Учебник для 6 класса

§ 8. Кратные и дольные единицы. Переход к основным единицам СИ

Физические явления, которые вы будете изучать в 6-м классе, описываются такими величинами, как длина, масса, промежуток времени и температура. Напомним, что основными единицами, в которых измеряются эти физические величины в Международной системе единиц (СИ), являются (см. § 5):

    1 м — единица длины;
    1 кг — единица массы;
    1 с — единица промежутка времени;
    1 К (К — градус по шкале Кельвина) — единица температуры.

Международная система единиц (СИ) является метрической. Что это означает? Это означает, что через основные единицы можно получить кратные и дольные единицы путем умножения или деления: кратные единицы — умножением основной единицы на 10, 100, 1000, ...; дольные — делением основной единицы на 10, 100, 1000, … .

На первом форзаце учебного пособия представлены единицы, кратные и дольные основным единицам длины, массы и промежутка времени.

При решении задач вы будете работать чаще всего с основными единицами СИ.

От кратных и дольных единиц легко перейти к основным. Например, пусть расстояние от вашего дома до школы l = 0,500 км. Выразим его в основных единицах длины — метрах (м). На первом форзаце приведено: 1 км = 1000 м.

Тогда l = 0,500 • 1000 м = 500 м.

Значит, чтобы перейти от кратных единиц к основной, надо умножить значения величин на 10, 100, 1000, ... . Еще один пример. Масса творога в упаковке m = 200 г. Выразим массу творога в основных единицах массы — килограммах (кг).

1 г = 0,001кг.

Значит,

m = 200 • 0,001 кг = 0,2 кг.

Следовательно, чтобы перейти от дольных единиц к основной, надо значения величин разделить на 10, 100, 1000, ... .

Подумайте и ответьте

Переведите приведенные значения величин в основные единицы СИ:

  1. длина линейки l = 30 см;
  2. длина туристического маршрута l = 20 км;
  3. масса легкового автомобиля (без пассажиров) m = 0,50 т;
  4. масса одной конфеты m = 30 г;
  5. промежуток времени t = 1,0 ч;
  6. промежуток времени от восхода до захода Солнца в день весеннего равноденствия.

Сделайте дома сами

  1. Проведите в тетради отрезок прямой длиной l = 1 дм.
  2. Разделите его на 10 равных частей. Чему равна длина одной части?
  3. Длину этой части разделите на 10 равных частей. Чему равна длина одной части?
  4. Во сколько раз длина исходного отрезка прямой больше длин полученных частей?

Упражнения

  1. Выразите высоту шкафа h = 215 см в миллиметрах (мм), дециметрах (дм), метрах (м), километрах (км). В каких единицах удобнее всего измерять высоту шкафа?
  2. Выразите массу мешка с мукой m = 48 кг в тоннах (т), центнерах (ц), граммах (г), миллиграммах (мг). В каких единицах удобнее всего измерять массу мешка с мукой?
  3. Спортсмен пробежал 5-километровую дистанцию за промежуток времени t = 828 с. Выразите данный промежуток времени в минутах (мин), часах (ч).
  4. Во сколько раз отличаются принятые в Англии и США единицы длины: миля l1 = 1609 м и морская миля l2 = 1,852 км? Сколько кабельтов в одной морской миле?
    Указание. 1 кабельтов = 185,2 м.
  5. В старину для определения массы изделий из золота и серебра часто пользовались единицами измерения: 1 доля = 44,4 мг и 1 золотник = 4,27 г. Во сколько раз отличаются эти единицы массы? Сколько граммов (г) серебра в 50-копеечной монете 1896 г., на которой написано: «чистого серебра 2 золотника»? Сколько миллиграммов (мг)?

 

Рейтинг@Mail.ru