Учебник для 10 класса

География

       

§ 4. Как религии влияют на культуру и хозяйство регионов мира?

Религия — это феномен культуры, она нацелена на поиск смысла и цели существования, определяет шкалу человеческих ценностей. Велика роль религии в искусстве, архитектуре, распространении письменности и книгопечатании.

География религий мира. Религия является важнейшим элементом дифференциации человеческих культур. На разных этапах истории, в различных странах и регионах позиции и влияние религии на жизнь общества и хозяйственную деятельность значительно различаются.

Святые места

    Для каждой религии важны особые территории — святые места. Они связаны или с территориями, где религия зародилась, или со священными ландшафтами, или с местами, где жили (или живут) святые люди.

    Иерусалим является священным городом для христиан, мусульман и иудеев. Этот город привлекает паломников и туристов со всего мира.

    Для православных России святыми местами считаются монастыри.

    В исламе считается, что каждый мусульманин хотя бы раз в жизни должен совершить хадж (паломничество) в священные города Мекку и Медину в Саудовской Аравии. Ежегодно эти города посещают около 2 млн человек.

    В буддизме также имеются свои религиозные святыни, притягивающие верующих. Это места, связанные с основными этапами жизни Будды — рождением, жизнью, просветлением. Паломническими центрами являются также монастыри в Индии, Непале, Тибете и других странах.

    Святые места в индуизме расположены в Индии, Непале, Тибете. Они, как правило, связаны с жизнью духовных учителей, с местами их захоронения (храмы и храмовые комплексы, ашрамы, монастыри). Священным городом индуистов считается Варанаси. Кроме того, в Индии особое значение имеют священные горы (Аруначала на юге Индии, Кайлаш в Тибете), а также реки (Ганг, Ямуна и др.), озёра и колодцы.

Рис. 171. Воскресная проповедь Папы Римского в Ватикане. Для католиков особое значение имеет Ватикан, где расположена резиденция Папы Римского

Религии и верования распространены в чётко локализованных географических ареалах и оказывают специфическое влияние на социальную, политическую и хозяйственную жизнь людей, на психологию, нравственное и правовое сознание и поведение. Особенно велико влияние религии на особенности использования ресурсов и на восприимчивость к внедрению инноваций.

Религиозные причины породили большинство крупных политических конфликтов в истории человечества, причём территориально они приурочивались к границам районов с различными верованиями.

Существующие на сегодняшний день религии мира делятся на две большие группы — монотеистические, для которых характерна вера в одно главное божество, и политеистические, которые имеют обширный пантеон богов.

Рис. 172. Очаги происхождения религий и основные направления их распространения

Карьера. Туризм

    С ростом доходов населения растёт и значение туризма — важнейшей отрасли сферы услуг. Всё больше людей отправляются в путешествия, всё больше людей профессионально связывают свою жизнь с туризмом.

    Для специалистов туристической отрасли важно не только овладеть навыками практической организации поездок (логистика туров, выделение целевых сегментов рынка, создание и продвижение туристического продукта, знание туристских формальностей), но и знания географии как таковой — особенностей климата, населения и культуры стран мира.

    Важное место среди туристических поездок (отдых на море, отдых в горах, ознакомление с культурой прошлого) занимает религиозный туризм — паломничество к святым местам (паломники участвуют в религиозных культах) и экскурсии с посещением монастырей, храмов.

    Поэтому для тех, кто хочет работать в туристическом бизнесе, важно знание географии культуры народов мира, религиозных центров и святых мест.

    Чтобы стать специалистом в области туризма, надо получить образование по специальности «Гостиничный бизнес и туризм».

Рис. 173. Туристическая выставка в Москве — одно из главных событий нового сезона туриндустрии

Рис. 174. Информационный центр для туристов на Елисейских Полях в Париже (Франция). Здесь можно получить бесплатные карты, путеводители, узнать необходимую информацию

Географически религии подразделяются на местные традиционные верования, которых придерживаются разрозненные изолированные племена; национальные, как правило, распространённые в пределах государственных границ или ареалов проживания этносов, и мировые, преодолевшие национальные рамки и ставшие общей религией многих этносов и государств (рис. 172).

Таблица 17. Основные религии мира и число их последователей на начало XXI в. млн чел.

Местные традиционные верования. Они возникли на самой заре человечества и в условиях географической изоляции обшин. Объекты их поклонения разнообразны: анимизм — вера в душу, её бессмертие и существование духов; культ предков — вера в существование людей после физической смерти и их влияние на ныне живущих; тотемизм — вера в происхождение всех членов данного племени от растения или животного, которые считаются священными; фетишизм — вера в неодушевлённые предметы и их сверхъестественную силу (рис. 175); шаманизм — вера в способность людей-шаманов общаться с духами. Многие из этих верований, возникнув на заре первобытного строя, сохраняются и ныне в изолированных и труднодоступных районах Юго-Восточной Азии, Латинской Америки, в арктических широтах Северной Америки и Евразии. К началу XXI в. общая численность последователей традиционных верований составляла около 200 млн человек.

