Учебник для 6 класса

География

§ 43. Человек и гидросфера

Вспомните

  • Каково значение воды для природы Земли? Что вам известно об использовании воды человеком? Из каких частей состоит гидросфера? Каким образом все части гидросферы связаны между собой?

Стихийные явления в гидросфере. Вода — не только великое благо природы. Водная стихия — причина разрушительных природных катастроф, создающих большую угрозу для человека. Из всех стихийных бедствий, случающихся на Земле, наибольший ущерб приносят наводнения.

Это затопление местности водой в результате ее подъема в море, реке или озере. Наводнения случаются на 3/4 площади суши. Вода заливает населенные пункты, сооружения, поля. Разрушаются постройки, гибнет урожай, бывают человеческие жертвы.

Наводнения на реках происходят из-за длительных дождей, быстрого таяния снега, прорывов плотин. На берегах Мирового океана они случаются, когда ветер нагоняет воду на сушу. Для защиты от них возводят специальные сооружения — дамбы (рис. 149).

В горах большие беды вызывают лавины — массы снега, низвергающиеся с крутых склонов. Для схода лавины иногда достаточно малейшего сотрясения — ружейного выстрела или даже громкого крика. Там, где лавины сходят постоянно, возводят специальные сооружения — дамбы, туннели; лавины вызывают искусственно, расстреливая снежные толщи из пушек.

Рис. 149. Дамба, защищающая Санкт-Петербург от наводнений

Рис. 150. Плотины: а — гидроэлектростанции; б — на горной реке

На гидроэлектростанциях падающая вода с большой скоростью вращает лопасти машин, вырабатывающих электрический ток.

Опасными для человека могут быть и подземные воды. В карстовых районах случаются разрушения и даже провалы жилых зданий в карстовые воронки и пустоты.

Как человек использует гидросферу. Реки и озера издавна используются людьми для снабжения водой, орошения, рыболовства. Многие из них — важные транспортные пути. Воздвигая плотины на реках, человек научился создавать искусственные водоемы — водохранилища (рис. 150). В период половодий они накапливают воду, которая затем постепенно расходуется для бесперебойного обеспечения хозяйства и населения. В плотинах водохранилищ часто создают гидроэлектростанции.

На реке Волге возведено 7 плотин, и она превратилась в цепочку водохранилищ (найдите и покажите их на физической карте России).

Рис. 151. Рост мирового водопотребления в XX в.

Рис. 152. Затраты воды в быту

Помимо рек и озер человеком широко используются подземные воды. В некоторых странах с засушливым климатом они единственный источник снабжения водой. Из минеральных подземных вод извлекают ценные химические вещества (соли, йод). Некоторые минеральные воды применяются в лечебных целях.

Очень выгодно использовать в хозяйстве тепло подземных вод. С его помощью производят электроэнергию, отапливают дома.

Как человек воздействует на гидросферу. Для жизни и деятельности человека требуется все больше пресной воды (рис. 151). Во многих районах уже ощущается ее недостаток. Половина всей используемой людьми воды расходуется на орошение полей. Еще около 1/ части потребляет промышленность. На третьем месте — городское хозяйство и бытовые нужды человека (рис. 152).

Чрезмерное употребление воды приводит к обмелению рек и озер (рис. 153).

Рис. 153. Изменение площади Аральского моря

Уровень воды в Аральском море за последние 50 лет понизился на 15 м. С усыханием озера повышается его соленость, поэтому вымирают ценные виды рыб. Причина катастрофы в уменьшении полноводности Амударьи и Сыр-дарьи, впадающих в Арал. Воды этих рек разбираются на орошение и почти не доходят до озера.

Однако нехватка воды — не самая страшная беда. Главная опасность для людей таится в загрязнении гидросферы. Огромное количество воды после использования человеком превращается в грязные сточные воды. Люди тысячелетиями сбрасывали их в реки, озера и моря (рис. 154).

До начала XX века это не вызывало беспокойства. Солнце, воздух, растворенный в воде кислород, микроорганизмы обеспечивали самоочищение водоемов. Однако те времена, когда загрязнений было мало и гидросфера с ними справлялась, закончились навсегда (рис. 155).

Рис. 154. Главные источники загрязнения гидросферы

Рис. 155. Загрязнение рек и Мирового океана

Рассмотрите рисунки 154 и 155 и расскажите, какие источники помимо промышленности загрязняют гидросферу. В каких районах Земли гидросфера наиболее загрязнена?

Сейчас ученые заняты проблемой очищения воды от загрязнения. Основной способ защиты — это строительство специальных сооружений для очистки грязных сточных вод.

Вопросы и задания

  1. Какие неблагоприятные природные явления связаны с гидросферой? Какие из них есть в вашей местности?
  2. Как человек использует гидросферу?
  3. Какое влияние человек оказывает на гидросферу?

Итоговые вопросы и задания

  1. Что такое гидросфера? Какие ее составные части можно увидеть на физической карте? Какими условными знаками они обозначены? Какие части гидросферы не показаны на карте?
  2. В чем состоит особая роль круговорота воды для природы?
  3. Какие явления, подтверждающие круговорот воды, вы наблюдаете в природе?
  4. Используя карту мира, опишите географическое положение Средиземного моря, заполнив пропуски в предложениях:

    Относится к ... океану. Располагается в ... части ... океана. Соединяется с ... океаном через ... пролив. Имеет приблизительную длину ... км и ширину... км (определите с помощью масштаба). Северной, западной и восточной частями омывает материк ..., а южной — материк .... Имеет крупные острова: ..., ..., ........

  5. Используя рисунки 121 и 122, проследите, как изменяется температура и соленость поверхностных океанических вод вдоль меридиана 180°. Результаты оформите в тетради в виде таблицы.

    Таблица 7

    Проследите, как изменяются температура и соленость поверхностных вод в зависимости от географической широты. Сделайте выводы из установленных фактов.

  6. Какие основные виды движений воды в океанах существуют? Какова главная причина этих движений в приповерхностных слоях вод?
  7. Назовите главную реку вашей местности и найдите ее на карте. Охарактеризуйте эту реку.

    План характеристики

    1. Где начинается.
    2. Куда впадает.
    3. К бассейну какой реки (озера, моря) относится.
    4. По какой местности течет (по равнине, горам).
    5. Какие имеет притоки.
    6. Какие имеет источники питания и особенности режима.
    7. Как используется в хозяйстве.
    8. Какие опасные явления наблюдаются.
    9. Как можно охранять реку от загрязнения.
  1. Проведите классификацию озер по происхождению котловины, наличию стока, солености. Результаты оформите в виде таблицы.

    Таблица 8

  2. Что такое подземные воды? Какое значение они имеют в жизни людей?
  3. Может ли хозяйственная деятельность человека способствовать таянию ледников и многолетней мерзлоты? Приведите примеры таких видов хозяйственной деятельности.
  4. Какие меры вы можете предложить для сокращения потребления водных ресурсов человеком?
  5. Чистая ли вода в водоемах вашей местности? Как эти водоемы охраняются от загрязнения?

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru