Учебник для 6 класса

География
Землеведение

§ 32. Человек и атмосфера

Вспомните

    Какое значение имеет атмосфера для нашей планеты? Какие опасные явления природы, связанные с атмосферой, вы знаете?

Как атмосфера влияет на человека. Воздух — важнейшее условие жизни человека. Но для существования и хозяйственной деятельности людей не менее важно состояние атмосферы (температура, ветер, количество осадков) и разнообразные явления, происходящие в ней. Они влияют на расселение людей по планете. Основная часть населения Земли проживает там, где климат наиболее благоприятен (рис. 111).

Рис. 111. Размещение населения мира

По рисунку найдите наиболее и наименее заселенные районы Земли. С помощью рисунка 109 определите различия в их климатических условиях.

Многие атмосферные явления — засухи, ураганы, грозы, гололед, град, ливневые дожди — наносят большой ущерб человеку и его хозяйству.

Засуха возникает при длительном недостатке атмосферных осадков и высокой температуре воздуха. При засухе сильно уменьшаются запасы влаги в почве и может погибнуть урожай. Засушливые районы составляют более 1/4 земной суши (рис. 112).

Засуха всегда была опаснейшим атмосферным явлением. Гибель урожая приводит к бедности, массовому голоду и смерти десятков и сотен тысяч людей и животных. Особенно сильно от засух страдают бедные страны Африки, в которых из-за них в середине 1980-х годов погибло около 3 млн человек.

Рис. 112. Засушливые зоны мира, находящиеся под угрозой опустынивания

Найдите на рисунке районы мира, подверженные засухам. На каких материках их больше всего?

Ураганы — мощные атмосферные вихри, внутри которых из-за больших перепадов давления скорость доходит до 110 м/с. Это самые опасные и разрушительные атмосферные явления. По числу человеческих жертв им принадлежит первое место. Ураганный ветер сметает строения, разрушает дороги, обрывает линии связи. Круговое вращение и подъем воздуха вверх в вихрях приводит к образованию мощных облаков. Обильные осадки вызывают наводнения. Обнаруживают ураганы и следят за их перемещением с помощью искусственных спутников Земли. Чаще всего ураганы зарождаются над океанами на широтах от 10 до 20° обоих полушарий и с большой скоростью перемещаются на побережья материков. Больше всего ураганов рождается в Тихом и Атлантическом океанах.

Рис. 113. Основные источники загрязнения атмосферы

Из-за большой разрушительной силы тропических ураганов очень важно предупреждать людей об их приближении. Обнаруживают вихри в океанах и следят за их перемещением с помощью искуственных спутников Земли. Ежегодно возникает около 120 тропических ураганов, которые в Азии и на островах Тихого океана называют тайфунами. Им присваивают собственные имена — женские или мужские.

Гроза — одно из наиболее частых и распространенных атмосферных явлений, при котором возникают молнии и гром. Молнии — это сильные электрические разряды между облаками или между облаком и земной поверхностью. Молнии нагревают окружающий воздух, он мгновенно расширяется, и происходит взрыв — гром. Во время грозы нельзя находиться под одиноко стоящими деревьями, на возвышенных местах, под линиями электропередач. От молний каждый год погибает несколько тысяч человек. Грозы нарушают радиосвязь, являются причиной гибели самолетов.

Ежедневно на Земле случается около 44 тыс. гроз. На острове Ява {Большие Зондские острова) они происходят в течение 223 дней в году. Однако наблюдения со спутников позволили установить, что самое грозовое место на земном шаре находится в Тихом океане вблизи Японских островов.

Гололед — ледяная корка на земле, деревьях, строениях и других предметах, которая образуется зимой во время оттепелей после сильных морозов. Из-за гололеда происходит обледенение дорог, аэродромов и линий электропередач, случаются автомобильные катастрофы и многочисленные травмы пешеходов.

Как человек воздействует на атмосферу. Для нормальной жизни людей и всех живых организмов воздух должен быть чистым. Однако в результате хозяйственной деятельности человека происходит загрязнение атмосферы твердыми частицами, газообразными и жидкими веществами (рис. 113). Среди этих веществ большое количество ядовитых. Наиболее загрязнен воздух в городах, где сосредоточено много промышленных предприятий и транспорта.