Рис. 175. Дух перевала уважают как местные жите ли, так и туристы (Алтай, Россия)

Эволюция ранних религиозных верований происходила вслед за эволюцией общества. Объединение разрозненных племён в единое государство сопровождалось возникновением культа вождя-человека, который в раннеклассовом обществе трансформировался в образ абстрактного человека-бога.

Ко II тыс. до н. э. относится возникновение религий, сохранившихся до наших дней.

Зороастризм (парсизм). Это одна из древнейших религий, зародившаяся в Средней Азии в I тыс. до н. э. Её возникновение связывают с именем пророка Зороастра. В основе учения лежит вера в два божественных начала — доброго бога Ахурамазда и злого — Андромахью. Богослужение включает обряды жрецов со священным огнём в металлической чаше (отсюда ещё одно название зороастрийиев — огнепоклонники). Страх перед осквернением и необходимость очищения породили множество запретов: ограничения в совместных трапезах и купании, в приёме пищи из рук чужаков, в контакте с мусором и нечистотами. Численность зороастрийиев не превышает 200 тыс. человек.

Национальные религии. Иудаизм считается одним из самых ранних верований, сохранившихся до наших дней. Он возник на территории современного Израиля сначала как политеистическая религия, впоследствии перешедшая к монотеизму. Для иудаизма, помимо веры в единого бога, характерны вера в бессмертие души, посмертное воздаяние, в рай, ад и богоизбранность иудеев. Это последнее обстоятельство, а также тот факт, что иудеем может считаться только рождённый от матери-еврейки, препятствовали превращению иудаизма в мировую религию. Иудаизм в ортодоксальной форме является господствующей религией государства Израиль; его исповедуют ашкенази (евреи — выходцы из Западной, Северной и Восточной Европы) и сефарды (евреи — выходцы из Северной Африки, с Ближнего Востока, Балканского и Пиренейского полуостровов), а также евреи, проживающие на всех других континентах. К началу XXI в. в мире насчитывалось около 14 млн последователей иудаизма, причём около половины из них проживает в Америке.

Рис. 176. Тора и Талмуд (Музей сефардов в Толедо, Испания). Священными книгами иудеев являются Танах (ветхозаветная часть Библии) и Талмуд (основа практики и богословия, идеологические, правовые и фольклорные толкования библейских текстов)

В иудаизме большое место занимают молитвы, посты, обряд обрезания, многочисленные праздники (Пасха, Судный день, Новый год, Суббота и др.). Раввины фактически являются законоучителями, судьями в иуда-истских общинах, а не жрецами культа (рис. 176). Некоторые последователи иудаизма не признают Талмуд. Таковыми являются, например, караимы — потомки мигрировавших в Крым из Хазарии в XI в. детей отцов-евреев и матерей-неевреек, которые, согласно догмам иудаизма, не являются «настоящими» евреями. Самаритяне, в основном проживающие в районе Самария (Израиль) и в Иордании, признают только некоторые части Ветхого Завета (Тору и Небим).

Индуизм. Во второй половине I тыс. до н. э. развился из брахманизма. Его исповедует значительная часть населения Индии, Непала, Шри-Ланки и Бангладеш. Большие общины индуистов проживают в Индонезии, Гайане, Суринаме, Малайзии, Сингапуре, ЮАР, на Маврикии.

Распространению индуизма за пределы полуострова Индостан препятствовало два основных фактора: географический (Гималаи) и консервативные догмы самой религии, и в первую очередь её основа — кастовая система.

Кастовая система Индии

    Французский географ, профессор Пьер Гуру, известный своими описаниями тропических стран, рассказывает в книге «Азия» о кастовом разделении труда в одной из индийских деревень между Гангом и Джаммой. Описание относится к первой половине XX в.

    «Все крестьяне принадлежат к четырём главным кастам — брахманы, кшатрии, вайши и шудры. Касты связаны между собой экономическими узами таким образом, что деревня представляет собой замкнутый организм, сам удовлетворяющий все свои потребности. Услуги и предметы потребления распределяются без посредства денежного обращения, путём обмена, основанного на традиционных обязанностях каждой касты. Размер оплаты за услуги определён обычаем. Каждый житель села занимает своё экономическое и общественное положение, определённое фактом его рождения в той или иной касте.

    К касте брахманов относится 43 семьи. Две из них являются бхатами, т. е. бардами и генеалогами, которые читают поэмы во время свадебных обрядов. Три семьи священников делят между собой сельских прихожан. Остальные брахманы занимаются земледелием. Им принадлежит руководящая роль в общине. Учителями в школе по традиции могут быть только брахманы.

