Учебник для 11 класса

       

ГЕОГРАФИЯ

§ 2. Какие факторы учитываются в моделях размещения промышленности?

Конкретное размещение предприятия зависит от множества факторов: природных, производственных и социальных. К последним относятся трудовые навыки, культурные и хозяйственные обычаи населения.

Первые модели в размещении промышленности. Работы над общей теорией размещения промышленности и над разработкой моделей, позволяющих учесть все эти факторы (или их большую часть), начались в конце XVIII в.

Первые модели размещения были созданы экономистами рикарди-анской школы (Смит, Рикардо). Они считали размещение промышленности результатом пространственного распределения излишков сельскохозяйственной продукции, необходимых как продовольствие для рабочих и сырьё для производства.

Немецкий инженер-экономист В. Лаунгард в статье «Практика эффективного размещения предприятий» (1892 г.) предложил модель «локационного треугольника» с вершинами: «источники сырья», «рабочая сила», «рынок сбыта». Точка, где транспортные издержки на единицу производимой продукции были минимальными, считалась оптимальным местом размещения.

Экономист Лориа (1898 г.) важнейшим фактором размещения промышленности считал наличие рабочей силы. Он полагал, что трудоёмкие отрасли промышленности должны быть приурочены к сельскохозяйственным районам с высокой плотностью населения, которое, в свою очередь, должно быть достаточно бедным и нуждаться в дополнительном доходе.

Гравитационная модель Шеффле. А. Э. Шеффле — немецкий экономист — утверждал, что промышленность развивается преимущественно в больших городах или поблизости от них. Большие города притягивают к себе промышленные предприятия, причем сила их притяжения обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними.

Локализация промышленности тем сильнее, чем больше городское население, чем меньше расстояние до рынков сбыта и чем теснее расположены крупные города. Существующие отклонения от модельного размещения приписывались сосредоточению промышленных предприятий около источников сырья и топлива.

Так или иначе, но рассмотренные выше закономерности выполнялись лишь для конкретных отраслей. На повестке дня стояло создание глобальной модели размещения промышленности. Её автором стал немецкий экономист А. Вебер, издавший в 1909 г. книгу «Теория размещения промышленности». Он первым ввёл в научный оборот понятие «фактор размещения», понимаемое как экономическая выгода для хозяйственной деятельности, появляющаяся в зависимости от места.

Модель Вебера (модель минимальных издержек). Как и во всех идеальных географических моделях, Вебер размещает отрасли промышленности в идеальных условиях изолированного государства, где природные ресурсы, необходимые для производства, располагаются по концентрическим зонам вокруг известных рыночных центров.

Отрасли промышленности в модели Вебера различаются в зависимости от используемых природных ресурсов, которые подразделяются на локализованные (ископаемые топливо, руды) и повсеместно распространённые (вода, песок).

Очевидно, что при выборе местоположения локализованные ресурсы имеют наибольшее значение, а для добывающих отраслей — решающее. Экономическая выгодность расположения отдельных предприятий зависит от соотношения спроса и предложения на производимую продукцию.

Рис. 142. А. Вебер (1868-1958) - автор классической теории размещения промышленности

Где же будет располагаться завод — ближе к источникам сырья или к рынку сбыта? Конкретный пункт его размещения рассчитывается при помощи нахождения точки минимальных перемещений (иначе — минимальных транспортных издержек), которая обеспечивает оптимальное перемещение сырья на завод и готовой продукции на рынок (рис. 143). Её расположение относительно источника сырья и рынка сбыта Вебер предложил определять при помощи материального индекса.

Рис. 143. Размещение промышленности в зависимости от веса сырья и готовой продукции: А — если сырьё тяжелее конечных продуктов, то экономия на транспортных издержках достигается за счёт размещения ближе к источникам сырья; Б — если конечная продукция тяжелее сырья, то размещение предприятия тяготеет к рынку

Если К больше 1, то точка минимальных перемещений находится ближе к источнику материалов, если К меньше 1, то ближе к рынку сбыта.

Предприниматель будет строить заводы в местах с минимальным уровнем транспортных издержек и стоимости рабочей силы.

Для некоторых отраслей экономия на издержках возрастает за счёт компактного размещения (например, в промышленном парке), которое позволяет пропорционально сообща оплачивать коммунальные услуги и пользоваться научно-техническими разработками.

Рассмотрим подробнее функциональные зависимости каждого из факторов производства.

Транспортные издержки зависят от веса перевозимых материалов и дальности перевозок. Этот показатель, измеряемый тонно-километрами, является одним из важнейших для оценки эффективности работы транспорта.

Влияние стоимости рабочей силы выявляется через рабочий коэффициент, рассчитываемый как отношение издержек на рабочую силу к суммарному весу расходных материалов и готовой продукции. В тех случаях, где коэффициент высок, промышленные предприятия мигрируют отточки минимальных перемещений, поскольку экономия издержек на рабочую силу компенсирует более высокие транспортные издержки.

