Учебник для 11 класса

       

География

§ 2. Существует ли оптимальная территориальная структура экономики?

Оптимальным считается такое размещение различных видов человеческой деятельности, при котором агрессивные участки (промышленные зоны, центры торговли и службы сервиса) отделяются от природных заповедников переходными территориями — парками, сельскохозяйственными землями.

Концепция поляризованного ландшафта Б. Родомана. Большой город и дикая природа — противоположные виды окружающей среды, в равной степени необходимые людям. Если их разместить на воображаемых противоположных концах биосферы (рис. 66), то между ними должны располагаться переходные функциональные зоны или промежуточные — по плотности населения и по степени изменения природной среды: природные заповедники, загородные парки для отдыха и туризма, агропромышленные зоны, селитебная, городская зона (с предприятиями торговли, услуг, культуры и отдыха).

Рис. 66. Функциональные зоны поляризованного ландшафта (по. Б. Б. Родоману)

Поляризация ландшафта — это не только модель или проект, это объективный процесс, идущий независимо от нашего желания. Экология требует, чтобы естественные леса и луга занимали от четверти до одной трети площади суши, пронизывая и охватывая все регионы. При этом для создания благоприятного поляризованного ландшафта не надо переселять людей, сносить дома и огораживать зоны колючей проволокой. Надо лишь изучить реальные желания, выбрать из них экологически приемлемые и стимулировать их законами, налогами, рекламой. Нарушение природоохранных правил для самих нарушителей должно стать разорительным, тогда заданный ландшафт вырастет сам собой (рис. 68).

Рис. 67. Ландшафтный парк на северо-западе Москвы в районе Митино — любимое место отдыха жителей

Города и посёлки, разрастаясь лучами вдоль дорог, разбивают территорию на участки, слишком тесные для всех функциональных зон поляризованного ландшафта и естественного обитания популяций животных. Для сохранения этих зон их необходимо соединить «зелёными коридорами» в единый массив, охватывающий всю сушу. В поляризованном ландшафте должны работать две основные транспортные системы: 1) дороги для перевозки людей и грузов с общественными центрами в узлах и 2) пути диких животных, сходящиеся к заповедникам. На этот каркас наращиваются функциональные зоны, в них выстраивается третья сеть — для отдыха и туризма. Из городов по осям «зелёных клиньев», начинающихся в городских парках, протянутся туристские дороги, оборудованные согласно требованиям ландшафтной архитектуры. Они, огибая заповедники, должны связать все население между собой и с местами загородного отдыха. Пользуясь рекреационной сетью, туристы смогут увидеть местные красоты природы, памятники культуры в центрах городов, минуя стандартную современную застройку и агропромышленную зону, по парковой тропе пройдя из города в окрестные леса.

Рис. 68. Экологическая поляризация территории: а) объективный процесс; б) желательное направление реконструкции; в) мысленные преобразования модели, иллюстрирующие развитие идеи (по Б. Б. Родоману). 1 — центры поселения и транспортные узлы; 2 — прочая селитебная территория; 3 — сельскохозяйственные земли; 4 — эксплуатируемый природный ландшафт; 5 — неэксплуатируемый ландшафт; пути сообщения:
А — созданные людьми. В — природные. I. В эпоху очагового земледелия вокруг отдельного поселения простиралось целое море почти девственной природы. II. На маленькой планете величиной с астериод можно разместить город и природный ландшафт как полосы в центрах разных полушарий. III. Если городские кварталы и загородные ландшафты взаимно вклиниваются, то увеличивается соприкосновение жилой застройки с природой, городские клинья вытянутся вдоль дорог. IV. Сегодня растущие города сливаются и превращают природный ландшафт в жалкие островки. V. Нужно сделать заповедными уцелевшие природные ландшафты и соединить их коридорами парков. VI. Так в принципе должны пересекаться две транспортные сети — человеческая и природная

В таком поляризованном ландшафте будут существовать три обособленных сетевых пространства, связанных общими узлами: мир экономики, дикая и полудикая природа, пространство для рекреации.

В идеале «зелёные коридоры» и транспорт для людей должны пересекаться на разных уровнях. Новые парки должны создаваться не только за счёт заповедной природы, но и на рекультивируемых землях — пустырях, свалках, карьерах.

Вводя в модель рельеф и речную сеть, дополняя идеальную схему новыми деталями, её можно приспособить к любой местности.

Природа в поляризованном ландшафте равноправна с городом, только так она может быть сохранена в условиях индустриального общества.

Рейтинг@Mail.ru