    Представителей касты кшатриев в деревне мало — только одна семья писцов (каясты) и две семьи ювелиров (сунары). Вайшей в деревне вообще нет. Наибольшая часть селян принадлежит к касте шудров. Они подразделяются на мали (цветоводы, которые по мере надобности поставляют цветы, гирлянды и листья хны для окраски ступней ног и ногтей), качхи (искусные садоводы), лодха (выращивающие рис), наи (парикмахеры), кахар (водоносы, мужчины поставляют воду для орошения полей, а женщины — для снабжения деревни), гадария (скотоводы), бхарбхунджа (поджариватели зерен нута), дарзи (портные, шитьём занимаются мужчины), кумбар (горшечники), ахаджан (торговцы).

    С представителями касты отверженных, или неприкасаемых, односельчане не имеют никакого общения. Одна семья дхоби (прачек) стирает бельё для всей деревни: один раз в две недели для самых богатых семей, один раз в месяц — для семей среднего достатка, один раз в два месяца — бельё бедняков.

    Данук — изготовители циновок (всего 7 семей), однако этим они занимаются мало, а разводят свиней и занимаются земледелием, основная обязанность женщин-данук — акушерство.

    Чамары выделывают и дубят кожи. Самыми неприкасаемыми из всех неприкасаемых являются бханги, подметальщики.

Рис. 177. Факир. К касте неприкасаемых относятся нищенствующие факиры, которым брахманы разрешают покурить свою трубку по праздникам, манихары (продавцы браслетов из стекла), дхуна, занимающиеся чесанием хлопка, и каста таваиф (танцовщицы и певицы)

В индуизме нет единой догматики, обрядности, организованной церкви. В него входят элементы брахманизма, ведических и местных религий, первобытных верований: почитание воды («священные воды» реки Ганг), животных («священные коровы»), культ предков.

Последователи индуизма признают священными книгами Веды, следуют учению о сансаре — странствиях души, перевоплощающейся после смерти В различные живые существа по закону кармы, т. е. в зависимости от содеянного. Индуизм утверждает неравенство людей перед богами и божественность кастового деления. Люди обязаны выполнять установленный для каждой касты порядок жизни, выбирать профессию и круг общения (рис. 177).

Кастовая система трансформируется очень медленно. Закон об отмене кастовой системы, вышедший после получения независимости Индией, мало что изменил в жизни индуистского общества. Правительство Раджива Ганди в конце 80-х гг. XX в. ввело резервирование 30% мест в государственном аппарате и в высших учебных заведениях для представителей касты неприкасаемых, что вызвало протесты практически всех слоев индуистского общества — как представителей высших каст, так и самих неприкасаемых.

Пантеон индуистских богов велик. Главным Богом в индуизме является Триединый Бог (Тримурти), обладающий свойствами созидания (Брахма), сохранения (Вишну), разрушения и созидания (шестирукий Шива). В их честь сооружено множество храмов.

Джайнизм возник как «оппозиция» кастовой системе в VI в. до н. э., он провозгласил главным принципом веры неубиение живых существ.

В XV—XVI вв. на стыке культурного влияния ислама и индуизма на территории современного штата Пенджаб (Индия) зародился сикхизм, отвергший кастовую систему и вобравший в себя элементы ислама и индуизма. Догмы индуизма косвенно способствов&ти проникновению ислама в пределы Индостана. Представителей касты кшатриев (воины) в западных районах было мало, а другие касты воинским делом заниматься не имели права, поэтому мусульманские завоеватели достойного отпора здесь не получили. Чтобы выделить себя среди индуистов и мусульман, сикхи носят «пять К»: кеш (длинные волосы), качха (короткие трусы), канха (гребень), кара (стальной браслет), кирпан (кинжал). Красочные тюрбаны и бороды сикхов хорошо заметны в уличной толпе. Численность сикхов — около 15 млн человек, это третья по величине конфессиональная общность Индии (после индуистов и мусульман). С середины 60-х гг. XX в. сикхи борются за создание независимого государства Халистан. Сикхи имеют влиятельные общины во многих странах Азии и Африки, где контролируют пошивочный бизнес и торговлю.

Религии Восточной Азии: конфуцианство, даосизм и синтоизм. На территории современного Китая возникли философские системы — конфуцианство и даосизм. Со временем эти системы приобрели статус религий. Они не имели строгой церковной иерархии, не обязывали верующих мыслить и поступать определённым образом. В отличие от христианства и ислама, конфуцианство, даосизм и синтоизм никогда не насаждались мечом и огнём, не прибегали к миссионерству.

