Учебник для 11 класса

       

География

§ 4. Где проходит граница города?

Юридическая и фактическая граница города. Каждый город имеет юридическую (административную) границу, или городскую черту, в пределах которой проживает собственно городское население, выплачивающее налоги в бюджет города. По мере роста числа жителей застройка городского типа выходит за пределы юридической границы сначала вдоль главных радиальных дорог, а потом начинает заполнять промежутки между ними, поглощая города-спутники и близлежащие села.

Фактическая граница города совпадает с границей его агломерации. Городская агломерация (от лат. agglomerare — присоединять, сосредоточивать) — скопление близко расположенных населённых пунктов, имеющих сплошную общую транспортную инфраструктуру и тесные производственные связи.

При этом юридические границы каждого из поселений существуют только на бумаге, а реальная граница агломерации определяется по конечным пунктам маятниковых миграций. Юридическая граница города очень часто изменяется вслед за фактической.

Несоответствие между юридической и фактической границами осложняет управление городским хозяйством. Городская администрация вынуждена обеспечивать продовольствием, транспортом, услугами не только жителей города в его административных границах (т. е. реальных налогоплательщиков, за счёт которых формируется городской бюджет), но и так называемых маятниковых мигрантов — людей, проживающих в пригородах, но ежедневно приезжающих на работу в город. Решение этой проблемы может быть найдено путём совместного участия в городских расходах жителей города и пригородов или расширения административной границы города.

Таблица 3. Численность населения в пределах городской черты (2010 г.)

Таблица 4. Численность населения в пределах агломерации (2010 г.)

Наиболее часто подобные проблемы возникают в столицах, как правило, крупнейших городах стран (рис. 10). В большинстве стран мира решение этих проблем найдено в выделении специального столичного округа (например, во Франции это Иль-де-Франс, включающий Париж и пригороды, в Бразилии — Бразилиа, в США — Федеральный округ Колумбия, включающий Вашингтон). Именно поэтому данные о численности населения городов могут различаться в зависимости от того, в каких границах они приводятся.

Рис. 10. Расширение юридической границы Москвы

Дискуссия. Приведите аргументы «за» и «против» слияния Москвы и Московской области в единый столичный округ.

Агломерационная экономия. Рост и развитие современных городов связаны прежде всего с экономическими выгодами, в первую очередь с агломерационной экономией. Концентрация производителей и потребителей на ограниченной территории сама по себе становится источником дополнительных доходов. Снижение издержек производства на выпуск единицы продукции происходит из-за создания производств оптимальных размеров и сокращения транспортных расходов (близость покупателей и продавцов, создание общей инфраструктуры) (рис. 11).

Однако экономический выигрыш от роста площади и численности населения города увеличивается лишь до тех пор, пока возрастающие транспортные расходы на перевозку товаров, сырья и пассажиров будут выгодны при данных издержках производства.

Очевидны и проблемы, связанные с ростом городов, в первую очередь транспортная. Более высокие доходы горожан поощряют всеобщую автомобилизацию, при этом фактическая скорость движения по улицам в час пик редко превышает 10—20 км/ч; резко увеличивается время, затрачиваемое на поездки. Маятниковые миграции требуют значительных вложений в транспортную инфраструктуру — строительство новых магистралей, в т. ч. в исторической части города, транспортных развязок, линий скоростного транспорта. Все это сопровождается обострением экологической ситуации — загрязнением воздуха, почв, сокращением островков живой природы.

Развитие крупных городов требует больших объёмов водоснабжения, территорий для строительства канализационных коллекторов, свалок.

Рис. 11. Сравнительная эффективность хозяйственной деятельности при росте численности населения города:

  1. все виды деятельности;
  2. скоростной транспорт;
  3. общественный транспорт;
  4. личный транспорт;
  5. электроэнергия.

В городах какого размера вы бы предпочли жить? Почему?

Таблица 5. Площадь городской застройки и численность населения крупнейших мегалополисов мира, начало XXI в.

Рис. 12. Разрастание агломерации Сан-Паулу (Бразилия) — крупнейшей в Южной Америке. Космический снимок

Дискуссия. Приведите аргументы «за» и «против» жизни в крупном (малом) городе.