За день человек съедает в среднем 1 кг 300 г пищи, выпивает 2 л воды, вдыхает 9 кг воздуха. Легкие поглощают вместе с воздухом все загрязняющие его вещества. Здоровье людей в некоторых районах мира оказалось под угрозой. Ядовитые выбросы поражают также растительность и животных, попадают с дождями в водоемы и почвы.

Рис. 114. Парниковый эффект

Углекислый газ — один из главных "утеплителей" поверхности Земли. Он обладает способностью, как пленка парника, не пропускать тепло от земной поверхности. Поэтому говорят, что углекислый газ создает парниковый эффект.

Деятельность человека изменяет и состав воздуха. Это происходит из-за того, что при сжигании топлива расходуется кислород и выделяется углекислый газ. Кислорода расходуется больше, чем его выделяют растения.

Легковой автомобиль на каждые 100 км пути расходует столько же кислорода, сколько нужно одному человеку для жизни в течение целого года. Реактивный самолет при восьмичасовом полете потребляет такое же количество кислорода, которое производят за то же время 250—500 км2 лесов.

Многие ученые полагают, что из-за накопления углекислого газа средняя температура воздуха у земной поверхности за последние 100 лет повысилась на 0,6°С (рис. 114). При дальнейшем возрастании температуры начнут таять ледники, повысится уровень Мирового океана, покроются водой огромные площади прибрежной суши.

Главный путь в борьбе с загрязнением атмосферы — уменьшение разных выбросов. Для этого нужно, чтобы все предприятия имели специальные уловители вредных газов и пыли. Один известный исследователь сказал: «Одно из двух: или люди сделают так, что воздух станет менее загрязненным, или его загрязнение сделает так, что на Земле станет меньше людей».

Вопросы и задания

  1. Как влияет климат на расселение людей по планете?
  2. Какие неблагоприятные атмосферные явления случаются в вашей местности? Как население пытается уменьшить их последствия?
  3. Какие меры по охране атмосферы принимаются на предприятиях в вашей местности?
  4. Как под влиянием хозяйственной деятельности людей изменяется климат Земли?

Итоговые вопросы и задания

  1. Пользуясь рисунком 82 и текстом учебника, дайте характеристику основных слоев атмосферы и укажите различия между ними.
  2. Почему без атмосферы наша планета была бы безжизненна?
  3. Используя данные дневника наблюдения за погодой, вычислите средние месячные температуры воздуха в вашей местности. Полученные данные оформите в виде таблицы. После заполнения таблицы вычислите среднюю годовую температуру воздуха.

    Таблица 5

  4. Используя данные таблицы «Средние месячные температуры воздуха в нашей местности», постройте в тетради график «Годовой ход температуры воздуха в нашей местности».

    Пользуясь графиком, расскажите об изменениях температуры воздуха в вашей местности в течение года и объясните основные причины этих изменений.

  5. С какой целью вычисляют среднюю годовую температуру воздуха? Как она зависит от географической широты?
  6. Почему, чем дальше от экватора расположены горы, тем меньше высота образования их ледников?
  7. Какие по форме облака вы видели в небе? Используя наблюдения и рисунок 92, изобразите в тетради схему распространения облаков на разных высотах.
  8. Используя рисунок 94, расскажите об условиях образования облаков, из которых выпадают интенсивные осадки.
  9. От каких причин зависит атмосферное давление?
  10. Почему образуются ветры? По каким показателям муссоны отличаются от бризов?
  11. Ветры каких направлений преобладают в вашей местности? Как влияют они на погоду зимой и летом?
  12. Что называется погодой? О каких показателях состояния атмосферы сообщают в прогнозах погоды, передаваемых по радио и телевидению?
  13. Опишите погоду сегодняшего дня. Как проявляется взаимосвязь между элементами погоды?
  14. Пользуясь дневником наблюдения за погодой, опишите ее изменения за последнюю неделю.
  15. Что такое климат? Чем он отличается от погоды? Какие показатели используют для описания климата?
  16. В каком климатическом поясе находится ваша местность? Используя рисунок 109 и свои наблюдения, охарактеризуйте основные климатические показатели своей местности.
  17. Почему атмосфера нуждается в охране? Узнайте, какие меры принимаются в вашей местности для охраны воздуха от загрязнения.

 


 

Рейтинг@Mail.ru