Конфуцианство. Конфуций — государственный деятель Древнего Китая (V—VI вв. до н. э.), его последователи написали трактат «Лунь — Юй» («Беседы и суждения») — главный литературный источник конфуцианства. Строго говоря, конфуцианство не является религией, так как в нём никогда не было института церкви, жречества, мистических элементов. Идеи Конфуция — это идеи земного человека, а не бога. Человек должен соблюдать нормы общественного поведения, традиционные обряды. Другими этическими нормами конфуцианства являются обязательное нравственное самосовершенствование и соблюдение правил этикета — поступать согласно своему общественному положению, безоговорочно подчиняться вышестоящему начальству. Власть правителей считается дарованной небом, и потому священной, а разделение людей на «высших» и «низших» — справедливым законом. Конфуцианская мораль проповедует пять основных добродетелей: человечность, справедливость, самосовершенствование, благородство и верность.

Со II в. н. э. до Синьхайской революции 1911 — 1913 гг. конфуцианство было официальной государственной идеологией Китая, авторитетной этической системой, которая определяла особенности мышления и характера миллионов людей. В наше время конфуцианству следует около 300 млн человек в Китае, на Корейском полуострове, в Японии, в странах с многочисленной китайской диаспорой (Сингапур, Малайзия, Индонезия и др.).

Конфуцианские ценности, включённые в сферу хозяйственной деятельности и воспитание, в значительной степени способствовали экономическим успехам на территориях, где исповедуется эта религия.

Даосизм — одна из религий Китая, идейным истоком которой было философское учение Лао-Цзы, который жил примерно в одно время с Конфуцием. В отличие от конфуцианства, даосизм сконцентрирован на конкретном человеке. Согласно этому учению люди должны следовать естественному ходу событий и не пытаться его изменить. Идеалом этой религиозно-философской школы является жизнь, не нарушающая гармонии окружающего мира, достижение единства с природой и обретение бессмертия. Центральное место занимают гадания и обряды, изгоняющие злых духов. Высшими божествами признаются Шан-ди (Яшмовый владыка — Бог неба и Отец императоров), Лао-цзы и творец мира Пань-гу (рис. 179).

Даосизм оказал сильное влияние на культуру, способствовал развитию химии, традиционной медицины, основанной на принципе гармонии человеческого тела (иглотерапии, физиотерапии, фармакологии). Тесно связано с даосизмом учение о противоположных началах — инь и янь. Инь — женское начало, слабость, пассивность, север, чётные числа, янь — мужское начало, сила, активность, юг, нечётные числа. Их единство создает совершенное целое. Древние книги сохранили рецепты лекарств, описание свойств металлов и минералов. Около 30 млн жителей Китая, Сингапура и других стран, где проживают китайцы, считают себя приверженцами даосизма.

Рис. 178. Синтоистский храм в Японии

Рис. 179. Храм в Китае

Синтоизм — философско-религиозная система — сформировался в Японии, основан на культе божеств природы и предков (рис. 178). Главным божеством является богиня солнца Аматерасу — прародительница всех японских императоров. Боги и духи населяют и одухотворяют всю природу, способны воплотиться в любой предмет, который и становится объектом поклонения. Религиозной целью считается достижение спасения в этом, а не в потустороннем мире путём духовного слияния с божеством с помощью молитв и обрядов. Для синтоизма характерны пышные праздники со священными танцами и процессиями. Синтоизм частично совпадает и мирно сосуществует с буддизмом. Японцы, например, являются приверженцами как синтоизма, так и буддизма. Почти в течение столетия (с середины XIX в.) синтоизм был государственной религией Японии.

Конфуцианство, даосизм и синтоизм не стали мировыми религиями и не распространились за пределы районов формирования.

Йезиды (езиды). В основе вероучения, которое последователи стараются хранить в тайне, лежит вера в единого Бога Езда. При этом последователи признают Богом и Иисуса Христа, почитают мусульманского пророка Мухаммеда и иудаистского Авраама. Признают священными книгами Библию и Коран, у них распространено христианское крещение и обрезание мальчиков, как у мусульман и иудаистов. Иезидами являются курды, проживающие в Турции, Иране, Ираке, Сирии, Армении.

Мировые религии. Такие религии, как буддизм, ислам и христианство, более терпимые к человеческим слабостям своих последователей, распространились на огромных территориях и превратились в мировые.

Буддизм — самая древняя мировая религия. Появился в VI в. до н. э. как оппозиция кастовому строю, закрепленному брахманизмом: достоинства человека и его социальный статус зависят не от его происхождения, а от поведения. Все люди, вне зависимости от сословных и этнических различий, могут воспринять учение Будды и найти путь к спасению. Согласно буддистским канонам, жизнь — непрерывная цепь страданий, облегчить которые можно праведным поведением и неубиением живых существ (рис. 180).

