География
5 класс

22. Ориентирование на местности

Что значит ориентироваться? Изучение географии на местности — увлекательное, интересное и полезное занятие. Для проведения работ на местности необходимо многое уметь. Например, хорошо ориентироваться и измерять расстояние, проводить съёмку местности. Умение ориентироваться на местности играет важную роль в жизни человека. Известны случаи, когда из-за потери ориентировки погибали целые экспедиции. И наоборот, умение это не раз помогало людям в трудную минуту.

Ориентирование — это определение своего местоположения относительно сторон горизонта, а также направления пути. Ориентироваться можно по звёздам, Солнцу, местным признакам.

Неизменный помощник в работе на местности — компас. Он служит для ориентирования относительно сторон горизонта.

Чтобы не заблудиться в незнакомой местности (например, во время лыжной прогулки, в походе и т. д.), необходимо сначала определить по компасу, в каком направлении вы собираетесь двигаться. Только в этом случае вы будете знать, в какую сторону возвращаться. Если вы собрались пойти на северо-восток, то возвращаться назад нужно будет на юго-запад.

Для правильного определения сторон горизонта компас нужно повернуть так, чтобы синий конец его стрелки совместился с буквой «С» (север). Если встать к северу лицом, то позади будет юг, направо — восток, налево — запад. Это основные стороны горизонта. Существуют ещё и промежуточные: северо-восток, юго-восток, северо-запад, юго-запад.

С помощью компаса можно легко определить направления и на местные объекты, которые могут послужить надёжным ориентиром в пути. Для этого определяют азимуты этих объектов.

Определение азимута по компасу. Любая окружность содержит 360°. Окружность циферблата компаса также может быть поделена на 360°.

С помощью компаса можно измерить угол, образуемый в данной точке или на карте направлением на север и на какой-либо объект. Такой угол называют азимутом. От направления на север азимуты отсчитывают по ходу часовой стрелки.

Если предмет находится точно на севере, то азимут 0°, если на востоке — 90°, на юге — 180°, на западе — 270°.

1. Устройство компаса. 2. Компас поможет правильно сориентировать план местности. 3—4. Определение азимута с помощью компаса.

Предположим, нужно пройти 200 м от какого-нибудь конкретного дерева по азимуту 45°. Для этого необходимо сориентировать компас по сторонам горизонта, найти на его циферблате число 45 и положить на стекло компаса тонкую палочку так, чтобы она соединяла центр стрелки компаса с числом 45. Палочка покажет направление по азимуту 45°. Теперь пройдите в этом направлении 200 м, и задание будет выполнено.

Движение по азимуту. Предположим, что во время игры по спортивному ориентированию вы получили задание пройти от растущего на поляне дуба 400 шагов по азимуту 60°, а затем 600 шагов по азимуту 180° и 200 шагов по азимуту 120° и у края поляны получить приз.

Порядок движения по азимуту такой: встать в точке, откуда начинается движение. Отпустить стрелку компаса и подвести нулевое деление компаса под северный конец стрелки, то есть сориентировать компас. Положить на стекло компаса тоненькую палочку таким образом, чтобы она соединила центр стрелки с числом, показывающим величину азимута, по которому вам надо пройти первое расстояние (в нашем случае — 60°).

Если на вашем пути есть какой-нибудь видимый местный объект, например холм, можно обойтись без компаса и двигаться в направлении этого холма, отсчитывая нужное количество шагов. Если такого объекта нет или вы идёте по лесу, то всегда держите перед собой компас так, чтобы нулевое деление его совпадало с северным концом, и старайтесь следовать по азимуту. Пройдя положенное расстояние (в нашем примере 400 шагов), определяют новый азимут и продолжают движение.

Вопросы и задания

  1. Определите, в каком направлении двигалась группа туристов, если Полярную звезду они видели справа от себя.
  2. Нарисуйте в тетради схему, иллюстрирующую основные и промежуточные стороны горизонта.
  3. Глядя на рисунки 3—4 на с. 83, определите, под каким азимутом находятся указанные объекты.
  4. Ученик из пункта А до пункта Б прошёл 100 м по азимуту 360° (условно изобразите в тетради это расстояние в 10 см). От пункта Б до пункта В он прошёл ещё такое же расстояние по азимуту 90°. От пункта В такое же расстояние он прошёл по азимуту 180°. Начертите путь ученика в тетради и определите, какое расстояние и по какому азимуту ему осталось пройти до пункта А.
  5. Как ориентироваться в лесу, если нет компаса?
  6. Какой предмет в русских сказках заменял героям и карту, и компас?
  7. В каком направлении вы пойдёте по азимуту 180°?
  8. Направлению на запад соответствует азимут в ... градусов.
  9. Азимут 45° — это движение:
    1. на восток;
    2. юг;
    3. северо-восток;
    4. юго-восток.

EOD; } ?>

Рейтинг@Mail.ru