Рис. 144. Песчаный карьер в Истринском районе Московской области (повсеместно распространённые материалы)

Агломерационная экономия (экономия от укрупнения) позволяет добиться значительного роста прибылей. Сосредоточение индустриальных объектов может быть обусловлено комплексной разработкой локализованных природных ресурсов или размещением предприятий в крупных транспортных узлах. Этот фактор может побудить предпринимателей отказаться от мест, где транспортные издержки и стоимость рабочей силы минимальны. Пределом безграничного увеличения прибылей от агломерации служит рост цен на земельные участки, который, наоборот, стимулирует рассредоточение промышленных предприятий.

Рис. 145. Добыча липарита на о. Липари в Италии (локализованные материалы)

В зависимости от взаимного сочетания главных показателей (объёма и стоимости перевозок, значения рабочего коэффициента и экономии от агломерации) Вебер выделил три группы отраслей промышленности, каждая из которых имеет свои принципы размещения.

  1. Отрасли, ориентированные на переработку повсеместных материалов, располагаются, как правило, около рынков сбыта. Если разместить эти предприятия около источников сырья, возникнут непроизводительные затраты на перевозку громоздкой продукции (рис. 144).
  2. Отрасли, ориентированные на источники сырья, так как в их производстве используются материалы, потеря веса которых при переработке максимальна (рис. 145).
  3. Отрасли, предприятия которых размещены в промежуточных пунктах, если используются материалы с одинаковой потерей веса при переработке.

Модель Тинбергена. Каково будет оптимальное (т. е. с минимальными производственными и транспортными издержками) размещение промышленных центров в стране с замкнутой экономикой, где сельскохозяйственное производство и население распределены равномерно?

Сравнение транспортных издержек показало, что снабжение продовольствием одного центра, где сосредоточены все промышленные предприятия, обходится намного дороже, чем нескольких разбросанных центров с тем же объёмом спроса. Таким образом, при высоких издержках на транспортировку наиболее оптимальной будет децентрализация промышленного производства по многим мелким центрам.

Сосредоточение промышленности в небольшом числе крупных центров будет оптимальным вариантом размещения лишь при высоких транспортных издержках на перевозку продукции специализированных отраслей.

Нобелевский лауреат по экономике Ян Тинберген

Ян Тинберген — нобелевский лауреат в области экономики (1969 г.), награждён «за развитие и применение динамических моделей к анализу экономических процессов».

В 1922—1926 гг. учился на физическом факультете Лейденского университета, в 1929 г. получил докторскую степень по физике за диссертацию «Проблемы минимума в физике и экономике», в 1929—1945 гг. работал в Центральном бюро статистики при правительстве Нидерландов, с 1933 по 1972 г. был профессором в Нидерландской школе экономики в Роттердаме. В 1945—1955 гг. — директор Центрального бюро планирования Нидерландов, с 1966 г. — председатель Комитета планирования развития ООН.

Рис. 146. Ян Тинберген (1903-1994)

В 1970-е гг. работал над поиском путей решения глобальных мировых проблем и стратегии развития.

Ввёл в научный оборот термин «страны третьего мира», одним из первых стал применять математический аппарат к исследованию экономических процессов и создавать модели, описывающие их протекание (количественные модели планирования в области оптимального размещения капиталовложений и производства по регионам в масштабе страны).

Рис. 147. Пекарня — семейный бизнес, обеспечивающий горожан свежей продукцией, а членов семьи владельца — постоянной работой (Принцевы острова, Турция)

Размещение промышленности и иерархия населённых пунктов. Размещение локализованных и повсеместно распространённых отраслей промышленности (строительство, пищевая промышленность) «привязано» к городам разного уровня иерархии (рис. 148). Таким образом, существует зависимость между людностью городов, структурой и масштабами производств.

Рис. 148. Размещение промышленности и социально-экономические издержки. Линии равных транспортных издержек свидетельствуют о том, что снабжение продовольствием одного центра (А), где сосредоточены промышленные предприятия, может обойтись дороже, чем снабжение нескольких разбросанных центров с тем же суммарным объёмом спроса (Б). Это правило распространяется и на социальные издержки, в частности затраты по перевозке маятниковых мигрантов и на строительство жилья в крупных центрах иммиграции

Рис. 149. Электронная промышленность в Силиконовой долине (США)

Рис. 150. Шоколадная фабрика Cailler (г. Брок, Швейцария)

Локализованные отрасли имеют большие масштабы, сложное и специализированное производство. Они развиваются преимущественно в регионах с большим количеством городов, что минимизирует объёмы перевозок (рис. 149). Предприятия расположены в городах таких размеров, людность и ёмкость рынка сбыта которых достаточно велики для развития этих отраслей.