Буддизм широко распространён в Китае, Японии, Корее, является господствующей религией в Мьянме, Шри-Ланке, Таиланде, Монголии, Бутане, Вьетнаме, Камбодже, Лаосе. Крупные буддийские общины проживают в Индии, Непале, Сингапуре, Индонезии и России, где его исповедуют буряты, тувинцы и калмыки.

Последователи буддизма — вегетарианцы: они не употребляют в пищу мясные продукты. Эти этические нормы оказывают непосредственное влияние на хозяйственную жизнь, особенно на специализацию сельского хозяйства.

В буддизме существуют два основных направления. Приверженцы Хинаяны (что означает «узкий путь») считают Будду реальным историческим лицом, строго следуют принципам раннего буддизма; те, кто хочет достичь спасения, должны оставить мирскую жизнь. Последователи Ма-хаяны («широкий путь») обожествляют Будду и считают, что для спасения монашество необязательно.

Три важнейшие ценности буддизма — учитель Будда, учение драхма, хранитель истины — сагха, который указывает и облегчает путь верующего. Эти идеи буддизма, а также относительное безразличие к обрядности и приспособление к местным условиям, способствовали его распространению за пределы Индии. В южном и юго-восточном направлении буддизм распространялся в основном в форме учения Хинаяны (в III—I вв. до н. э.). С начала нашей эры начинается его движение на север и северо-восток в форме учения Махаяны. В самой Индии буддизм вытеснился индуизмом с кастовым строем, не приемлющим равенства.

В ламаизме, более поздней форме буддизма, особое значение придаётся магическим заклинаниям, медитации, с помощью которых можно достичь нирваны — состояния высшего блаженства и отрешённости от жизненных забот. Ламаизм распространён среди населения Монголии, в восточной Бурятии, среди калмыков и тувинцев.

Рис. 180. Центрами духовной жизни в буддизме являются монастыри с иерархически организованным укладом жизни (ученики, послушники, монахи, настоятели, воплощенцы — «живые боги»)

Рис. 181. Спасо-Преображенский собор Сурожского монастыря XI в. в Пскове (Россия)

Рис. 182. Католический собор в Руане (Франция)

Христианство появилось в начале I тыс. нашей эры на востоке Римской империи, на территории современного Израиля как протест против иудаистской исключительности. Оно быстро распространилось в среде рабов и бедноты. Провозгласив равенство всех людей, христианство отвергло существовавшие рабовладельческие общественные порядки, дав отчаявшимся надежду на получение свободы через познание божественной истины, которую принёс на землю Христос.

К христианским обшинам стали присоединяться ремесленники, торговцы, земледельцы, знать. Император Константин (ок. 285—337) своим эдиктом 324 г. положил начало превращению христианства в государственную религию Римской империи.

Символы веры были определены на первых семи Вселенских соборах. Они без изменений сохранены в православной церкви, что даёт ей дополнительные аргументы как истинно христианскому вероучению.

Согласно христианству, Бог существует в трёх лицах — Отца, Сына и Святого Духа. Бог-Сын принял мученическую смерть, чтобы искупить грехи людей и прийти второй раз на Землю для установления царствия небесного. Святая книга христиан — Библия, состоящая из Ветхого Завета и Нового Завета. Основные этические нормы — терпение и всепрощение.

В 1054 г. произошёл полный разрыв между римской (западной) и константинопольской (восточной) ветвями христианства, оно разделилось на католицизм и православие (рис. 181, 182). Основные различия между ними состоят в вопросе о происхождении Святого Духа: католики считают, что он произошёл от Бога-Отца и Бога-Сына, православные — от Бога-Отца. Католики, в отличие от православных, полагают, что кроме ада и рая есть ещё и чистилище. В православной церкви допускается только хоровое пение без музыки, в католической — богослужение сопровождается органной музыкой. Существуют также различия в обрядах, в архитектуре церковных зданий, в организации церкви (строгая централизация и всевластие Папы Римского в католицизме).

Православная церковь не управляется из единого центра, она представлена 15 автокефальными (независимыми) церквями: Константинопольской, Александрийской (Египет и некоторые страны Африки), Антиохийской (Сирия, Ливан), Иерусалимской (Палестина), Русской, Грузинской, Сербской, Румынской, Болгарской, Кипрской, Элладской (греческой), Албанской, Чешской, Словацкой, Польской, Американской. Из ряда автокефальных церквей выделены автономные церкви, имеющие большие права по самоуправлению (Синайская — юрисдикция Иерусалимского патриарха, Японская — юрисдикция Патриарха Московского и Всея Руси).

В 90-е гг. XX в. вследствие распада СССР встал вопрос об образовании самостоятельной Украинской церкви и отделении её от Русской православной церкви.