Субурбанизация. Обострение экологических проблем крупных городских агломераций, с одной стороны, рост благосостояния и развитие личного транспорта, современных средств связи — с другой, ведут к оттоку населения в пригородные зоны. Этот процесс называется субурбанизацией. Субурбанизации способствуют более низкие цены на земельные участки вне городов, перемещение в загородные промышленные парки наукоемких отраслей, для которых значимость агломерационного эффекта невелика.

Рис. 13. Земля из космоса.

На карте, созданной учеными NASA на основе данных, полученных с военных спутников, показана поверхность Земли, сфотографированная ночью из космоса. На карте четко видны скопления городских поселений — агломерации и мегалополисы. Самые яркие участки Земли — наиболее урбанизированные и индустриально развитые регионы.

Карьера

Реклама

Профессиональные обязанности: организация работы по рекламе товаров и услуг для их продвижения на рынки сбыта. Задачи: оптимальная доставка информации до потребителей о преимуществах, качествах товаров или услуг в целях расширения рынков сбыта и увеличения объёмов продаж.

Специалист по рекламе должен уметь разработать план рекламной кампании: сформировать рекламную стратегию, отобрать формы и методы рекламы в средствах массовой информации, их цветовое, текстовое и музыкальное оформление; определить оптимальное сочетание рекламы в газетах, журналах, на телевидении. Для составления корректных рекламных лозунгов, описаний товара и прочих информационных материалов менеджер по рекламе должен не только уметь составлять красивые тексты, грамотно описывать конкурентные преимущества продаваемого продукта (рис. 14-16), но и правильно размещать свою рекламу (например, рекламный щит с информацией о новом магазине для новосёлов, установленный на тихих улицах исторического центра, никогда не привлечёт покупателей в ваш магазин).

Рис. 14. Эффективная реклама — залог успеха в бизнесе

Сотрудник, получивший заказ от компании по продаже недвижимости в пригородах, должен рассказать не только о географическом местоположении строящегося объекта, но и дать характеристику окружающей инфраструктуры. То есть желание покупателя приобрести коттедж именно в предлагаемом месте зависит от того, насколько полно будут раскрыты именно географические преимущества объекта (удалённость или близость к городу, расположение соседних промышленных предприятий, степень развития транспортной инфраструктуры, экологическая обстановка).

Рис. 15. Реклама недвижимости в экологически чистых районах

Рис. 16. Реклама нового жилого дома в Москве

Какие географические знания использованы в рекламе недвижимости?

Рис. 17. Коттеджный поселок в Подмосковье

Рис. 18. Пригород г. Цинциннати (США)

Мегалополисы — скопления агломераций. При «срастании» агломераций образуются мегалополисы — огромные по плошади и экономическому потенциалу зоны сплошной городской застройки. Мегалополис — это название реально существовавшего в Древней Греции города — центра союза аркадских городов, возникшего в 370 г. до н. э. в результате слияния более чем 35 поселений.

Крупнейшие современные мегалополисы: Токайдо на западе («лицевой» стороне) Японии с крупнейшими агломерациями Токио, Нагой, Киото, Осаки, Кобе; Северо-Восточный мегалополис США Босваш, состоящий почти из 40 агломераций и протянувшийся на тысячу километров от Бостона до Вашингтона; мегалополис Чипиттс, примыкающий с юга к Великим озёрам и тянущийся от Чикаго до Питсбурга. В Европе выделяется Английский (агломерации Лондона, Манчестера, Бирмингема, Ливерпуля) и Рейнский (города ФРГ, Нидерландов, Бельгии в нижнем и среднем течении Рейна) мегалополисы. Активно разрастаются мегалополисы в Китае, Бразилии (Сан-Паулу — Рио-де-Жанейро), Индонезии (Джакарта — Бандунг).

Задание 2. Крупнейшие городские агломерации мира.

Задание 3. В каких типах стран и регионах отмечен максимальный рост крупнейших городских агломераций в 1950—2005 гг.?

Рейтинг@Mail.ru