукотское, Корякское, горы Сихотэ-Алинь.

На юге Восточной Сибири расположены горы Алтай, Западный и Восточный Саян, Яблоновый хребет. Общий уклон поверхности страны направлен к северу, о чем можно судить и по направлению течения крупных рек в европейской и азиатской частях страны.

С помощью шкалы высот можно определить преобладающие высоты для каждой из форм рельефа, а также максимальные высоты, специально подписанные на карте».

Теперь рассмотрим количественные характеристики явлений, которые можно получить, используя данные разных карт. Например, характеристика субарктического климата на севере Кольского полуострова: «Территория расположена на крайнем севере Кольского полуострова. Это область субарктического климата, а точнее, морского климата тундры. Средняя температура января —8°С, июля - +8°С. Годовая амплитуда 16°С. Такие мягкие для зимы температуры объясняются влиянием на климат Баренцева моря и ветви теплового Северо-Атлантического течения. Небольшая годовая амплитуда свидетельствует о мягкости климата, отсутствии резких колебаний температуры по сезонам года. Осадков выпадает 400—500 мм/год. Основным источником осадков являются морские воздушные массы».

Рейтинг@Mail.ru