В Российской Федерации, Белоруссии, Украине, Румынии, Греции, Сербии, Черногории, Болгарии, Грузии, Молдавии, Македонии, на Кипре исповедующие православие составляют большинство населения. Крупные православные общины имеются в США, Казахстане, странах Балтии, Киргизии, Чехии, Польше, Словакии, Турции, государствах Ближнего Востока.

Униатская (или греко-католическая церковь), признающая главенство Папы Римского, появилась в районах «соприкосновения» западной и восточной ветвей христианства, вобрала в себя этические нормы и обряды обеих ветвей. Наибольшее распространение получила на Западной Украине.

Монофизитская церковь, считающая Иисуса Христа не богочеловеком, а Богом, распространена среди египетских коптов, в Эфиопии, в Армении.

Католическая церковь строго централизована, имеет один центр — государство-город Ватикан, единого главу — Папу Римского (наместника Иисуса на Земле). Духовенство в католицизме даёт обет безбрачия. На протяжении многих столетий богослужение в католичестве совершалось на латинском языке, лишь II Ватиканский собор (1962—1965) разрешил службы на национальных языках.

В большинстве стран Западной Европы католицизм является господствующей религией (рис. 183), а в ряде стран — Великобритании, Германии, Нидерландах, Швейцарии — имеются крупные обшины. Во всех государствах Америки большинство верующего населения исповедуют католицизм: почти треть населения США и половина канадцев — католики.

Рис. 183. Кафедральный собор Санта-Мария в Севилье (Испания). Это третий по величине христианский храм и самая большая в мире готическая постройка. Храм перестроен из мечети Альмохадов в XIII - XV вв.

Католическая колонизация Нового Света

    Католическая церковь активно участвовала в завоевании и хозяйственном освоении Нового Света.

    Идеологические вдохновители освоения Америки — католические короли Испании Фердинанд и Изабелла (1479—1505) окончательно изгнали мусульман с Пиренейского полуострова, совершив последний в истории победоносный Крестовый поход. Открытие и завоевание Америки стало рассматриваться Ватиканом как новый крестовый поход, так как Америка рассматривалась как языческая страна, население которой надо обратить в христианство. Специальные папские буллы «даровали» Новый Свет католическим королям. Вскоре церковь превратилась в крупного земельного собственника, доходы которого превышали доходы испанской короны. Группы монахов-миссионеров двигались за конкистадорами. По пути следования строились посёлки — миссии церкви, здания для проживания монахов, школы для индейских детей, вооружённые укрепления для отрядов испанских солдат. Всё это становилось центрами христианизации окрестных племён, фактически эти миссии становились границами владений Испании. Эти границы должны были продвигаться в глубь страны каждые десять лет на возможно большее расстояние. После обращения в христианство миссионеры искореняли местные элементы культуры. Так или иначе, католические миссионеры способствовали синтезу культур и возникновению особого цивилизационного мира — Латинской Америки.

Рис. 184. Архив Индий в Севилье (Испания). В архиве хранятся оригиналы донесений конкистадоров и миссионеров об освоении Нового Света

Рис. 185. Прибытие конкистадоров в Новый Свет

Хозяйственная этика старообрядцев

    Старообрядцы — последователи древнего благочестия, не приняли церковные реформы патриарха Никона 1653—1656 гг. С этого времени русское православие раскололось на два враждующих лагеря; в отношении старообрядцев (или раскольников) начались репрессии. Староверы были вынуждены спасаться бегством на окраины России и за её пределы.

    Старообрядцы жёстко соблюдают внешние формы древнего благочестия — носят бороды и одежду старинного покроя, не пьют и не курят, строго соблюдают посты, не приветствуют театры и музыку. Бережливость, взаимовыручку, честный труд считали важнейшими средствами борьбы с бедностью. Именно эти качества привели к тому, что в среде старообрядцев России появились крупные предприниматели и купцы.

Рис. 186. Семья старообрядцев Ивановых в штате Гояс (Бразилия) — крупных землевладельцев и производителей сельскохозяйственной продукции

Католическая церковь располагает огромной, подчинённой строгой дисциплине армией духовенства, многочисленными монашескими орденами, благотворительными организациями.

Распространение христианства, в первую очередь католичества, за пределы Европы и превращение его в мировую религию началось вместе с эпохой Великих географических открытий. Зачастую колонизация объяснялась необходимостью привнесения на новые территории истинной веры. За пределами европейских стран христианские обряды видоизменялись в соответствии с местными условиями. В XVI в. католицизм распространился в Латинской Америке (рис. 187), на Филиппинах, где позиции этой религии сильны до настоящего времени. В XIX в. вместе с переселенцами католицизм проник в Австралию и Новую Зеландию.

Рис. 187. Современный католический собор в г. Бразилиа (Бразилия)

Колониальные правительства объявили католицизм государственной религией в ряде стран Южной и Тропической Африки (Кабо-Верде, Реюньоне), около 50% населения Экваториальной Гвинеи, Сейшельских Островов, Анголы, Бурунди, Руанды, Камеруна — католики. Католической веры придерживаются более трети населения Габона, Демократической Республики Конго, Конго, ЦАР, Кении и Уганды; 20% населения Мозамбика. Большие группы католиков есть в Намибии, Лесото, Гане, Бенине, Того, Кот-д'Ивуаре, Нигерии, на Мадагаскаре.

В Азии католическими странами являются Филиппины и Восточный Тимор, много католиков во Вьетнаме, Республике Корее, Индонезии, Шри-Ланке.

В начале XX в. католицизм распространился на острова Тихого Океана: Гуам, Самоа, Кирибати, Науру, Новая Каледония.

В результате Реформации в Европе в XVI в. от католиков отделились протестанты, отвергшие главенство Папы Римского как посредника между Богом и верующими. Они стали признавать искупление грехов только верой в Бога, единственным источником вероучения считать Библию. Протестанты, в свою очередь, разделились на англиканскую церковь, лютеранство, кальвинизм, от которого откололись реформаторы, пресвитерианцы, баптисты и др. Протестанты преобладают среди населения Северной Европы, в Канаде, США, Австрии, Великобритании, Нидерландах, Франции, Швейцарии.

Ислам (рис. 188). Основатель ислама — реальное историческое лицо, арабский купец Мухаммед (509—623). К нему в 609 или 610 г. в месяце рамадане явился архангел Джабраил и объявил, что Мухаммед избран Богом подарить людям истинную веру и спасти от Страшного суда. Родина Мухаммеда — Хиджаз лежал на обрамлённой горами полосе побережья между Синайским полуостровом и Меккой. Этот район, где ранее кочевали племена бедуинов и неспешно проходили караваны, постепенно становился местом постоянного проживания купцов и ростовщиков.

Рис. 188. Мечеть Айя София в Стамбуле (Турция). Мечеть переделана из христианского храма Святой Софии, заложенного в 553 г.

Войны требовали постоянного притока товаров, и жители Мекки, расположенной на перекрёстке важнейших торговых путей, сделали всё возможное для развития торговли. Были введены «священные месяцы», когда кровная месть и любые военные действия у стен города запрещались. Обстановка в окрестностях Мекки была нестабильна: кочевники грабили крестьян и караваны, бедуины враждовали между собой из-за пастбищ и колодцев.

Таким образом, обстоятельства требовали идеологии, которая бы сгладила социальные противоречия, положила конец междоусобицам и грабежам и направила воинственность жителей на внешние цели. Всё это дал Мухаммед. Вначале осмеянный за одержимость, он объединил своих земляков под зелёным знаменем ислама.

В исламе, в отличие от других религий, есть положения, способствующие географическим открытиям, это — «священная война», обязательное паломничество к святым местам и признание торговли богоугодной деятельностью. Например, 17 сура Корана прямо настаивает на морских плаваниях, утверждая, что Аллах гонит вперёд корабли правоверных, на которых они стремятся к изобилию. Сам Мухаммед, будучи купцом, утверждал, что тот, кто покидает родной очаг в поисках знаний, идёт по пути божьему.

Главный центр ислама — Мекка, где находится чёрный камень Каабы. Мусульмане молятся пять раз в сутки, обратившись лицом к этому месту.

В Европе ислам распространился в пределах Пиренейского полуострова — в южной и восточной Испании. Здесь арабо-мавританское владычество продолжалось почти восемь веков — с 711 по 1492 г.

Отличительной особенностью арабских дворцов считается обилие ковров, разделение на парадные залы, службы и женскую половину (гарем), куда запрещено входить посторонним мужчинам. К дворцам обязательно прилегал парк (рис. 190).

В Северную и Тропическую Африку ислам принесли арабские торговые караваны. Арабским путешественникам мы обязаны описанием «страны золота» — западноафриканской империи Гана (на юге современной Мавритании), королевства Борну и Канем, восточноафриканского побережья, где под их влиянием сформировалась азанийская цивилизация.

В VI в. завоевательные походы привели арабских кочевников в Малую Азию и долину Инда, в VIII в. — в Северную Африку. В X в. «священная война» принесла ислам в Иран, Ирак, Среднюю Азию, к XII в. — на территорию современного Пакистана и Индии, где он столкнулся с сопротивлением индуизма. Эта огромная исламская империя долго не просуществовала, но культурная общность арабов сохранилась по сей день.