Рис. 151. Страны, откуда поступает сырьё на шоколадную фабрику Cailler (г. Брок, Швейцария)

Повсеместно распространённые отрасли с небольшими масштабами производства более тесно связаны с потребительским рынком, чем с другими отраслями промышленности. Исключением является, пожалуй, только пищевая промышленность, связанная с поставщиками сельскохозяйственной продукции и с заводами, выпускающими тару (рис. 150, 151). Концентрация предприятий повсеместных производств в отдельных, но близко расположенных населённых пунктах обеспечивает экономию только при наличии тесных производственных связей.

Небольшие по численности жителей населённые пункты имеют, как правило, ограниченный набор повсеместных отраслей: в их окрестностях размещаются рудники, шахты, карьеры, а в самих городах — ремонтные мастерские, предприятия пищевой промышленности и производство стройматериалов (рис. 147).

По мере увеличения размеров населённых пунктов значение добывающей промышленности в них падает, а обрабатывающей промышленности — растёт. Доля населения, занятого в обрабатывающей промышленности, значительно выше в городах средних размеров, чем в крупных городах, где важнейшее значение приобретает сфера услуг — образование, банковская деятельность, управление, связь.

Модель Вернона (модель жизненного цикла продукта, 1966 г.). Модель рассматривает четыре этапа «жизни» продукта — от разработки до моральной «старости» (рис. 152). На каждом из этапов (разработка, рост спроса, «зрелость», «старость») производство меняет своё географическое положение. Разработка продукта ведётся в экономических центрах стран, где имеется высококвалифицированная, но малочисленная рабочая сила. По мере роста производства и стандартизации технологического процесса растущее производство требует притока рабочей силы. На этапе «зрелости» продукта производство сдвигается к периферийным районам с более дешёвой рабочей силой. «Старость» продукта наступает, когда происходит снижение продаж из-за конкуренции лучшей и более дешёвой продукции. Производство перемещается в менее развитые страны или прекращается.

Модель Хамфри (модель многозаводской фирмы, 1988 г.). В последние десятилетия факторы размещения промышленности, рассмотренные выше, практически потеряли своё значение. Ныне решения о размещении предприятий принимают крупнейшие ТНК, и производственные цепочки рассредоточиваются по территории одной или нескольких стран. Выбор местоположения стал носить всё более глобальный и стратегический характер.

Рис. 152. Модель жизненного цикла продукта Вернона (1966 г.). На каждом из этапов (разработка, рост спроса, «зрелость», «старость») геофафическое положение производства меняется — от центральных к периферийным районам страны, затем перемешается в менее развитые страны с дешёвой рабочей силой

Так, штаб-квартиры компаний, в которых топ-менеджеры принимают стратегические решения о развитии производства, располагаются в «мировых (глобальных)» городах. Научно-исследовательские центры, в которых разрабатываются новые продукты, размещаются в промышленных парках и технополисах. Важнейшим фактором размещения становится наличие высококвалифицированных кадров. Заводы, на которых производится конечная продукция, размещаются в периферийных районах с дешёвой рабочей силой и удобным географическим положением или в других странах.

Торговые войны и размещение промышленности: автомобилестроение США и Японии

Многие страны мира защищают своих национальных производителей от иностранных конкурентов. Самый простой способ защиты — это высокие пошлины на импортируемую продукцию, что приводит к росту цены и лишает импортную продукцию конкурентных преимуществ.

Рост ввоза дешёвых, экономичных японских машин в США затронул интересы американских производителей — Ford Motor и General Motors, продажи и прибыль которых стали снижаться. Чтобы поддержать своих производителей, США повысили ввозные пошлины на японские машины. В ответ японские компании стали перемещать своё производство непосредственно в США — строить сборочные заводы и разрабатывать марки специально для американского рынка.

Автомобили, произведённые на 5 заводах компании — в Сан-Антонио (Техас), Джорджтауне (Кентукки), Натсвилле (Алабама), Принстоне (Индиана), Баффало (Западная Виргиния) и на совместных предприятиях с General Motors, обеспечивают почти 16% автомобильного рынка в США. Строятся ещё 2 завода в штате Миссисипи. Заводы работают по схеме «точно в срок», это позволяет избежать затоваривания складских помещений и сокращать издержки производства.

Тойота активно расширяет строительство сборочных предприятий в Европе: в Великобритании, Франции, Польше, Чехии; достигнуто соглашение о строительстве завода около Санкт-Петербурга. Таким образом, фирма успешно обеспечила доступ своим товарам на рынок других стран.

Рис. 153. Штаб-квартира фирмы «Тойота» в г. Тойота-сити в Японии

Рис. 154. Завод японской фирмы «Тойота» в штате Кентукки (США)

Задание 16. Где расположены штаб-квартиры крупнейших автомобильных компаний мира?

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru