Учебник для 11 класса

       

География

§ 3. Чем различаются районирование и административно-территориальное деление?

Территория каждой страны для эффективного управления имеет иерархически соподчиненную систему административно-территориального деления (АТД), при которой каждая единица более низкого ранга входит в состав территории более крупного ранга. Такая система позволяет правительству руководить всей страной через местные органы управления.

Задание 1. Чем отличается районирование от административно-территориального деления?

Административно-территориальное деление является утверждённым законом членением территории, системой пространственной организации государства, по форме схожей с районированием. Однако, в отличие от районирования, АТД представляет собой иерархически соподчинённую систему. Например, единицы первого порядка в США — 50 штатов и столичный федеральный округ Колумбия. Это равноправные субъекты федерации, каждый штат имеет свою конституцию, законодательную, исполнительную и судебную власти. Штаты делятся на округа, всего в США 3141 округ.

В России единицы первого порядка — области, республики, края, они делятся на районы, которые, в свою очередь, делятся на городские (сельские) органы местного самоуправления (округа, префектуры, муниципалитеты).

Франция делится на 26 регионов, в том числе 21 на Европейском континенте, 1 (Корсика) — на острове Корсика, 4 — на заморских территориях. Регионы не обладают юридической автономией, но могут устанавливать свои налоги и вести бюджет. Регионы делятся на 100 департаментов, которые, в свою очередь, подразделяются на 342 округа.

Существующее административно-территориальное деление отражает определенные этапы исторического развития.

Существует несколько вариантов проведения административных границ. Они могут проводиться по границам ареалов расселения этнических групп, по природным рубежам или геометрическим линиям. Федеративное государственное устройство в многонациональных государствах, как правило, основывается на этническом принципе. Например, в Индии этот принцип отражён даже в названиях штатов — Западная Бенгалия (проживают преимущественно бенгальцы), Тамилнад (тамилы) и т. д. В европейских странах современные административные границы наследуют старые границы периода феодальной раздробленности.

Как правило, рано или поздно наступает момент, когда сетка АТД начинает затруднять эффективное управление страной и возникает необходимость реформы АТД, т. е. пересмотра существующих границ. Зачастую основанием для пересмотра сетки АТД становится угроза территориальной целостности страны; в этом случае ареалы расселения этносов, стремящихся к обособлению, разделяются новыми административными границами. Таким образом, «бунтовщики» рассеиваются между разными единицами АТД.

Оптимальным числом административно-территориальных единиц в государстве считается интервал 10—50; более дробное деление вызывает проблемы, связанные с неэффективным управлением.

При подготовке к проведению реформы административно-территориального деления обязательно привлекаются географы. Составление новой сетки АТД требует соблюдения определённых правил, которые позволяют избежать лишних финансовых затрат на содержание управленческого аппарата или на устранение вероятной политической и социальной напряжённости.

Новые административно-территориальные единицы должны удовлетворять определённым требованиям:

  1. быть достаточно крупными, чтобы местные административные службы не поглощали слишком много бюджетных средств;
  2. иметь определённое внутреннее единство, чтобы отражать интересы своих жителей и участвовать в политической жизни страны;
  3. по возможности тесно следовать прежней сетке АТД для сохранения уже сложившихся общественных связей,
  4. должны создаваться с учётом развивающихся экономических центров.

Реформа государственного управления и административно-территориального деления России

В 2000 г. для целей эффективного государственного управления РФ была поделена на семь федеральных округов. Это Центральный (Москва), Северо-Западный (Санкт-Петербург), Южный (Ростов-на-Дону), Приволжский (Нижний Новгород), Уральский (Екатеринбург), Сибирский (Новосибирск), Дальневосточный (Хабаровск) федеральные округа. В 2010 г. был образован Северо-Кавказский федеральный округ (Пятигорск), выделенный из состава Южного федерального округа. В каждом из них находится аппарат полномочного представителя Президента РФ.

Рис. 234. Федеральные округа РФ, 2010 г.

При делении территории на административно-территориальные единицы (в отличие от социально-экономического районирования) границы имеют принципиальное значение и самостоятельную ценность. Их нарушение приводит к территориальным конфликтам и войнам. «Качество» административно-территориального деления тем выше, чем меньше социально-экономических различий существует между единицами АТД, в то время как районирование нацелено на выявление максимально различающихся между собой территориальных единиц (рис. 235).

Рис. 235. Административно-территориальное деление ФРГ: 16 земель — административно-территориальные единицы «первого порядка», 429 округов (313 сельских и 116 городских) — административно-территориальные единицы «второго порядка»

Основные идеи темы

  • Районирование — важнейший метод пространственного анализа в экономической географии, позволяющий выявить территориальные различия.
  • Два вида районирования — узловое и однородное — различаются принципами, последовательностью проведения и результатами.
  • Однородное районирование может проводиться «снизу» (выбор показателей — выделение — разграничение и осмысление районов) или «сверху» (наличие районов признаётся априори — выбор признаков, отражающих их дальнейшее деление).
  • Однородное районирование бывает однопризнаковым и многопризнаковым.
  • Узловое (или функциональное) районирование предполагает выделение районов в зависимости от интенсивности хозяйственных связей внутри них.
  • К важнейшим принципам районирования относится непрерывность, требование о распространении системы районов на объекты одинаковой природы, районирование должно служить конкретной цели, которая и определяет набор признаков районирования.
  • Границы между районами проводятся исследователями в зависимости от целей районирования.
  • Оптимальные границы между рыночными центрами устанавливаются при помощи гравитационной модели.
  • Административно-территориальное деление государства — процедура, по форме схожая с районированием, но отличающаяся от него по целям, роли границ и «качеству».
  • Реформа АТД периодически проводится в любом государстве и должна обеспечивать эффективное управление.

Повторение и обобщение знаний по теме

  1. Дайте определения понятий «район», «районирование».
  2. Какие этапы различают в процедуре районирования?
  3. Какие виды районирования вы знаете? В чём различия между «районированием сверху» и «районированием снизу»?
  4. Какие виды однородного районирования вы знаете, чем они различаются?
  5. В чём различия между однородным и узловым (функциональным) районированием?
  6. Какие принципы районирования вы знаете?
  7. Какова методика установления границы между узловыми районами?
  8. В чём различие между районированием и административно-территориальным делением?
  9. Каковы основные правила при проведении реформы АТД?
  10. Каковы особенности административно-территориального устройства в нашей стране?

Рейтинг@Mail.ru