Рис. 189. Внутреннее убранство Голубой мечети (Султанахмет) в Стамбуле (Турция). Для молящихся женшин в мечети выделено специальное место

Рис. 190. Альгамбра — мавританский дворец в Гранаде (Испания)

Самыми значимыми памятниками арабо-мавританского владычества в Испании считаются Альгамбра и сады Хенералифе в Гранаде, Кор-добская мечеть, арабские крепости (алькасары)

В отличие от всех других религий, ислам распространялся среди всех народов, которые были готовы его принять, независимо от цвета кожи и местных верований. Результатом такого похода стал расцвет исламской культуры, обусловленный совместными действиями индийцев, персов, египтян, объединённых арабской властью. В исламской литературе, наряду с исследованиями по математике, медицине и астрономии, особой популярностью стали пользоваться описания путешествий.

Мусульмане, или магометане, верят в единого бога Аллаха, Мухаммед считается его посланником на земле. Священной книгой мусульман считается Коран, который состоит из проповедей, предписаний, регулирующих имущественные, правовые, семейные отношения, в нём содержатся также бытовые правила и поучения.

В исламе сформировалось три основных направления, различающихся подходом к вопросу о главе мусульманской общины. Последователи суннизма кроме Корана признают «священное предание» Сунну, а главой мусульманской общины избирают достойных представителей элиты. Для последователей шиизма важна роль зятя Мухаммеда — пророка Али (власть могут наследовать только его потомки). Хариджизм — ортодоксальный ислам, близкий к суннизму, требует соблюдения строгих правил поведения в жизни. Хариджиты осуждают роскошь, запрещают игры и музыку, главой общины выбирают самого достойного.

Почти 90% мусульман мира относятся к суннитам. Шиизм преобладает в Иране, Бахрейне, Йемене, Азербайджане. Крупные шиитские общины проживают в Ливане, Сирии, ОАЭ, Афганистане, Таджикистане.

Кайруан — мусульманская святыня в Африке

    В 671 г. Окба ибн Нафи — соратник пророка Мухаммеда, завоеватель Северной Африки, основал этот город в 70 км от побережья, в долине, на полпути до горного хребта, занятого берберами. Он утверждал, что этот город должен служить исламу до скончания света.

    В VII в., после окончательного поражения берберов, Кайруан становится главным мусульманским центром Магриба, одним из самых почитаемых мест мусульманского мира — четвёртый святой город после Мекки, Медины, Иерусалима.

Рис. 191. Кладбище последователей пророка Мухаммеда в Кайруане (Тунис)

Рис. 192. Мечеть в Кайруане (Тунис)

Исламская экономика

    Шариат — свод законов ислама, регулирует экономические отношения — наследственное право, налогообложение, ростовщичество. Так, Коран поощряет давать деньги в долг братьям-мусульманам, но требует безусловной отдачи в срок. Если в семье несколько детей, то свои доли в наследстве должны получить все дети. Система налогов (хумс — налогообложение собственности, закят — налог в пользу бедных, джизья — подушной налог с иноверцев) во многих странах существует в неизменном виде. Шариат запрещает торговать свининой и алкоголем, запрещены азартные игры, ростовщичество. Очевидно, что по мере развития глобального рынка многие из этих предписаний явно угрожают благосостоянию мусульманских стран (например, получение процентов на вложенный в банки капитал). Реалии жизни ведут к ревизии противоречащих хозяйственной практике положений и отказу от них.

В конце XX — начале XXI в. в мире наблюдалось резкое усиление роли ислама в экономической, политической, духовной жизни стран. Мусульманские общины имеются почти в 120 странах мира. Почти в 30 странах ислам признан государственной (официальной) религией. В 43 странах мусульмане составляют абсолютное большинство населения. Это 16 стран Северной и Западной Африки, 26 стран Юго-Западной и Центральной Азии, Албания. Почти в 30 странах мусульмане образуют влиятельное меньшинство населения. К их числу относится Российская Федерация, в которой многие народы Северного Кавказа, татары и башкиры исповедуют ислам.

Рис. 193. Исламские женщины. Несмотря на то что в 1928 г. Турция стала первой в исламском мире страной, где церковь отделена от государства, многие женщины носят традиционную одежду (закрывают либо только лицо, либо всё тело чадрой или паранджой)

Религии и общественная жизнь. Большинство религий мира придают особое значение преемственности, традициям, следованию определённым нормам поведения. С этой точки зрения религии играют консервативную роль в жизни общества. Зачастую религии являются помехой в проведении демографической политики.

Религии оказывают косвенное влияние на развитие сельского хозяйства, ограничивая употребление в пищу определённых продуктов (в определённое время года) и придавая символическое значение домашним животным. Более 260 млн буддистов — вегетарианцы, индуисты не употребляют говядины, мусульмане — свинины.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru